Инновации в формах активного обучения
Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Насретдинова Ляля Минигалеевна, Богданов Ринат Радикович, Газимов Аданис Хайруллович
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 25.12.2015
Статья просмотрена: 109 раз
Библиографическое описание:
Хусаенова, А. А. Инновации в формах активного обучения / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов, А. Х. Газимов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/481/ (дата обращения: 16.11.2024).
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Так, инновации предполагают внедрение новаций в медицинском образовании. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
С внедрением в образовательный процесс вуза современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, тьютера, советчика, организатора. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза реализуются не только специальные, дисциплинарные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу вуза инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные — принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы занятий. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемой системы управляемого самообучения студентов. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, системе здравоохранения и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях медицинского профиля. Инновационная направленность деятельности этих заведений, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления системы подготовки мобильных кадров для здравоохранения.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания медицинского образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых подходов к обучению требуют постоянного поиска новых организационных форм учебной деятельности. В данной ситуации существенно возрастает роль активной самостоятельной работы самих студентов.
В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания образования преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов образовательной деятельности со студентами. Если раньше инновационная деятельность медицинских вузов сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе каждого педагога становится анализ и оценка вводимых инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В процессе изучения темы «Активное обучение студентов — как педагогический управляемый процесс» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм учебной деятельности в плане усвоения содержания образования. Интересна так называемая «пирамида обучаемости», составленная по результатам американских исследований:
Лекция-монолог5 %
Чтение (самостоятельное)10 %
Аудио-видеообучение20 %
Показ (демонстрация) действий, манипуляций30 %
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)50 %
Практика в процессе деятельности75 %
Обучение других (студент обучает студента)90 %
Последняя форма является коллективной, и реализуется на высоком уровне интенсивности. При таком обучении, имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов — устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.
Обычно при рассмотрении тех или иных методов или форм обучения осуществляют их оценку с точки зрения познавательной активности студентов. Разработаны и разрабатываются приемы активизации познавательной деятельности в рамках традиционного обучения, которое уже веками в своей основе остается измененным, а, следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то благодаря использованию этих приемов. Педагоги считают, что при рассмотрении активного процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность и взаимодействие студентов в процессе обучения, т. е. студент в процессе обучения воздействует на окружающих его однокурсников и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной пассивности многих современных студентов. Анализ форм организации процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность студентов.