В работе учителя начальной школы, можно на первый план выдвинуть учительское мастерство. Педагогическое мастерство это — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе педагогического мастерства лежит сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и личным опытом педагога. Для овладения педагогическим мастерством учителю необходимо постоянно учиться и совершенствоваться [4, с. 244].
По мнению, А. С. Макаренко, ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Педагогическая биография каждого учителя индивидуальна. Не каждый учитель сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Бывает и такое, что отдельные педагоги, к сожалению так и остаются в разряде посредственных [3, с. 114].
Для того, чтобы стать мастером, творцом, преобразователем, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владея педагогической техникой, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно — деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса [6, с. 403].
Педагогическое мастерство представляет собой многогранное явление, которое в науке рассматривается с разных точек зрения. Одна из концепций определяет его, как гармоничное сочетание: глубоких знаний и интуиций, авторитетного руководства, эмпатии и чуткости, мудрости и творческого подхода. Кроме этого, важной составляющей мастерства являются навыки педагогической техники, которые позволяют достигать высоких результатов с минимальными усилиями. [7, с. 182].
Начальная школа играет ключевую роль в образовательном пути человека, закладывая фундамент знаний для всех последующих этапов обучения. Именно в этот период формируются основы мировоззрения, выявляются задатки одарённости и развиваются индивидуальные способности. Учитель начальных классов, последовательно обучая от простого к сложному, от частного к общему, стимулирует самостоятельное мышление, учит делать выводы и справляться с трудностями в общении. [5, с. 82].
Таким образом, можно сделать вывод, что современному учителю, чтобы стать мастером, нужно обладать определёнными способностями и навыками [2, с.98].
Первое — успех учителя напрямую зависит от его любви к профессии и уважения к ученикам. Позитивный настрой рождает интерес к работе, ответственность за результаты и стремление к самосовершенствованию. Важнейшие качества педагога — это нравственность, убежденность, гражданская ответственность, активная жизненная позиция, патриотизм, уважение к другим культурам, трудолюбие, любовь к детям, скромность, гуманизм и милосердие.
Второе — статус высококвалифицированного педагога предполагает наличие обширных профессиональных знаний. Так, учитель начальных классов не ограничивается одним предметом, а преподает целый спектр дисциплин, включая русский язык, литературное чтение, математику, труд (технологию), окружающий мир, изобразительное искусство и прочее. Это означает, что его образование должно охватывать все эти области. Помимо предметных знаний, для успешной работы с младшими школьниками критически важны знания частных методик, которые помогут ему сделать учебный материал доступным и понятным для каждого ученика. [2, с. 141].
Современный учитель должен свободно мыслить, научная грамотность, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы — это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории [6, с.38].
Третье — для достижения высокого профессионализма и эффективного выполнения своих обязанностей, педагогу необходим комплекс ключевых компетенций:
- организаторские навыки — умение формировать и развивать ученический коллектив, мотивировать его на достижение важных задач;
- коммуникативные навыки — эффективное взаимодействие с учениками, их семьями и коллегами, включая умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
- дидактические навыки — способность доступно и понятно доносить учебный материал, обеспечивая его усвоение учащимися;
- наблюдательность — глубокое понимание индивидуальных особенностей каждого ученика, его внутреннего мира, характера и поведенческих проявлений, с целью направления его личностного роста;
- речевые навыки — четкое и содержательное выражение мыслей и чувств как в устной, так и в письменной форме, включая изложение учебного материала, методических рекомендаций и оценку успеваемости и поведения;
- прогностические навыки — способность предвидеть дальнейшее развитие личности ученика, прогнозируя результаты его учебной деятельности и формирования личностных качеств на основе анализа его индивидуальных данных;
- управление вниманием учащихся — умение педагога вовлекать учащихся, концентрируя их внимание на изучаемом материале, проблеме и задании.
Перечисленные выше навыки, в комплексе повышают эффективность работы педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и помогают заслужить авторитет. Однако, без таких личных качеств, как усердие, выдержка, требовательность, настойчивость, принципиальность, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики ценят тех учителей, которые одинаково справедливы ко всем, вежливы, не допускают оскорблений, в то время, как грубых и вспыльчивых учителей они не принимают.
Непрерывно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного совершенствования своих профессиональных навыков.
Педагогическая наука рассматривает учителя, в первую очередь, как организатора учебной и воспитательной деятельности. Следовательно, для успешного выполнения этой роли учитель должен обладать высоким уровнем профессионализма и соответствующими личностными чертами. [2, с. 89].
Таким образом, педагогическое мастерство учителя начальных классов — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. Для овладения, которым необходимо много знать и уметь, а также иметь ряд следующих навыков: организаторских, коммуникативных, дидактических, наблюдательских, речевых, прогностических и способностью управлять вниманием учащихся.
Литература:
- Гребенкина Л. К., Байкова В. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2000.
- Корепанова М. В., Гончарова О. В., Лавринец И. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Академия, 2012.
- Макаренко А. С. Собрание сочинений: 4т. — Том 2. Педагогическая поэма. — М.: Правда, 1987.
- Пидкасистый П. И. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1995.
- Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
- Сластёнин В. А. Методика воспитательной работы. — М.: Академия, 2004.
- Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. — М.: Академия, 2002.

