Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 900 раз

Библиографическое описание:

Таджиева, Ф. Д. Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы / Ф. Д. Таджиева, Гулчехра Юлдошова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 278-279. — URL: https://moluch.ru/archive/152/42709/ (дата обращения: 22.12.2024).



Хорезм — одна из самых древних историко-культурных областей Средней Азии. Источники эпохи арабского завоевания называют Хорезм — Страной тысячи крепостей. И в самом деле, сегодня на территории Хорезмской области археологами обнаружено множество древних городищ, некогда бывших мощными крепостями и царскими дворцами. Даже сегодня грандиозность и масштабы руин поражают своим великолепием и мощью. Тысячи крепостей раскинулись на огромных просторах безводных степей и как исполинские истуканы они хранят тайны Древнего Хорезма.

Одна из самых интересных загадок истории древнего Хорезма — это вопрос об идентичности понятий «страна ариев» и Большой Хорезм. Вопрос о происхождении арийцев и их исконном месте обитания до сих пор остаётся одним из самых загадочных в истории человечества. Многие народы Азии и Европы пытались доказать свою принадлежность к арийским племенам, но только территория Большого Хорезма совпадает по географическим и природным условиям, указанным в Авесте как «Ариана Вайчох» — место обитания ариев.

Хорезм, который был расположен относительно севернее других областей Средней Азии с точки зрения взаимоотношений и контактов между кочевыми и оседлыми народами, то есть который граничил с кочевой территорий, играл особенно важную роль. Это мы можем наблюдать ещё с периода неолита на примере отношений культуры Неолит Южной Средней Азии и культуры Кальтаминор. По мнению Виноградова А. В. найденные покрашенные и узорчатые керамические изделия есть влияние юга. [1. c. 160]

Памятники эпохи бронзы в Средней Азии хорошо изучены на территории Хорезма и в Южной Туркмении. Наиболее ранними в Хорезме являются стоянки и могильники Тазабагьябской культуры. Их насчитывается более ста. В основном это поселения, расположенные на берегах небольших протоков, в дельте Аму-Дарьи. Тазабагъябская культура принципиально отличается от культуры раннего земледелия (Анау). Она связана с приходом в плодородные долины Средней Азии в начале И тысячелетия до н. э. индоевропейского или индоиранского населения. Этот тип людей хорошо изучен по материалам могильника Кокча-3. В могильных ямах находились парные или одиночные скорченные погребения. Установлено, что ямы в большинстве случаев вырывали на двух человек. Сначала хоронили одного члена семьи, а потом могильную яму разрывали, останки ранее погребенного подвигали в сторону и хоронили другого члена семьи. Вероятно, такой обычай был связан с прочным существованием парной семьи. У головы погребенного ставили один или два сосуда с жидкой пищей. В могильниках оказалось большое количество керамики. Глиняная посуда разнообразна по форме. Большинство сосудов покрыто орнаментом, состоящим из заштрихованных треугольников, различных сочетаний ломаных линий и зигзагов. Орнамент наносили гребенчатым штампом или нарезали.

Бронзовых предметов очень мало. В основном это украшения: бронзовые выпуклые браслеты, височные подвески в виде удлиненной спирали. В мужских погребениях обнаружены бронзовые четырехгранные в сечении шилья, вставленные в костяные рукоятки. Люди жили в прямоугольных землянках размером 10x12 м. Стены сооружались из деревянных столбов, переплетенных камышом и обмазанных глиной. В центре дома находился очаг для обогревания помещения, а вдоль стен имелось еще несколько небольших очагов, служивших для приготовления пищи. Вокруг этих очагов сосредоточена основная масса археологических материалов. Очевидно эти очаги были семейными. Вокруг них жили отдельные парные семьи, которые объединялись в один род, занимавший целое помещение. Черепа людей свидетельствуют о том, что население не было единым. Здесь отчетливо различаются два антропологических типа людей. Первый тип людей — большеголовый, высокого роста; второй — с небольшой головой, среднего роста. Первый тип сближается с европеоидным населением срубной и андроновской культур, а второй — близок древнейшему населению Индии. В средине II тысячелетия до н. э. в Хорезме появляется население иной культуры — суярганской, известной по стоянке Джанбас-6, Кокча-2, Базар-2 и др. Распространение суярганской культуры было вызвано появлением в Хорезме нового населения, исторически связанного с югом, скорее всего с территорией Иранского нагорья. К концу II тысячелетия до н. э. суярганская культура в значительной степени ассимилирует тазабагъябское население, приобретает новый облик, становится господствующей. Суярганские поселения занимают большие площади. На них особенно много керамики из плоскодонных сосудов без орнамента. Сосуды хорошо обожжены, залощены. Некоторые сосуды покрыты красноватой краской. Из бронзовых предметов этой культуры встречаются однолезвийные ножи и бронзовые серпы. Население суярганской культуры занималось земледелием и скотоводством.

Памятники бронзового века Хорезма связаны с возникновением первобытного ирригационного земледелия. С течением времени ирригационное орошение совершенствовалось. Оросительная сеть в эпоху бронзы возникла первоначально на узкие боковых протоках дельты, около которых были расположены квадратные огородные участки древних земледельцев. Вдали от воды, в остальных районах Средней Азии, основным занятием населения было скотоводство.

Такие примеры взаимоотношений можно проследить и в антропологических источниках. Яблонский Л. Т. писал о том, что население неолитического поселения Тумек-Кичиджик (Сев. Туркменистан) переселилось из Поволжья через Хорезм, попытался хронологически обосновать эти факты. Мандельштам Л. М. исследовал процесс распространения Срубной культуры на Восточное Приаралье. [3. c. 102] Эти источники доказывают существование контактов между народами юга и севера.

Также непосредственно на основе археологических источников можем наблюдать культурные взаимоотношения между земледельческим югом и кочевым севером. Первоначально будем говорить об образцах материальной культуры юга, найденные на территории Хорезма.

Исследования, проведённые в поселении Сумбар дополняют вышесказанные факты и теории. Поскольку, то что в составе бронзовых посуд Сумбарской культуры встречается больше свинца относит эту культуру к северу, в отличие от южных культур с преобладанием мышьяка в составе посуды.

Керамика Андроновской культуры встречается почти во всех областях Средней Азии. Существует множество исследований по вопросам влияния Андроновской культуры к гончарству других земледельческих культур, влияние земледельческих культур к скотоводческим.

В науке археология заслуживают внимания исследования в области культурных отношений между кочевыми и оседлыми культурами на территории Хорезма и Зарафшана. Проведённые исследования на территории памятников Зарча Халифа, Дашти Кази, Токайли, Джом, Тумек-Кичиджик, Кукча-3, 15, 15а доказывают, что оазисы Хорезм и Зарафшан были центром-областью пересечения экономических и культурных отношений кочевых и оседлых народов.

В последние годы стали поднимать вопрос о периодизации взаимоотношений кочевых и скотоводческих культур. Особенно заслуживает внимание исследование Массона В. М. по его мнению самой древнейшей культурой считается Зарча Халифа. Традиции погребения дано поселения близки к южным. Отмечается, что вместе с умершим захоронили барана и 32 предмета [4. c. 265–266]. Одна часть найденных предметов (керамика, украшения для волос) относятся к земледельческим, а другая часть (предметы всадников) — северо-кочевым культурам. Массон считает это погребение (могилу) как древнейший артефакт взаимо-контактов 2 культур. Он также относит к вышесказанному такие культуры, как Шортогай, Бешкент (Бактрия) и Тазабагяп (нижняя Амударья).

Литература:

  1. Виноградов А. В. Древние охотники и рыболовы Среднеазиатского Междуречья // ТХЭ. Т. ХIII, — М.: 1981.
  2. Яблонский Л. Т. Саки южного Приаралья (археология и антропология могильников). — М., 1996.
  3. Мандельштам А. М. Кочевники на пути в Индию. — МИА, 1966, № 136. С. 102.
  4. Массон В. М. Древние цивилизации востока и степные племена. Санкт-Петербург.1999.
Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Азия, культура, территория Хорезма, тип людей, древний Хорезм, население, член семьи.


Задать вопрос