Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной эллады и ее усовершенствованной военной техники. На огромной территории простиравшейся от Египта до берегов Инда, от Черного моря на севере до Персидского залива была создана огромная держава завоевателей. Основанную им громадную империю Александр Македонский думал объединить, эллинизируя ее.
Древний Восток привык к смещению рас и к иноземным владычествам. Универсальная Монархия, проповедовавшая разные идей видела не раз мировых завоевателей, пережила несколько попыток осуществления этих идей и эллинистическое мировое господство было только ее новым проявлением. Первым шагом к достижению этой цивилизации А. Македонский считал, теснее сблизить народности путем колонизации и строительства во всех странах необъятного царства греческие города. Греческие города широким потоком разлились по странам Передней Азии. Были укреплены и заново устроены старые города Эфес, Смирна, Магнесия, Сарды) возник ряд городов новых. Из них самыми крупными были Антиохия, Словакия, Апамея, Лаодония. Греко - македонские колонизаторы расселились главным образом, в городах, вновь основанных или заново отстроенных. Переселение греков и македонян на Восток продолжалось в течение более двух веков. В результате его наиболее важные и лучшие части Востока были заняты колонизаторами, перенесшими туда свой язык, обычаи, нравы и религию, а следовательно свою культуру. Старая эллинская культура ревностно оберегалась, но вместе с тем, она продолжала неуклонно развиваться дольше в взаимодействиях с Востоком. На Востоке эллинизм проник вплоть до границ Индии и подчинил себе самые разнородные народы и государства. Но, наряду с ним играли свою роль и местные культуры. «Греки, рассыпавшиеся по Востоку, нашли там не грубых варваров, но народы с очень древней цивилизацией, и от них они, естественно, многому научились, много восприняли» [1]. Египетская Александрия в некоторой роде был местом постоянного смещения всех народов.
Здесь проявляли заветную открытость и способность к заимствованию культурных достижений чуждых по языку, религии и обычаям народов. Впитывали все в технологии производства и художественной культуре, строительстве и военном деле, религии и мифологии, языке и обычаях, отбирая, что было необходимо для формирования собственного культурного фундамента. Это творческое начало греческого духа хорошо выразил Платон: «Чтобы греки не переняли у чужеземцев, они хорошо преобразуют это так, чтобы делать еще лучше» [2]. Старое население завоеванных областей продолжало мирно жить на насиженных местах, нашло радушный прием во вновь основанных городах и колониях Старые и новые обитатели в них жили в дружбе и согласии; ни македоняне, ни греки не думали посягать на особенности восточных народов.
Монархия, охватывающая большую часть земель, покоренных Александром, была государством, основанным Селевком в Вавилоне (312). Селевкады были, действительно, великими основателями городов. Селевк I Никатор построил на Тигре, при слиянии с ним канала из Ефрата, Селевко, вскоре привлекший к себе торговый Вавилон и в то же врем» сделавшийся сборным пунктом из Верхней Азии. Он дал имя своего сына Антиоха другому городу, построенному на Оронте, в Сирии, Антиохии, недалеко от Евфрата и Малой Азии. Хотя она не была приморским городом и должна была пользоваться гаванью города Лаодики (имя матери Селевка) Антиохия соперничала с Александрией в деятельности и роскоши. Как и Александрия, она была местом встречи купцов, а также философов всех стран. Как и египетский город, она служила великим горнилом, в котором происходило смещение различных национальностей и идей; она насчитывала до 700 тыс. жителей и заслужила названия царицы Востока. Селевк основал еще Апамею на Оронте и много других городов, так как насчитывалось не менее 16 Антиохии, 5 Лаодикей, 3 Апомей [3].
Главными центрами взаимодействий и развития цивилизации Запада и Востока являлись большие города - столицы отдельных эллинистических государств: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергем в Малой Азии, Сиракузы в Сицилии и др. Внешний вид большинства эллинистических городов поражали почти полным однообразием: правильные, сравнительно широкие улицы, хорошо вымощенные, прекрасная канализация, каменные дома, иногда в несколько этажей, роскошные площади; богатые храмы и общественные здания. В этих городах централизуется умственная и художественная жизнь. Население их может быть названо вполне эллинистическим, отчасти по составу, отчасти по укладу и внутреннему содержанию жизни.
На Востоке разнородный социальный состав населения в эллинистических государствах, шедший параллельно с разнородностью, национальной, естественно, должен бы вызвать такую форму правления, которая заключила бы в себе, хотя внешнее единство, которая издавна была привычно для населения народов Востока. Такую форму могла иметь только абсолютная монархия. Поэтому восточная политическая форма уже с первых шагов одержала верх над греками. Не успел еще А. Македонский достичь своей конечной цели и пройти лишь часть Персидского царства, как уже в Ливийском оазисе его объявили сыном Амона, то есть богом. К ней была подготовлена и культурная часть греческого населения, после того как, начиная с 4 века даже в Афинах, где демократический режим достиг высшего расцвета, лучшие умы все более и более отходили от демократии, страдавшей внутренними противоречиями и носившей в себе самой зачатки разложения и упадка. Следовательно, задача, которую должны были выполнить колонизаторские властители, состояла в том, чтобы приспособить монархическое начало к политическому быту как эллинистического, так и местного населения.
Взаимодействие цивилизаций Запада и Востока привело к изменению государственного строя колонизаторов. Вместе с изменившимися формами государственной формы правления шли рука об руку изменения экономических основ жизни. В период эллинизма, слившего единство с Востоком в одной общей государственности, взаимодействие цивилизации крыло в греческой промышленности новые рынки и в самих эллинистических государствах, в местном населении и вне его, в соседних странах. Усиление спроса вызвало оживленную торговую и промышленную деятельность, увеличилось количество производственных центров, способствовало росту городов. Благодаря усиленному обмену, тали все более и более вытесняться домашние устои хозяйства, и взамен натуральному хозяйству появилось хозяйство денежное. Наряду с этим и к труду производителя стали предъявляться больше интенсивности и больше интеллигентности, а рабский труд под влиянием конкуренции отдельных производителей, городов и государств все более и более вытеснялся из производства, а в особенности потому, что он, с прекращением подвоза и с развитием спроса на рабов, все дорожал и дорожал, тогда как свободный труд по мере роста городского населения и увеличения числа городов, становился все дешевле и дешевле. Централизация власти в руках монарха втянула и само государство в среду экономической жизни. Государству и его главе, монарху, принадлежало наибольшее количество земли на государственной территории. Монарх становился крупнейшим земельным собственником, благодаря завоеваниям и конфискациям. В руках монарха же сосредотачивалось производство массы натуральных продуктов. Государственная обработка их должна была оставлять большие выгоды, боязнь же конкуренции и неограниченность власти вызвали тенденцию монополизировать производство в своих руках. В Египте такая монополизация проведена была в значительных размерах, причем государственное производство пользовалось там, хотя и трудом почти исключительно свободным, но все, же принудительным, вызывая прикрепление людей к месту и делу и стесняя свободу передвижения. В Египте такая монополизация должна была повести к ослаблению частной предприимчивости, но уничтожить ее совершенно она не могла. Тем не менее, это могло найти себе место в государствах - городах, где частная собственность всегда играли доминирующую роль. Все монополизировать было невозможно; в особенности это относится к эллинистической художественной промышленности, работавшей на мировой рынок.
Новый экономический строй эллинизма повел и к изменению социальных основ жизни, появляется культурная элита, владеющая денежным запасом, давшая тон и экономической, и политической жизни, поскольку из нее почти исключительно выходило чиновничество. Из денежной олигархии и чиновничества выделялись придворная аристократия, чиновничества войска, путем системы пожалования земельных владений на царские земли, создался класс житочных и богатых землевладельцев, который все увеличивался благодаря покупке мель богатыми людьми, как у городов, так и у царя. При этом верхи общества: и чиновники, и военные, и купцы, и промышленники - не принадлежали к какой - либо одной национальности.
Таким образом, в эпоху эллинизма происходило разнородные смещение цивилизаций между Западом и Востоком не только в политической и социальной структурах, но и в экономике, культуре, во всех областях жизни. Это нашло свое отражение и в религии. Не заглушая древней египетской цивилизации, греко - македонские колонизаторы оставили неприкосновенной древнюю египетскую религию, но сделали общим для греков и египтян почитание Сераписа. И здесь это было продолжением давно начавшегося процесса, сразившегося в появлении греческих мистерий, почитание греками египетских и малоазийских божеств. Теперь египтяне и семитические культы, халдейские прорицания, распространяются по всей территории классического мира, заходя на Британские острова и а берега Дуная и Черного моря. «Это так называемый эллинизм обусловил дальнейшее создал Византию» [4].
Взаимодействие цивилизации Востока и Запада сказалось в искусстве и в науке. Влияние греческой имперической науки, греческой философии и греческого искусства можно проследить до крайних пределов Восточного мира и найти его следы там, где можно было менее всего ожидать их. Везде эллинская культура, стоящая на основе малоазиатской ионийской традиций, приспосабливаясь к местным условиям, дает толчок к новому, богатому по последствиям культурному развитию. Благоприятной почвой для взаимодействия и развития науки и культуры явилось египетская земля со столицей Александрией. Птолемей Соттер желал, чтобы Александрия была столько же столицей художественной и умственной жизни, он построил вдоль главной улицы дворцы, ипподром, музей, обелиски, колонны (колонна Помпея, игла Клеопатры). Он собрал более 7000тые. рукописей, хранившихся в музее и в храме Сераписа. Музей был в одно и тоже время библиотекой и учебным заведением. Наиболее прославленные писатели и ученые пользовались там широким гостеприимством, читали лекции, на которые сходились до 14 тыс. слушателей" [5].
Александрия обогатилась передовыми идеями ученых. Эвклид изложил свои Предложения и преподавал самому Птолемею Соттеру. Эвклид оставил после себя элементы, сделавшие основы новейшей геометрии. Эратосфен (276 - 194), бывший библиотекарь в Александрии при Птолемее Эвергет, был в одно и то же время писателем и ученым. Он первым измерил радиус меридиана и определил величину Земли в том виде, как ее тогда себе представляли. Он оставил карту, единственную, которой долго пользовались и на которой градусы были в виде вертикальных и горизонтальных линий.
В эллинистический период в истории колонизации началась новая эпоха, греки познакомились с областями, о которых до тех пор ходили легенды и случайные сведения, их представления о Вселенной радикально изменились, и открылись для дальнейшего ознакомления. По велению Александра Неарх исследует берега Индийского океана для изучения морского пути из Индии в Персию, а затем начинается и продолжение этого предприятия - плаванье вокруг берегов Аравийского полуострова; в 323 году Ираклит посылается в Иркандию для исследования Каспийского моря, для решения вопроса о соединении его с океаном. Птолемей Филадельф поощрял и занятие чистой наукой, например, Аристотелю была ассигнована значительная сумма для различных изысканий [6].
Таким образом, если говорить об эллинизации Востока, то таким же правом можно говорить об ориентализации Запада. Приникая на Восток, эллинская культура, неизбежно должна была войти в теснейшее соприкосновение с культурами местными, восточными некоторые из них, особенно культура египетская, месопотамская, иудейская и другие, насчитывали много веков своего существования, дали свои положительные плоды. Взаимодействие их друг с другом, взаимное проникновение и взаимообогащение наиболее родственных элементов и в результате этого процесса, носившего сначала характер симбиоза, полное слияние культуры эллинской и культур восточных. Вот из этого слияния в конце-концов, и образовался эллинизм, возникла эллинистическая культура.
Литература:
1. Тураев Б.А. История древнего мира. - Л., 1836. - Т. ІІ. – С. 16.
2. Яйлснко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М., 1990. - С. 225.
3. Дюкудрэ Г. История цивилизаций. – М., 1898. - Т. I. - С. 225.
4. Тураев Б.А. История древнего мира. - Л., 1836. - Т. II. - С. 206.
5. Дюкудрэ Г. История цивилизации. - М., 1898. - Т. І. - С. 225.
6. Тураев Б.А. История древнего мира. - Л., 1836. – Т. II. - С. 206