Дотюркский пласт в истории Сибири мало изучен. В настоящее время возрос большой интерес к проблеме формирования тюркоязычных народов.
На идею преемственности многих черт культуры древних тюрков от предшествующего скифо-сибирского этапа указывали многие исследователи. Так, в частности, впервые родство между хуннами и якутами выявил Г. В. Ксенофонтов в 1930 — х. гг. [5; 35]. Дальше исследованиями в этой области частично занимались А. Н. Бернштам, Е. С. Сидоров, А. Д. Григорьев, С. В. Иванов, Р. И. Бравина и др.
Интересно то, что А. П. Окладников полагал, что форма скифских котлов определенным образом повлияла на конфигурацию якутских деревянных чоронов [6; 101–109]. На сходство в хозяйстве и материальной культуре между скифами и якутами обратил внимание А. И. Гоголев в труде «Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры». Археологических материалов, указывающих на сходство культуры скифов с якутами, найдено мало, кроме бронзового котла, гривны, проволочных серег в виде знака вопроса.
А. П. Окладников в статье «Скифы и тайга» рассматривает материалы открытого еще в 1930-е гг. погребения у деревни Белоусовка (Верхняя Лена), из которого происходят типично хуннские костяные накладки лука с вырезами тетивы и наконечники стрел с расщепленным основанием (типа иволгинских). Другие особенности этого захоронения, архаизирующие его облик (поза погребенного, глазчатые бузы, бронзовая полусферическая пуговица), следует отнести к пережиточным элементам (скорее всего, они связаны с наследием культуры плиточных могил). Датировка этого погребения хуннским, а не скифским временем, наиболее вероятна. В другой статье — «Новая «скифская» находка на Верхней Лене» – публикуется ажурная бронзовая пластина с изображением звериного стиля, который с наибольшим основанием можно отнести к категории хуннской художественной бронзы.
А. И. Гоголев в указанной работе приводит сравнение хуннского главного праздника с якутским праздником ысыах: «Ысыах — это типичный культовый праздник возрождения природы, в своем близком варианте существовавший в хуннской конфедерации». Также сопоставляет термин дун- тун с якутским словом «тунах». В китайских источниках дун переводится как «молочная жидкость», а тун в «Гуанюне» определяется как «кумыс». В якутском слове тунах (основа тун) «пир, брызгание кумысом во время ысыаха, обилие молочных продуктов». [3; 27]
Д. Г. Савинов, основываясь на археологических материалах, выявил сходства в наконечниках стрел, женских украшениях, арочном орнаменте, а также в погребальных сооружениях якутов. Он приходит к выводу, что проявившийся в традиционной культуре якутов дотюркский (хунно-сяньбийский, по Ю. С. Худякову) пласт в палеоэтнографии выступает наиболее отчетливо. В связи с относительной изоляцией якутов от раннесредневековых кочевых империй, Савинов выделяет ее как одну из культур с нетронутыми дотюркскими компонентами [5; 62].
В наскальных изображениях хунну часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык, по их представлениям, олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Приведем сравнение с образом быка, встречающегося в якутской культуре. Согласно преданию, территория Таттинского, Чурапчинского, частично Усть-Алданского улусов ранее была заселена хоринцами. По устным сведениям краеведа Е. Д. Андросова, таттинцы в историческом прошлом поклонялись божеству Хоро, зооморфным воплощением которого был образ быка- пороза. При строительстве юрты- балагана под матицу клали деревянное изображение этого божества. Скульптура представляет собой клиновидный в продольном разрезе кусок дерева размерами 25Х30 см. с двумя выступами- рогами длиной примерно 15 см [2; 15].
Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. Культ солнца в культуре якутов занимает важное место. Национальный праздник Ысыах первоначально посвящался культу солнца и размножению конного скота.
Таким образом, традиционная культура якутов определенно имеет сходства с культурой хуннов, что говорит о неком древнем родстве этих двух культур. Как отмечалось выше, якутская традиционная культура, одна из не многих культур, сохранившая в первозданном варианте обычаи и традиции с древнетюркскими компонентами, в которых основополагающую роль сыграла предшествующая скифо-хуннская эпоха (VI в. до н. э.- V в. н. э.).
Литература:
1. Артыкбаев Ж. О. История Казахстана. Астана, 2004.
2. Бравина Р. И., В. В. Попов. Погребально- поминальная обрядность якутов: памятники и традиции XV-XIX вв. Н., 2005.
3. Гоголев А. И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993.
4. Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960.
5. Ксенофонтов Г. В. «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов». Якутск, 1992.
6. Окладников А. П. Скифы и тайга (К изучению памятников скифского времени в Ленской тайге) // Проблемы археологии. Л., 1978. Вып. II.
7. Савинов Д. Г. Археологические материалы о Южном компоненте в культурогенезе якутов.//Северо- Восточный гуманитарный Вестник. № 2(7), 2013.
8. Файзрахманов Г. Древние тюрки в Сибири и в Центральной Азии. Казань, 2000.