Исторические корни духовности узбекского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 3343 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаева, С. А. Исторические корни духовности узбекского народа / С. А. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39678/ (дата обращения: 16.01.2025).



История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Остановимся на тех важнейших периодах в истории народа, когда закладывался фундамент его духовности и культурных традиций

Определяя исторические этапы становления цивилизации в Центральной Азии, необходимо отметить несколько особенностей ее формирования:

  1. Центральная Азия с древних времен занимала своеобразное геополитическое положение: междуречье двух плодородных рек, наличие различных географических зон (горные, предгорные, степные районы и оазисы), которые способствовали как развитию земледелия, так и скотоводства. Кроме этого, территория Центральной Азии была благодатным краем, как для автохтонного населения, так и для древних народов, находившихся в движении и вновь в нее входящих. Поэтому первыми предпосылками возникновения древней цивилизации на этой территории были определенные климатические и географические условия.
  2. Центральную Азию всегда окружали народы и государства, находящиеся на более или менее высокой стадии развития, но чьи военно-политические, экономические и культурные интересы оказывались связанными с центрально-азиатским обществом таким образом, что оно никогда не развивалось обособленно, а находилось в постоянном взаимодействии с другими культурами.
  3. Еще одной особенностью древней истории Центральной Азии является то, что процесс становления государственности и развития культуры происходил в своеобразных условиях взаимодействия кочевых скотоводческих и оседлых земледельческих племен.

В регионах поливного земледелия с древнейших времен в мировоззрении, поверьях, живущих там народов, обожествлялись вода и земля. Это относится и к нашим предкам. Зороастрийцы считали священной землю, и чтоб не осквернять ее, мертвецов не хоронили, а оставляли на солнце в специально отведенных местах. Это было связано с тем, что цена каждой пяди земли, на которую поднималась вода, была на вес золота, точно так же, как цена каждой капли влаги, идущей на орошение. Таким образом, местные религии и философские взгляды, формировавшиеся в естественноисторических условиях, неизбежно отражали особенности и потребности материально-экономической жизнедеятельности.

Ислам, признающий веру в единого Бога — Аллаха, отменил культовое отношение к воде и земле, но среди народов, занятых поливным земледелием, почтительное отношение к ним сохранилось до сегодняшних дней.

Материальные факторы жизни, в первую очередь поливное земледелие, оказали влияние на мифологию и религию, науку, традиции нашего народа. Заботливое, экономное отношение к воде и земле характерно для духовности нашего народа. Утверждение праздников, например, таких как Навруз, тоже связано с началом поливного сезона, наступлением весны.

Еще одной особенностью Туркестана как региона поливного земледелия явилось то, что здесь развивается так называемый «азиатский способ производства». Здесь в древности не сложилось рабство, а в средневековье преобладали формы мелкой и общинной собственности. С далекого прошлого пастбища, степи, богарные земли были распределены между родоплеменными общинами. Полив земли требовал постоянного строительства ирригационных сооружений и ухода за ними, что под силу было только общине. Это привело к неразвитости частной собственности на землю. При этом в этом регионе быстро развивались товаро-денежные отношения, основанные на свободной торговле и обмене товарами.

Неинтенсивное развитие частной собственности обусловило и усилило традиционализм. Он с одной стороны был преградой для общественно-экономического развития, с другой стороны, в плане духовности этот фактор сформировал такие ценности как взаимопомощь, равноправие, взаимоуважение между людьми. Однако подавление личной инициативы, приоритет общих средних требований были второй стороной медали, с этим было связано отсутствие стремления к коренным обновлениям, инициативе и творчеству. Туркестан, как и другие страны Востока, где был развит азиатский способ производства, превратился в традиционное общество, в котором общественные отношения воспроизводились без изменений.

Однако своеобразием центрально-азиатского региона являлось то, что на территорию Туркестана постоянно приходили все новые кочевые племена и народы. Они смешивались с местным населением, осваивали их культуру и опыт и обогащали своей культурой. Это систематическое вливание племен и народов до монгольского завоевания придавало общественной жизни динамизм, они были плодотворны, так как в результате происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур. Результат — выработка в среде народов Центральной Азии такой ценности как религиозная и этническая терпимость.

В 8 веке в Центральной Азии укрепился ислам и стал господствующей идеологией. Ислам как идеология еще больше укрепил тенденцию к традиционализму. Отношение к миру, природе, обществу воспринималось и оценивалось через призму ислама. Вырабатывалось мусульманское правосознание, нравственность, философия. Это влияние ислама на духовность нельзя считать окончательно ни положительным, ни отрицательным. Духовность народа, сложившаяся на традиционных началах, а затем выработавшая мусульманские устои есть историческая данность.

На территории Центральной Азии в зороастрийский период существовала своя уникальная культура, были развиты письменность, архитектура, изобразительные искусства. С приходом ислама такие виды творческой деятельности, которые противоречили ему, и все другие формы религии были уничтожены. Сохранившиеся формы культуры, такие как литература, музыка, архитектура действовали в рамках ислама. Они стали развиваться на базе традиционализма.

В эпоху своего становления и первые века развития ислам выдвинул более передовые идеи по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Исламская цивилизация на протяжении 9–12 веков и позже в эпоху темуридов добилась величайших успехов. Она была замешана на продуктивной интеллектуальной активности. Первоначально вера в ислам опиралась на продуктивную деятельность. Нравственными и социальными установками были такие изречения ислама как: «Аллах говорит: от тебя усердие — от меня вознаграждение», или «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Эти слова высечены на одном из медресе Улугбека. В то время ислам стал мировоззренческим и идеологическим фундаментом такой духовности, которая сумела обеспечить высокое развитие.

Ислам утвердил в сознании народа такие ценности как честность, правдивость, доброжелательность, взаимоуважение, заботу о детях и стариках, понятия нравственной чистоты и совершенствования. Благодаря мусульманской науке и отношению к знаниям были освоены древнеиндийские и древнегреческие наука и философия, в результате чего были собраны основные научные достижения человечества того времени. Мусульманские ученые и среди них ученые Центральной Азии обладали духом научного исследования, поэтому их можно считать отцами современной науки. Центральная Азия 9–12 веков дала миру не только великих ученых и философов, развивавших учения древности, таких как аль-Хорезми, аль-Фароби, аль-Фергани, аль-Беруни, Абу Али ибн Сино. В это время развиваются учения великих богословов Центральной Азии, которые сыграли огромную роль в духовном развитии личности. Мы находим идеи духовности в учениях Замахшари, ат-Термизи, Ахмада Яссави, Наджмитдина Кубро.

В эту эпоху, называемую периодом центрально-азиатского ренессанса, в Центральной Азии духовная составляющая развития общества находилась на большой высоте. Это связано еще и с тем, что в этот период продолжал происходить процесс взаимообогащения культур, чему способствовала вовлеченность Центральной Азии в систему мусульманского мира, развитие Великого шелкового пути и характерные для раннего ислама демократизм и динамизм. То, что культура Центральной Азии в 9–12 веках находилась в процессе взаимодействия с другими культурами, явилось важнейшим фактором, определившим особенности нашей духовности и прогресса.

Это же стремление к прогрессу продолжилось в эпоху Темура и темуридов. Сам Амир Темур, создатель после монгольского ига централизованного государства, осуществил большую работу, послужившую укреплению взаимосвязей между Европой и Азией. Во внешней политике Амира Темура главной идеей служило широкое установление международных экономических и торговых связей. Амир Темур способствовал культурному расцвету своего государства. Разными способами, иногда насильственными, он собирал в своей стране лучших представителей науки, искусства строительства. В результате в период его правления были созданы выдающиеся образцы мусульманской архитектуры и декора, сохраняющие поныне ценность памятников мирового значения. А научная и художественная деятельность достигли высочайшего уровня в эпоху темуридов. Это — деятельность Улугбека и объединение вокруг него таких ученых как Казизаде Руми, Гияссидина Джамшид Каши, Али Кушчи и др., а также появление таких гениев как Алишер Навои, Камолиддин Бехзод, Бабур и др., что внесло огромный вклад в духовное развитие нашего народа.

С середины 15 века в исламе стал усиливаться фанатизм. Среднеазиатские государства стали обособляться, общество стало закрытым для всего нового. Несмотря на экономический застой и междоусобицы, народы Средней Азии сохранили веками накопленные духовные ценности. Развивались искусство каллиграфии и миниатюра, поэзия и устное народное творчество. Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности.

Еще одной вехой в формировании духовности узбекского народа является деятельность джадидов в конце 19 века, когда часть территории Средней Азии вошла в состав царской России в качестве Туркестанского генерал губернаторства. В конце 19 века в Туркестане появилось движение, которое сыграло важную роль в общественно-политической жизни Средней Азии — джадидизм (от арабского слова «джадид» — новый). Это движение было представлено местной прогрессивной интеллигенцией. Представители национальной интеллигенции и просвещенного духовенства осознавали, что в условиях невежества и нетерпимости нельзя ожидать духовного возрождения. Джадиды выступили инициаторами создания новометодных школ. В программу преподавания новых школ были включены история, арифметика, география, родной язык. В начале 20 века джадиды стали издавать различные газеты и журналы. Через свои издания они знакомили читателей с теми событиями, которые происходили в мире, делились своими мыслями о необходимости расширения сети новометодных школ, развития торговли, банковского дела, промышленности, сельского хозяйства. Такие прогрессивные джадиды, как А. Шакури, М. Бехбуди, А. Авлони, М. Кары, У. Ходжаев и др. внесли значительный вклад в дело подъема национального самосознания и духовного развития узбекского народа.

Народ Узбекистана, обретший независимость в 1991 году, в своем стремлении к свободе, социальной справедливости и возрождению национального самосознания опирается на тот духовный фундамент, который был заложен его предками. На основе этого фундамента происходит укрепление духовного потенциала независимости, и, смеем надеяться, ожидается новый виток расцвета духовности и культуры, который будет поддерживать процветание страны и благополучие народа.

Литература:

  1. Каримов И. А. Речь на открытии памятника А. Темуру. Т., 1996.
  2. Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т., 1996.
  3. Абдунабиев А. Вклад в мировую цивилизацию. Т., 1998.
  4. Муминов И. Выдающиеся мыслители Средней Азии. Т., 1966.
  5. Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана. Т., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Азия, народ, поливное земледелие, век, ислам, узбекский народ, духовное развитие, национальное самосознание, частная собственность.


Задать вопрос