Инновационная политика экономики России
Автор: Щитова Алёна Николаевна
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 7130 раз
Библиографическое описание:
Щитова, А. Н. Инновационная политика экономики России / А. Н. Щитова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6181/ (дата обращения: 22.11.2024).
На данном этапе развития российской экономики Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
В последние годы в России широко обсуждается круг экономических проблем, связанных с решением задачи перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Российская инновационная политика развития показала, что она ориентирована на результаты достижения зарубежных стран, а инновации рассматриваются в качестве конечной цели и не служат инструментом, средством для достижения цели.
Инновационный путь развития страны — это путь, основанный на тех знаниях и научных достижениях, благодаря чему Россия должна изменить свою сырьевую направленность в мировом товарообороте к 2020 году, как это указано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ». Россия должна войти в пятерку лидеров мирового экономического развития и торговать на мировом товарном рынке преимущественно наукоемкой высокотехнологичной продукцией [1, с. 32].
Впервые инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002 году в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденный указом Президента РФ от 30 марта 2002 года. В этом документе указано, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
Достижение основных целей предполагает:
- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности — 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40–50 тысяч долларов США в 2030 году);
- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4–6 и более позициям;
- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
- реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;
- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;
- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества [2, с. 20].
Переход к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития вызывает потребность в определении государственной инновационной политики. К сожалению, в России отсутствует федеральный закон о государственной инновационной политике. Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием 23 августа 1996 г. Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В законе прописана государственная поддержка инновационной деятельности: определены основные цели и принципах:
Рис. 1. Принципы государственной инновационной политики
Следовательно, можно сделать вывод, что государственная инновационная политика РФ должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности.
Инновационная политика образует систему мероприятий и стимулов, которые будут содействовать реализации стратегии субъектов экономики, направленной на эффективное развитие инновационных процессов для получения преимуществ в национальной и международной конкуренции:
Рис. 2. Направления государственной инновационной политики
Среди указанных направлений регулирования инновационной деятельности наибольшие преимущества имеют косвенные методы, которые характеризуются рыночным характером данных инструментов меньшей финансовой нагрузкой на государство, рациональным использованием средств, действенным контролем [3, с. 49].
Инновационная политика 2002–2010 гг. показала свою неэффективность, что объясняется принципиальными ошибками при ее формировании и, в первую очередь, отказом органов государственной власти, отвечающих за развитие сферы науки и технологий и за инновационное развитие, от конструктивного сотрудничества с научным обществом, основная часть которого сосредоточена в государственных академиях наук.
Инновационная политика России подверглась существенным изменениям. Основная проблема заключается в том, что требования Правительства о введении инноваций в производство последовали до укрепления в общественном сознании их необходимости, тем самым обрушились на неподготовленную аудиторию. Таким образом, российские компании, в основной массе, занимаются «инновациями ради инноваций». Были запущены целевые программы содействия университетам в научных исследованиях и разработках, поощряется инновационная деятельность в государственных компаниях, налоговые стимулы также были введены в действие.
Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономический рост и социальное благополучие России. В настоящее время инновационная активность в промышленности России, по — прежнему, ограничена в масштабах. Доля инновационных предприятий здесь не превышает 10–11 % с 2000 года. Это значительно меньше, чем в развитых странах Европы и ряде развивающихся стран. Интенсивность инновационной деятельности, связанная с общим объемом продаж, очень низка (1,9 % в России, по сравнению с 5,5 % в Швеции и 4,6 % в Германии). В мае 2010 г. PricewaterhouseCooper, Российская экономическая школа, Российская венчурная компания и Российская корпорация нанотехнологий провели опрос руководителей 100 крупных компаний в России, чтобы оценить уровень инновационной активности крупного бизнеса, выявить ключевые факторы инновационных процессов и барьеры, препятствующие их развитию в компаниях и в России в целом, а также определить наиболее важные, с точки зрения крупного бизнеса, меры государственного стимулирования этих процессов. Результаты исследования показали, что на российском рынке наибольшую инновационную активность демонстрируют крупнейшие компании, как иностранные, так и российские, работающие на международных рынках. По мнению крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства. Уровень инновационной активности сильно зависит от характеристик самих компаний. Исследование показало, что наиболее высока вероятность инновационной деятельности в крупнейших частных компаниях, вышедших за пределы национального рынка. Доля компаний, вводивших новые продукты в 2008–2010 гг., среди частных компаний было в 4 раза выше, чем среди компаний с государственным участием и в полностью государственных компаниях. Большинство компаний полагает, что к 2020 г. инновационная компонента российской экономики существенно увеличится — причем компании, которые уже сами внедрили глобально инновационные технологии, настроены гораздо более оптимистично [4, с. 16 -17].
Из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006–2007 г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием, а некоторые демонстрировали негативную динамику.
Мировой экономический кризис 2008–2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.
На втором этапе (2008–2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика. В целом, не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций [5, с. 33].
Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Одновременно начинает формироваться новая неблагоприятная тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в части науки и инноваций. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до сих пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем.
В России активно поддерживаются нано-технологии, инновации в секторах информационно-коммуникационных технологий и биотехнологий, а также инновации в биологии, которые получили широкое развитие в зарубежных странах.
Большая часть инновационных проектов приходится на ИКТ (27,5 %), энергетику и ресурсосбережение (26,1 %), биотехнологии и медицину (23,6 %). В 2010 году наибольшее число проектов было в энергетике и энергосбережении (28,1 %). Следовательно, преобразования, направленные на повышение роли науки в эффективном управлении российской экономикой, не приносит желаемых результатов. В производство внедрено лишь 10 % всех научных разработок, сделанных в РФ. Отставание от передовых стран оценивается в 40–50 лет, и с каждым годом это отставание увеличивается. В рейтинге Всемирного экономического форума Российская Федерация занимает 67 место среди 144 стран, оцениваемых по индексу глобальной конкурентоспособности в 2012–2013 гг. Произошло снижение по сравнению со значением этого же показателя в 2010–2011 гг. (63 позиция) и по сравнению с прошлым годом (2011–2012 гг. — 66 позиция) [6, с. 159–160].
Все это свидетельствует о том, что основными проблемами государственной инновационной и научно-технической политики РФ являются непоследовательный, фрагментарный и несистематический характер, неспособность формулировать и осуществлять инновационные задачи и приоритеты.
Таблица 1
Факторы, препятствующие результативности инновационной политики в России
Экономические |
Социальные |
Отсутствие оценок стратегических рисков, связанных с реализацией предлагаемых решений |
Игнорирование институциональных ограничений |
Игнорирование уникальности российской экономики и ее важнейших особенностей |
Неспособность социально-экономических структур адекватно отработать предлагаемые управляющие воздействия |
Отсутствие анализа ключевых количественных параметров, характеризующих эффективность проектов |
Отсутствие опыта модернизации у бизнес-структур |
Разница в уровне развития между регионами |
Отсутствие опыта инновационного внедрения инноваций |
Отсутствие оценок спроса на инновационную продукцию |
Отсутствие доверия и экономические правонарушения |
Игнорирование наличия в России инновационного задела советских времен |
Инновационное развитие российской экономики в период 2008–2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития.
Первый этап (2008–2012 годы) — создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
- формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;
- структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно — коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6 % ВВП в 2006 году до 4,4 % в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6 %ВВП).
Накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит завершение этапа догоняющего роста, что создает предпосылки для снижения темпов роста ВВП к 2030 году до 4,5–5 %.
Дальнейшее развитие предполагает следующие направления действия:
- принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);
- реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0 %ВВП в 2006 году до 1.3 % ВВП в 2011 году и 1,8 % в 2012 году);
- начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26–27 % в 2006–2007 годах до 7 % в 2011–2012 годах);
- поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 % в год к концу периода;
- реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико -внедренческого типа, концессионных соглашений;
- развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008–2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10–12 процентов;
- создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.
Второй этап (2013–2017 годы) — переход экономики на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
- создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;
- обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
- создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;
- многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;
- увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.
Третий этап (после 2018 года) — закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики.
Приоритеты развития:
- ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами;
- развитие экологически чистых производств;
- формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
- выход на стабильные демографические показатели;
- внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов;
- создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, соответствие его уровня потребностями экономики, поддержание на высоком уровне расходов на НИОКР [7].
Таким образом, можно сделать обобщенный вывод, что переход России к инновационному пути развития — это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён в разных документах как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий — формирование развития национальной инновационной системы. Очевидно, что продолжение этой политики, как это предлагается в рассматриваемом Проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации, приведет лишь к дальнейшей деградации сферы исследований и разработок.
Литература:
1. Гусарова, В. Ю. Основные направления развития инновационной теории / В. Ю. Гусарова // Аналитический вестник. 2010. № 5. С. 33–37.
2. Пронин, Н. Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России / Н. Н. Пронин // Аналитический вестник. 2011. № 2. С. 19–29.
3. Чупров, С. В. Инновационный вектор устойчивости развития региональной экономики / С. В. Чупров // Экономика и управление. 2012. № 5. С. 48–55.
4. Щурина, С. В. Инновационная активность компаний стран — участниц ВТО: сравнительный анализ / С. В. Щурина // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 9. С. 15–23.
5. Иванов, В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы / В. В. Иванов // Инновации. 2011. № 2. С. 30–35.
6. Крохмаль, Л. А. Национальный контекст инновационной политики в России / Л. А. Крохмаль // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12 (ч.1). С. 158–161.
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: http://www.mineconom.ru.