Реализация принципов менеджмента качества в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 1803 раза

Библиографическое описание:

Ванецкая, В. И. Реализация принципов менеджмента качества в системе высшего образования / В. И. Ванецкая, О. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59488/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье представлена интерпретация основных принципов менеджмента качества в системе высшего образования. В современных условиях деятельность любой организации в рамках системы менеджмента качества (СМК) направлена на эффективное взаимодействие всех процессов с помощью построения и непрерывного улучшения системы управления качеством.

Ключевые слова: принципы менеджмента качества, система менеджмента качества, система высшего образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности в любой организации является деятельность по обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества производимой продукции или оказываемых услуг. Высшее учебное заведение, как и любая организация, осуществляющая свою деятельность в конкурентной среде, должна стремиться к соответствию требованиями и ожиданиями потребителей. Именно поэтому в вузе необходимо внедрение системы менеджмента качества, которая направлена на непрерывное улучшение процессов, протекающих внутри организации. В стандарте ГОСТ ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» определены основные принципы менеджмента качества: «ориентация на потребителя; лидерство; взаимодействие людей; процессный подход; системный подход к менеджменту постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; менеджмент взаимоотношений» [1].

Далее нами будет представлена интерпретация данных принципов на примере учреждения высшего образования.

  1. Ориентация на потребителя.

Высшее учебное заведение является организацией, осуществляющей свою деятельность в конкурентной среде, поэтому для нее важным условием является удовлетворение требований потребителей. Следовательно, информация о состоянии рынка образовательных услуг должна подвергаться регулярному мониторингу. Примером может служить открытие новой программы в вузе, либо профиля в рамках уже существующей программы, т. к. для открытия нового направления необходимо учитывать спрос на рынке образовательных услуг. Для учета удовлетворенности потребителей уже оказанными образовательными услугами рациональным является регулярное проведение исследований среди студентов, например, анкетирования «Преподаватель глазами студентов». Это позволит измерить удовлетворённость потребителя условиями реализации образовательных программ и принять соответствующие корректирующие действия на основе результатов поведенного исследования.

  1. Лидерство.

Руководство вуза определяет цели и политику университета в области качества, устанавливает способы их применения на практике, контролирует достижение работниками поставленных целей и выполнение конкретных задач в области качества. Четкое определение политики и целей в области качества в локальных нормативных документах вуза ведёт к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, её видением, стратегическими целями и политикой в области качества. Руководитель организации обязан информировать о стратегии и политике в области качества каждого сотрудника и вовлекать его в активную деятельность по обеспечению и постоянному улучшению качества образования. Для этого необходимым является проведение регулярных встреч и совещаний с сотрудниками для отчета о проделанной работе и постановке новых целей и задач в области качества.

Говоря о главенствующей роль руководства в области качества, необходимо учесть, то, что именно руководитель предприятия несет ответственность в случае несоответствие качества товара или услуги необходимым требованиям.

  1. Взаимодействие людей.

Каждый работник высшего учебного заведения выполняет определенную роль в повышении качества образования. Для эффективной работы в данной области, сотрудники организации должны соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям и разделять политику вуза в области качества. Каждый сотрудник должен выполнять конкретные задачи в области качества и быть мотивированным в данной области деятельности. Для стимулирования сотрудников в любой организации применяются различные методы, в рамках вуза стимулирующими факторами для профессорско-преподавательского состава могут служить надбавки и премии за выполнение критериев, участвующих в рейтинге вуза.

  1. Процессный подход

Для успешного функционирования образовательная организация должна определить и управлять различными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. В вузе протекают различные процессы, которые должны быть отражены в локальных нормативных актах. За каждый процесс должен быть определен ответственный.

  1. Системный подход к менеджменту

При управлении системой взаимосвязанных процессов необходимо стремиться к объединению данных процессов. Для работы системы в целом, необходимо бесперебойное взаимодействие каждого его элемента между собой. В качестве элементов в организации выступают структурные подразделения и сотрудники. Организация отлаженного взаимодействия между структурными подразделениями вуза возможна с помощью применения систем электронного документооборота.

  1. Постоянное улучшение.

Улучшение в вузе может касаться различных показателей реализации образовательных программ: кадровых, материально-технических, технологических и. т.д. Улучшение показателей качества образования осуществляется путем повышения квалификации ППС, обновлением лабораторно-материального фонда вуза, использованием в процессе образования новейших методов и средств обучения.

  1. Принятие решений, основанное на фактах.

Руководство организации должно принимать решения исходя из достоверной и актуальной информации. Для этого в любой организации, в том числе и в вузе, должен регулярно осуществляться сбор, систематизация и анализ данных о качестве оказываемых образовательных услуг. Данная информация должна систематически предоставляться руководству вуза.

  1. Менеджмент взаимоотношений.

Для повышения качества работы вуза необходимо устанавливать взаимовыгодные отношения с партнерами, отбирая их в соответствии с имеющимися целями. В качестве поставщиков в рамках образовательного процесса могут выступать вузы-партнеры. В рамках данного сотрудничества образовательные организации могут обмениваться друг с другом опытом и знаниями в различных областях. Так же, в качестве партнеров для вуза могут выступать организации общего и среднего образования. т. к. их выпускники являются потенциальными абитуриентами. Поэтому вузу необходимо проводить в данных учреждениях профориентационную работу.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Национальный стандарт Российской Федерации. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст).
Основные термины (генерируются автоматически): область качества, высшее образование, высшее учебное заведение, взаимодействие людей, конкурентная среда, основной принцип менеджмента качества, принятие решений, руководство вуза, Система менеджмента качества, системный подход.


Похожие статьи

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации

В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

В статье рассмотрено понятие риска и процесс управления рисками в системе менеджмента качества, сравнительная таблица методов оценки рисков. Деятельность по управлению рисками помогает повысить результативность и эффективность процессов СМК, а, следо...

Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии

Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Система менеджмента качества: восемь основных элементов

В данной статье подробно рассматривается 8 основных элементов системы менеджмента качества.

Функции управления качеством образования

Качество образования играет важную роль в развитии и успехе общества. Постоянное улучшение и контроль качества образовательных процессов и услуг является ключевой задачей образовательных организаций. В данной статье будут рассмотрены функции управлен...

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе

В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...

Похожие статьи

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации

В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

В статье рассмотрено понятие риска и процесс управления рисками в системе менеджмента качества, сравнительная таблица методов оценки рисков. Деятельность по управлению рисками помогает повысить результативность и эффективность процессов СМК, а, следо...

Подходы к совершенствованию системы менеджмента качества на фармацевтическом предприятии

Совершенствование систем менеджмента и их интеграция позволяют организациям уменьшать общие издержки на качество продукции. В данной статье представлены подходы к внедрению интегрированной системы менеджмента качества в фармацевтической отрасли. Одни...

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Система менеджмента качества: восемь основных элементов

В данной статье подробно рассматривается 8 основных элементов системы менеджмента качества.

Функции управления качеством образования

Качество образования играет важную роль в развитии и успехе общества. Постоянное улучшение и контроль качества образовательных процессов и услуг является ключевой задачей образовательных организаций. В данной статье будут рассмотрены функции управлен...

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе

В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...

Задать вопрос