Ситуационное управление качеством образования опирается на базовые принципы управления качеством, которые были развиты в системе высшего образования в течение второй половины ХХ в. и ориентированные на обеспечение стандартизации. В условиях XXI в. изменяется не только среда ведения бизнеса, но и подходы и возможности формирования более гибких и дифференцированных инструментов стандартизации.
Если вплоть до 2010-х гг. в литературе можно было увидеть упрек в ригидности системам обеспечения качества высшего образования на основе образовательных стандартов, предполагалось, что образовательные стандарты противоречат академическим свободам университетов и требованиям новых возникающих профессий и видов деятельности на рынке труда, то сегодня стандартизация приобретает все более содержательные акценты. Жесткость требований к условиям обучения сегодня сочетается с повышением гибкости требований к получаемым студентами компетенциям.
Таким образом, сегодня вопросы ситуационного управления и стандартизации не являются взаимоисключающими. Так, можно выделить ряд международных стандартов, применяемых к управлению качеством и допускающих их применение к ситуационному управлению, а именно, стандарт последней редакции ISO 9000–2012 по менеджменту качества, ISO 10014–2011 по финансово-экономическим выгодам, преимуществам и результатам организации, ISO 15288- 2011 по системной инженерии, ISO 21500–2012 по проектному менеджменту. Среди указанных стандартов упоминается ряд базовых положений, которые можно применять для осуществления ситуационного управления обеспечением качества в высшем образовании
Таблица 1
Международные стандарты (МС), применимые для ситуационного управления качеством образования
№ |
Название МС |
Содержание |
1 |
ISO 9000 |
Принципы документирования процедур, самопроверки и аудита со стороны центра управления качеством образования (ЦУКО) |
2 |
ISO 10014 |
Выбор инструментов, использование диаграммы RADAR, набор вопросов для аудита |
3 |
ISO 15288 |
Определение стадий жизненного цикла образовательных технологий, понятие этапов проекта для ВУЗа |
4 |
ISO 21500 |
Типы процессов, их взаимосвязь, мониторинг |
Международные стандарты, указанные в таблице, находят свое выражение в государственных стандартах Российской Федерации. Так, можно упомянуть наиболее базовые ГОСТы — ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения; ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения; ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
На соответствие требованиям стандарта ISO 9001 в национальной системе сертификации ГОСТ Р сертифицирована система менеджмента качества (СМК) СПбГЭУ, процедура сертификации была пройдена в марте 2013 года, регистрационный номер сертификата POCC RU.ИС09.К01461, дата регистрации 11.03.2013 г.
Кроме того, СМК СПбГЭУ прошла проверку и получила сертификат в международной системе IQNet, ACCREDIA (IAF).
Соответственно, сегодня новые задачи, стоящие перед системой обеспечения качества образования, включают в себя, прежде всего, развитие национальных систем обеспечения качества в сфере высшего образования, а именно [1]:
– определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
– оценка программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценка со стороны студентов и ее публикация;
– система аккредитации, сертификации и подобных процедур;
– свидетельство международного участия в оценке, международном сотрудничестве и работе в рамках Европейской сети (Ассоциации), гарантии (обеспечения) качества в высшем образовании (ENQA), Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Европейского национального объединения студентов (ESIB).
Так, СПбГЭУ активно сотрудничает с разнообразными международными, европейскими и мировыми организациями, работающими в сфере обеспечения качества высшего образования. Среди европейских организаций и ассоциаций, с которыми СПбГЭУ имеет тесные и давние взаимоотношения в области обеспечения качества образования, следует особо выделить следующие:
– ENQA (Европейская ассоциация обеспечения качества образования),
– EUA (Европейская ассоциация университетов),
– AUF (Университетское агентство Франкофония).
Кроме того, специалисты по качеству СПбГЭУ, представители Кафедры экономики и управления качеством и отдела управления качеством в науке и образовании, тесно взаимодействуют с аккредитационными агентствами европейских стран, в их числе:
– FINHEEC (Финляндия),
– ASIIN (Германия),
– EVA (Дания),
– AERES (Франция),
– ANVUR (Италия) и др.
В этой связи, инновационная среда бизнеса формирует требования и к инновационным проектам в образовании. Это приводит к необходимости рассмотреть возможности применения ситуационного подхода к обеспечению качества образования.
Ситуационный подход к управлению качеством также не отвергает традиционные методы и инструменты менеджмента. Напротив, ситуационное управление изначально предполагает, что управленец достаточно хорошо владеет разнообразными подходами и управленческими техниками для того, чтобы иметь возможность сделать правильный выбор той теории или концепции менеджмента, применение которой в каждой конкретной ситуации будет наиболее эффективно.
Литература:
- Горбашко Е. А. Эволюция и современные тенденции развития обеспечения качества образования в России // Экономика качества. — 2013. — № 1 (2).
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования
- ГОСТ Р ИСО 10014–2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества
- Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012
- Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
- Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
- ИСО/МЭК 15288:2002 «Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем”
- Шубаева В. Г. Ключевые принципы организации учебного и методического процессов в университете в современных изменяющихся условиях // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды. Сб. трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. — СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2018. — С. 7–20.