Инновации в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Ходосова, Е. В. Инновации в системе высшего образования / Е. В. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58237/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня, для обеспечения качества образования, формируемые у учащихся компетенции, должны включать изменчивость и постоянное обновление знаний и умений[1], в соответствии с требованиями экономической системы. Такая взаимосвязь не может быть односторонней: включение инновационных, в том числе, ситуационных управленческих подходов в образование не только опирается на запрос со стороны работодателей и рынка труда, но и создает основу для последующего успешного развития национальной и региональной экономики в условиях инновационного роста.

На данный аспект указывает не только доклад ЮНЕСКО «На пути к 2030 году», но и исследования экономистов. Так, К. Фримен совместил инновационные идеи с проблемами занятости и социальными аспектами и показал в ходе проведенных исследований, что ключевым фактором экономического цикла жизни выступают как сами инновации, так и занятость, которая является не только следствием, но и «триггером» («переключателем») экономической активности на основе возникновения новых профессий, новых видов деятельности и новой отраслевой структуры национальной и глобальной экономики [3]. На ранних стадиях спрос на рабочую силу носит ограниченный характер: объемы нового производства еще не велики и требуется лишь особо квалифицированная рабочая сила. По мере увеличения объемов производства акцент переходит на капиталосберегающую технику, спрос на рабочую силу начинает увеличиваться. Этот рост продолжается до насыщения спроса, как на рабочую силу, так и на соответствующие товары. Параллельно растет заработная плата, увеличиваются издержки. Возникает необходимость трудосберегающих инноваций. Происходит отлив рабочей силы, снижение заработной платы, и общего спроса, то есть спад в экономике.

Наконец, говоря о применении подхода ситуационного управления к обеспечению качества образования в контексте инновационной экономики, нельзя обойти вниманием теорию тройной спирали, согласно которой в течение ХХ века произошло смещение ролей в цепочке «университеты — бизнес — власть», и сегодня ключевую роль в этой цепочке играют именно университеты [2]. Авторы, рассматривая эволюцию инновационных систем, выделяют три этапа тройной спирали. На первом этапе государство полностью координирует бизнес и научную сферу, регулирует взаимоотношения между данными элементами. Второй вариант спирали предполагает, что все университеты, бизнес и всласть представляют собой отдельные институциональные образования, между которыми установлены четкие границы, а взаимодействие весьма ограничено. Наконец последний вариант тройной спирали подразумевает формирование инфраструктуры знаний путем частичного объединения всех трех институтов с учетом взаимообмена функциями элементов. Основная цель заключается в создании благоприятной инновационной среды, включающей в себя фирмы, созданные на базе университетов, стратегические альянсы между предприятиями различных отраслей и уровней технологического развития, государственные научно-исследовательских лаборатории. Тройная спираль не обладает свойством стабильности в связи с тем, что взаимосвязь отдельного элемента с двумя другими порождает множество новых сетей коммуникаций, объединений и организаций в рамках спирали.

А. В. Тычинский отмечает, что инновационная деятельность представляет собой процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых технологий, которые будут являться основой деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний [4].

Наконец, следует приведи следующее определение: «инновационная деятельность высшего учебного заведения представляет собой целостную совокупность процессов регулярного производства и применения продуктовых, процессных и организационных инноваций, обеспечивающих рост эффективности использования всех видов ресурсов учреждения высшего профессионального образования при повышении качества подготовки специалистов и оптимизации их численности в соответствии с текущими и перспективными потребностями общества» [5]. Условием эффективной инновационной деятельности является целенаправленное формирование и регулирование состояния инновационной среды организации.

Первый ученый, который положил начало изучению инновационный среды и дал ей определение, был Мануэль Кастельс, который рассматривал ее «как специфическую совокупность отношений производства и менеджмента, основанную на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новые продукты». Любая среда организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю, инновационная среда не является исключением. Внешняя инновационная среда включает в себя дальнее (макроокружение) и ближнее (микроокружение). Данные среды качаются любых участников инновационных процессов, оказывающие либо косвенное (макроокружение), либо прямое (микроокружение) влияние на условия инновационной деятельности и ее результата. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы, как описано в технологии PEST — анализа. С точки зрения образовательных учреждений компонентами социальной среды будут выступать люди, политической — государство, экономической — тоже государство, из-за особенностей финансирования образовательных учреждений, технологической — совершенствование техники. Существует также внутренняя инновационная среда — это взаимоотношения внутри предприятия, связи, которые образуются из элементов системы организации, которые влияют на ее инновационную деятельность. Понимание внутренней инновационной среды позволяет оценить инновационные возможности организации. Знание внешней среды позволяет оценить инновационный климат. Знание среды в целом — инновационное положение организации.

Литература:

  1. Острякова А. Ф. Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны // Бизнес в законе. 2015. № 1. С. 242–245.
  2. Пахомова И. Ю. Модель «Тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 7–1 (126).
  3. Freeman Ch., Clark J., Soete L. Unemployment and technical innovation. — L., 1982. P. 81–83.
  4. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
  5. Лосев К. В., Смирнов С. Б. Инновационная деятельность и её специфика в высшем учебном заведении // Журнал правовых и экономических исследований. — 2012. — № 3. — С. 135–138.

[1] На пути к 2030 году: доклад ЮНЕСКО по науке / Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2015. 44 с

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, рабочая сила, PEST, внутренняя инновационная среда, заработная плата, обеспечение качества образования.


Задать вопрос