Климатические условия и географическое расположение хорезмского оазиса отличается от других исторических культурных областей Средней Азии. Археологические исследования, проведённые членами хорезмской археологически-этнографической экспедиции во главе с Толстовым С. П. позже археологами Каракалпакистана в советский период на территории хорезмского оазиса и соседних территорий Сарикамиш и Узбой, дают некоторые сведения о ранней государственности Хорезма. Возникновение социально-экономических и этнокультурных основ ранней государственности в Хорезме связано с рекой Амударья. Известн6о по географическим исследованиям, что территории Кизилкум, Южное Приаралье сформировались как низменность 25–10 тыс. лет назад. [1.c 283] Река Амударья начиная со своего верхнего притока вобрав воды рек Заунгизи, Зарафшан приливался через Узбой в Каспийское море. К середине геологического периода несколько русел рек Шурахан, Окчадарьё, Сирдаринские Жонадарья, Инкордарья, Кувандарья и Эскидарья сформировали границы территорий прибрежья Арала. [2.c.73]
Согласно результатам археологических исследований, были обнаружены материальные предметы поселений охотников периода позднего палеолита и мезолита на землях правобережья Амударьи, предгорьях Бурли-3 и Султон Увайс. Следует отметить, что древние корни обитателей неолита в хорезмском оазисе пока не археологически изучены. По-нашему, основной деятельностью первобытного населения позднего палеолита предгорье Султон Увайс была охота. Потому что эти территории считались удобными для охоты. Новое поколение обитателей Султан Увайса продолжили занятие предков. К первой половине 3 тыс. лет до н. э. среди родов этих охотников возникла проблема продовольствия. Вследствие этого они переселились на северо-восточные, юго-западные и юго-восточные территории холмы Янбашкала.
Источники по ранней государственности Хорезма были получены в результате археологического изучения поселения Янбаш-4. Поселение (300 м в кв.) построено в форме полуземлянки из деревянных столбов сбоку Янбашкала. В культурном слое поселения были найдены орудия труда, кости рыбы, черепашье панцирем и семечки. Обитатели Янбашкала своим профессиям добавили изготовлять орудия труда из камня, глиняное гончарство, охоту и собирательство. Подобные орудия труда как в Янбашкала были найдены в поселениях Толстов и Кават-7. Согласно данным исследований ко второй половине 2 тысячелетия до н. э. одна группа род- племен, освоивших Янбашкала, покинув свою родину, переселились в местность Туямуюн и основали поселение Туямуюн-3. Роды поселявшие местности Султан Санджар, Кумбулок-1, Каррикизил 1–4 оазиса Капарас тоже занимались охотой и собирательством. В их кулбтурном слое были найдены орудия из камня, керамика. В общем, изучены более 40 поселений эпохи неолита оазиса Карпас. [3.c. 77]
Были изучены с археологической точки зрения 3 поселения эпохи неолита в бассейне северной Акчадарьи, получены вещественные данные [1]. Около 40 неолитических поселений Акчадарьи были изучены. Итина М. А. процесс формирования этих поселений связывает с полноводным состоянием реки Амударьи. Наоборот, на территории маловодного русла Давдон Сарикамиш. Узбой существовали малочисленные поселения. Но данные поселения являются малоизученными.
Согласно историческим данным, во второй половине 2 тысячелетия до н. э. племена, проживавшие в Южной Сибири и Казахстане переселились в Южной Приаралья.
Итина М. А. исследовала этнические процессы, протекавшие в конце эпохи бронзы благодаря изучению могил, где были похоронены племена, проживавшие в Южной приаралье и в южной части бассейна Акчадарья. В том числе, были обнаружены более 100 мест погребений поселении Кукча-3, относящейся к Тазабагяпской культуре, из них 74 являются археологически изученными. Могилы имели форму прямоугольника площадью 2.2–2.5*1.8–2м. Некоторые могилы были парными, а некоторые были для одного умершего, размером 1–1,5*1,7–1,9м. [4.c.126] Похороненных умерших ноги и руки были согнуты. В каждой могиле были обнаружены керамические предметы, вокруг останков мужчин находились орудия труда, а у женщин украшения.
Таким образом можно делать вывод, что из исторических данных мы узнаем, что территории низовьев Амударьи, Сарикамиш, Узбой стали осваиваться с эпохи позднего палеолита.
Выдающимся памятником культуры Хорезма I—VI вв. н. э. является городище Топрак-кала. В III в. здесь находилась столица Хорезма. Топрак-кала была открыта хорезмской экспедицией под руководством С. П. Толстова в 1938 году. Город в плане представлял собой правильный прямоугольник. В северо-западном углу был расположен дворец правителя — огромный трёхбашенный замок. На юго-восток от замка находился храм огня. От него на юг шла длинная улица, разрезавшая город на две половины. Отходившие от неё переулки отделяли друг от друга массивные дома-кварталы, из которых состояла столица позднерабовладельческого Хорезма. Построенная в III в. крепость до 305 года была резиденцией правителей страны хорезмшахов. Из-за многочисленных завоевательных войн правители покинули резиденцию и город постепенно пришел в упадок.
В ходе археологических раскопок были найдены монеты, обломки ассуариев (погребальные сосуды зороастрийцев), а также великолепные образцы художественной культуры: тонко выделанная керамика, шерстяные, шелковые ткани, золотые украшения и ожерелье из 300 бус из стекла, пасты, янтаря, кораллов, раковин. Были открыты мастерские по изготовлению знаменитых луков, которыми славился Хорезм. Необычайно интересна архитектура памятника, являющегося замечательным образцом градостроительного и фортификационного искусства античного Хорезма. Особый интерес в этом плане представляет трёхбашенный дворец правителя. Три грандиозные башни с жилыми помещениями внутри, поднимались на тридцатиметровую высоту, сегодня они достигают 25 метровой высоты, что говорит о высокой степени развития зодчества в Хорезме.
Однако Топрак-кала известна не только своей причудливой архитектурой, но и уникальными находками древнехорезмийской письменности. Документы, написанные на древнехорезмийском языке, найдены в четырех помещениях юго-восточной части дворца. Всего было найдено 116 документов, написанных черной тушью на деревянных дощечках и на кожаных свитках. Документы на дереве, а их всего восемнадцать, очень хорошо сохранились. Хотя документы полностью еще не прочитаны, характер их уже определен. Это хозяйственные документы дворцового архива. На трёх из найденных документов стояла точная дата — 207, 231 и 232 гг.
Помимо архива, огромный интерес среди находок во дворце падишахов представляет скульптуры и живопись. Недаром Топрак-кала называют «музеем изобразительных искусств Древнего Хорезма». Это единственный полностью раскопанный памятник архитектуры Хорезма. Его размеры и гениальность архитектурной конструкции делают Топрак-кала одним из самых уникальных памятников Хорезма.
Литература:
- Баратов П, Маматкулов М, Рафиков А. Урта Осиё табиий географияси. Тошкент «Укитувчи»,2002
- Кес А. С. Антропогенное воздействие на формирование аллювиальное дельтовых равнин Амударьи. Культура и искусство древнего Хорезма. М. «Науке» 1981.
- Итина М. А. Неолит и бронзовый век южного Хорезм. М «Науке» 1991
- Виноградов А. В. Неолитические памятник Хорезма. M «Науке» 1968