Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства
Авторы: Шеранова Марьиям Базарбаевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 15.11.2015
Статья просмотрена: 11057 раз
Библиографическое описание:
Шеранова, М. Б. Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства / М. Б. Шеранова, С. О. Алимкулов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/458/ (дата обращения: 16.12.2024).
В психолого-педагогической литературе в настоящее время имеются разные характеристики понятия «педагогическое мастерство», но нет единого определения, точно и полно раскрывающего его содержание и сущность. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы...
С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. Это определение не дает ясного представления о содержании педагогического мастерства, о его компонентах. Нет в нем и указаний на природу педагогического мастерства. Не ясно, например, как приходит к педагогу этот «высокий уровень профессиональной деятельности». То ли это результат научения, то ли это проявление наследственного предрасположения, то ли это единство теоретической вооруженности и практической работы.
Наиболее удачно, по нашему мнению, сущность педагогического мастерства раскрыта в «Педагогической энциклопедии»: это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Педагог — мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Если вдуматься в это определение, то можно заметить, что:
1) в содержание понятия «педагогическое мастерство» включаются:
общая высокая культура, эрудиция;
обширные и глубокие знания из области преподаваемой науки;
вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания;
владение в совершенстве методикой учебно-воспитательной работы, которое обнаруживается, по мнению учёных, главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать;
2) педагогическое мастерство воспитуемо, оно доступно каждому, кто избрал профессию учителя по призванию.
Остановимся более подробно на характеристике профессионально-педагогических знаний и на способностях.
Профессиональное знание — это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Знания учителя в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики обусловливают научное решение сложных вопросов теории и практики подрастающего поколения, вооружают учителя закономерностями процесса овладения знаниями, умениями и навыками в школе, формирования личности школьника, позволяют определить наиболее эффективные основы и методы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая эрудиция обеспечивает правильный выбор воздействия на основе точного психологического анализа поступка, факта или явления. Недооценка или игнорирование этой первоосновы высокого профессионализма (психолого-педагогических знаний) приводит некоторых учителей к ремесленничеству, штампам, примитивизму, рутине.
Педагогические способности — это составной часть педагогического мастерства. Н. В. Кузьмина подчеркивает, что педагогические способности — специальные, от них зависит овладение педагогическим мастерством. Ученые разных областей научного знания интенсивно занимаются сейчас углубленным исследованием проблемы специально педагогических способностей, их классификации.
В психолого-педагогической литературе чаще всего отмечаются следующие виды педагогических способностей:
Дидактические — это такие способности, которые составляют основу умений излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно. Обладая дидактическими способностями, учитель сумеет проявить изобретательность, чтобы вызвать мыслительную активность школьников, внести в учебно-воспитательный процесс что-то новое, необычное, затрагивающее не только ум, но и чувства.
Организаторские — проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, вовлечь их в различные виды общественно полезной деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом, при помощи которого формируется соответствующая структура личности. Во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою собственную деятельность. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность все это те качества личности, которые являются следствием организаторских способностей.
Коммуникативные — это способности, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, что рождает у последних доверие и доброжелательность, готовность идти вместе с педагогом. Коммуникативные способности взаимодействуют с организаторскими и вместе обеспечивают должное влияние на школьников, управление детским коллективом, делая его идейно направленным, со здоровым общественным мнением, с правильными межличностными отношениями.
Перцептивные — это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка. «Нужно уметь читать на человеческом лице, — говорил А. С. Макаренко, — на лице ребенка... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений». Перцептивные способности вооружают воспитателя «вторым видением», умением улавливать тонкие и очень сложные вопросы психики, видеть психическое состояние школьника.
Перцептивные способности лежат в основе живого контакта учителя и учащихся, потому что и на уроке, и на перемене учитель живет ошибками и догадками ребят, их находками и идеями, и именно поэтому срабатывает умение видеть в человеке все человеческое.
Суггестивные — это способности с помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия, это эмоционально-волевое влияние, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности — это способности внушать. Поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя, его убежденностью в правоте своих действий и поступков. Можно сказать, что между авторитетом личности и суггестивными способностями существует диалектическая взаимосвязь. Но авторитет должен идти от детей. Авторитет «сверху», то есть навязанный, к внушению не приводит, одной требовательностью и твердостью влияния добиться нельзя.
Научно-познавательные — это способности к овладению информацией, знаниями из соответствующей области науки, что помогает учителю идти в ногу с современной мыслью, детально, абсолютно свободно владеть учебным материалом, творчески, последовательно подходить к проблемам, которые ставит перед ними учебно-воспитательная работа.
Среди ведущих способностей выделяют также эмоциональную устойчивость и оптимистическое прогнозирование.
Следует отметить, что все педагогические способности не проявляются и не действуют изолированно, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, что порождает возможность компенсации отсутствующих или слаборазвитых способностей другими качествами личности и особенностями психических процессов. Здесь кстати вспомнить слова А. С. Макаренко, который утверждал, что нельзя строить воспитание нашего юношества в расчете на талант. «Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
Учитель-мастер способен так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы, с одной стороны, добиться максимальной активизации приобретенных навыков детей, а с другой, — обеспечить движение растущего человека по пути совершенствования различных видов опыта.
В рамках этой темы мы провели маленькое научное исследование в 17-й школе в городе Джизак (Узбекистан). В течение одной недели мы наблюдали за уроками химии, биологии, математики, физики, географии и русского языка. У нас появился один интересный вопрос касательно этой темы: возможны ли неудачи и ошибки у педагога-мастера? Да, возможны. Но отношение к этим неудачам у обыкновенного учителя и учителя-мастера будет различным. Первый может пройти мимо своей ошибки, легко пережить ее. Она не взбудоражит его. Второй — перестрадает, постарается найти ее причины, сделать все, чтобы ошибка не повторилась. Сила педагогического мастерства в том и состоит, что дает возможность учителю свою практическую деятельность по обучению и воспитанию школьников строить, опираясь на имеющийся багаж теоретических и практических знаний и умений, а результаты практики подвергать критическому анализу с учетом планируемых целей и задач.
Так, крупица за крупицей, учитель собирает и накапливает лучший опыт, от урока к уроку оттачивает свое мастерство. Творческая лаборатория педагога-мастера — это не дающие покоя мысли о лучшем уроке, вечный поиск, неослабевающее увлечение. Таким образом знания учителя — мастера находятся в постоянном развитии, в постоянном движении.
Литература:
- Макаренко А. С. «Проблемы школьного воспитания», Педагогические сочинения — В 8 т.— Т. 4.— 1985, С. 98.
- Насырова.З. М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011.
- Педагогический словарь. — М.:1999. — Т.2. — с 256.