Кочевничество, в силу того, что природно-географические условия не давали возможности заниматься земледелием, в определенной территории превращалось в основной вид ведения хозяйства. Этот вид ведения хозяйства везде начинался одинаково: с простого приучения до одомашнивания в оседлом или полуоседлом хозяйстве, от откармливания и размножения на выпасах до кочевого скотоводства. Причиной кочевого скотоводства в Средней Азии явилось то, что, во-первых, в условиях региона в степях и пустынях травяной покров был сезонным; во-вторых, природные запасы воды и усыхание рек в летний период не позволяли содержать большое количества скота в одном месте. Вид животных зависел от того, что произрастало или сеялось в данном месте, от особенностей выпасов и природных условий региона. Если имелась возможность, кочевники тоже занимались земледелием. Выявлено, что кочевые племена саков и усуней холодное время года проводили в стационарных поселениях [3].
Появление в скотоводческом хозяйстве коневодства привело к коренным социально-экономическим и этнокультурным изменениям в родовом обществе. Как известно, у оседлого населения были развиты домашнее животноводство и мотыжное земледелие. В бронзовый век развитие коневодства послужило основным фактором перехода от домашнего животноводства к кочевому скотоводству. По словам академика А.Аскарова: “В качестве продукта этих коренных изменений в составе первобытных скотоводческих племен выделяются вожаки общин, имевшие в своем хозяйстве десятки домашних животных” [1].
Как известно, в скотоводческом хозяйстве процессы имущественного расслоения происходили быстрее, чем в земледельческом. Поэтому откармливать и охранять скот, находить новые места для выпаса и расширять скотоводческое хозяйство становилось жизненно важной задачей для скотоводов. Приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры в составе скотоводческих общин образуются конные отряды. Они считались свободным, воинственным имущим слоем в общине. В “Авесте” члены семей такого слоя, в отличие от других членов родовой общины, называются азади, или арии. Страна, где они проживали, называется родиной ариев, “Арьянам Вайджо”. Основное богатство ариев, их производительное хозяйство состояло из крупного и мелкого рогатого скота, транспортным средством служили кони, верблюды и быки. Образ жизни был кочевым скотоводческим, присущим степным жителям.Скотоводство, в отличие от земледелия, приносило больше богатства. В зажиточных хозяйствах имелось много выпасов, постепенно появлялись свои отряды, состоящие из конных охранников. Среди кочевников начинались стычки и разногласия из-за выпасов, которые постепенно принимали постепенныйц характер межродовых и межплеменных войн. В таких условиях старались воспитывать из юношей сильных, мужественных воинов, метких стрелков, ловких наездников. В результате образовались племена ариев-конников, набеги которых на соседние территории приносили большой доход их скотоводческим племенам. В их общинах господствовала военная демократия. Академик А.Аскаров писал следующее о происхождении ариев: “Арии — социальный продукт этапа кочевой жизни эпохи экономического подъема скотоводческих племен, их инициативный и предпринимательский слой, аристократическое сословие зарождающегося классового общества” [1].
В эпоху военной демократии община древних уструшанцев составляла военную конфедерацию. По мнению Ф. Э. Тошбоева, в древности в Средней Азии существовала единая экономическая система (конфедерация), объединявшая оседлое и кочевое население. Однако эти два вида хозяйства не могли вести нормальную деятельность. Иногда в результате завоеваний другими племенами, население попадало в плен или в зависимость от завоевателей и связи оседлых земледельцев и кочевых скотоводов искусственно прерывались. Но в большинстве случаев оседлое и кочевое население вместе боролось против завоевателей. Как известно из источников, против войска Александра Македонского боролись оседлые саки и бактрийцы, а также кочевые массагеты [2]. В археологических памятниках Мунчактепе, Калиятепе и других изучены укрепленные оборонительные сооружения, руины крепостей, остатки ирригационных сооружений, которые говорят о том, что уструшанцы в основном были оседлым населением, однако недостаточность сведений о том, что у них имелись большие площади сельскохозяйственных посевов, свидетельствует о том, что Уструшана не подчинялась единой централизованной политической власти [5]. Найденные артефакты подтверждают версию, что у уструшанцев были тесные связи с кочевыми скотоводческими племенами.
В Уструшану кочевники пришли из Нижней Сырдарьи через Голодную степь. В свое время К. Ф. Смирнов пытался доказать, что во II веке до нашей эры между населением Средней Азии и сарматами были торговые и культурные связи [4]. Тем не менее на территории Устрцушаны встречаются единичные остатки поселений и захоронений, свидетельствующие о том, что живущие здесь люди вели полукочевой образ жизни. Таким образом можно предположить, что пришлые из Евроазийских степей скотоводческие племена в поисках хороших выпасов расмещались в основном в предгорных зонах, в адырной и степной местности, в бассейнах горных рек, не занятых местным оседлым населением. Они жили в основном в переносных юртах, у них были возможности заниматься не только выпасным скотоволдством, но и металлургией, земледелием. Эти территории были не освоены местным населением, на территории было много запасов руды, что позволяло им производить военное оружие. Они обменивали продукты животноводства, коней и оружие на сельскохозяйственные продукты у оседлого населения. Одна часть пришлых кочевников расположилась в предгорных зонах, в долинах по верхнему и среднему течению Сырдарьи. А в южные части Средней Азии в последующие века пришли общины Джетыасарской культуры. Постепенно между местным и пришлым населением укрепляются обменные и торговые связи. Качественные изменения в материальной культуре показывают, что они смешались с местным оседлым населением.
Побережье Средней Сырдарьи, в частности северные, северо-западные территории Уструшаны были степными, предгорными и горными, что обеспечивало развитие как оседлого земледельческого, так и кочевого скотоводческого хозяйства, а также полуоседлого смешанного образа жизни. В античное время и раннее средневековье процессы оседлости у кочевников усиливаются. В земледельческих зонах появляется много поселений и городов.
Литература:
1. Asqarov A. Oriylar muammosi: yangicha qarashlar va yondashuvlar. // O’zbekiston tarixi moddiy madaniyat va yozma manbalarda. — Toshkent, 2005. 71–72 b.
2. Археология Узбекистана. 2010. № 1. С.170–178.
3. Байпаков К. М. Город и степь в древности: оседлость и земледелие у саков и усуней Жетысу. // Культура номадов Центральной Азии. — Самарканд, 2008. С. 74–76. URL http://www.takelink.ru/knigi_uchebniki/voennoe_delo/148345-kultura-nomadov-centralnoy-azii.html
4. СмирновК. Ф. Савроматы. — М., 1964. С.234.
5. O’zbekiston tarixining dolzarb muammolari yosh tadqiqotchilar talqinida. Yosh olimlar respublika konferensiyasi materiallari. 2012 yil 6–7 aprel. — Samarqand, 2012. 175-b.