Причина падения Восточной Хань | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.09.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Молодцов, В. М. Причина падения Восточной Хань / В. М. Молодцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117437/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает основные причины и выявляет причинно-следственную связь падение Ханьской династии.

Ключевые слова: Восточная Хань, Западная Хань, императорский двор, Древний Китай, Синергетическая теория.

Древний Китай — одна из великих цивилизаций человечества. Благодаря источникам, которые у нас имеются, мы можем практически точно изучить политику, культуру, общество того периода. Вершиной развития древнего Китая стала эпоха правления династий Хань. Совокупность всех культурных достижений “доханьской” эпохи: развитый государственный аппарат, множество изобретений. Появление Великого Шелкового пути, который является одним из источников дохода империи и современного Китая. Но что же привело к падению стой развитой цивилизации? В исторической науке существует распространенное мнение, что главными причинами падения Восточной династии Хань были восстание желтых повязок и экономический упадок империи. Это неверно. Но сказать, что это не повлияло на событие, было бы как минимум некорректно. Процесс падения Восточной Хань является долгим и достаточно противоречивым по сей день. Целью нашего исследования является, выявить причинно-следственную связь падения Ханьской династии. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: во-первых, рассмотреть усобицу внутри императорского двора; во-вторых, рассмотреть проблемный аспект любого государства: экономику и её особенности; в-третьих, подробно рассмотреть события, которые привели к закату Хань. Метод, который мы будем использовать для исследования, ретроспективный, а также применим синергетическую теорию. На последнем стоит остановиться поподробнее. Существует множество теорий на тему роли личности в истории. Синергетическая теория дает нам возможность изучить событие под новым углом. Суть её заключается в том, что общество запрашивает конкретную личность на конкретную ситуацию и не принимает ту или иную личность. Для более ясного представления о данной теории рассмотрим несколько примеров. Если в стране хаос, нам нужен диктатор, который наведет порядок. Если у нас все хорошо, нам нужен тот, кто гарантирует стабильность. Если у нас есть проблемы, но в целом мы достойно живем, нам нужен реформатор. Если у нас все плохо, то нам нужен революционер (рис. 1) [4. с,12–18].

Роли личности в истории

Рис. 1. Роли личности в истории

Перед тем, как приступить уже к решению задач, стоит обозначить рамки исследования. Восточная Хань (9 г. н.э — 220 г. н.э) является продолжением Западной Хань, после победы восстания “краснобровых” и перенесения столицы в город Лоян [11, p.104]. Это тот период, который мы будем исследовать, но для полной картины мы будем ссылаться и на Западную Хань (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.). Основные источники, которые мы будем использовать: «Хоу — Хань шу» под авторством ФАНЬ Е иВан, Фу «СУЖДЕНИЯ ЗАТВОРНИКА ЦЯНЬФУ ЛУНЬ» Подглава «Гибельное расточительство». Ниже представлены основные тезисы причин падения Империи Хань.

Стоит также упомянуть, что на протяжении всей истории Китая эти проблемы будут проявляться в той или ной форме. Есть мнение, что Китай по своей природе не стабилен [10.c.43], но мы будем рассматривать конкретику изучаемого периода. Начнем с одной из значительной проблемы Поздней Хань — усобицы внутри императорского двора. После смерти Гуанъу-ди (личное имя Лю Сю) в императорском дворе сформировались три стороны: первая — это императрицы-регентши (и все её родственники), вторая — это евнухи и третья — это представители бюрократии (чиновники) [8,c.289]. Каждую из этих групп мы с вами подробно разберем. Перед тем, как мы приступим к первой группе, необходимо изучить удельную систему периода Западной Хань. Как только образовалась династическая империя, была система 几个姓氏的很多 (И СИН ВАН) “удел нескольких фамилий”. Она подразумевала то, что всем Китаем правит несколько семей, но они признают главенство ставленника Неба (императора). И поэтому, если глава удела не признавал власть императора, он объявлял независимость своего удела и не мог претендовать или кто-то из его семьи на небесный мандат [5.с,44]. Император начал проводить политику “подавления” и целью стало присоединение каждой семьи, владеющей крупным уделом, к семье императора путем усыновления или бракосочетания. Это делалось с помощью усыновления и бракосочетания [5.с,45]. В итоге выстраивается система 一个姓的地段 (ТУН СИН ВАН) “удел одной фамилии” [5.с,44]. И теперь, если удел объявит независимость, то это считается незаконным, а также каждый член той или иной семьи может претендовать на императорский престол, ведь так или иначе они часть династии Хань [5.с,47]. Стоит ещё отметить реформу Лю Сю (первый император восточной хань). Он позволил жениться на наложницах императору, до этого можно было жениться только на представительницах знатных семей. В связи с этим, любая наложница может стать императрицей-регентшей. Происходило это так: Император умирал, его первый сын рожден от наложницы, и она уже при жизни императора стала императрицей. После его смерти (по той или иной причине, об этом мы поговорим ниже) на престол садится его несовершеннолетний сын, а регентство берет его мать. Как только она получает власть в свои руки, всех своих родственников (отца, братьев) назначает на высокие должности и теперь их семья тоже считается знатной (наложницей может быть девушка из любой семьи, чаще всего не из знатной) [7, c.290]. Сыновей могло быть несколько, была борьба между наложницами, у которых родился ребенок императора. И все вышеперечисленное только усугубляла ситуацию.

Второй группой стали евнухи. В китайской историографии они являются главной причиной всех проблем Китая. Это не спроста, они имели особое положение при императорском дворе. После десяти часов вечера территорию двора должны покинут все мужчины, на ночь могли остваться только сам император, императрица и наложницы. Функцию слуг, стражников и дозорных выполняли евнухи, а в дневное время они могли быть личными советниками [8, с.84]. Таким образом, они имели доступ более личный к императору, его семье и наложницами. В междоусобной борьбе они были “исполнителями”: могли отравить, убить, подслушать. Все это делалось с личной выгодой [7, c.291]. Стоит упомянуть, что внутри этой группы были конфликты, действующие евнухи буквально “исчезали” из источника. Что говорит о том, что вероятно их физически ликвидировали [8. с.88].

Третья группа — это представители чиновничества разных рангов. Их влияние на империю мы рассмотрим ниже. В рамках усобицы внутри императорского двора у них были претензии к двум группам. Во-первых, из-за постоянных внутренних конфликтов императорский двор не мог принимать решения по вопросам управления государством. Во-вторых, в связи с этим, чиновники считали себя реальной властью, которые хоть что-то делали в империи. Стоит ещё упомянуть, что чиновники в большинстве своем придерживались философии конфуцианства, а императорский двор периода династии Хань был приверженцем Даосизма [7, c.291], что вызывало естественный конфликт, т. к. у этих философий разный взгляд на государство.

Таким образом, мы рассмотрели три группы, конфликтующих между собой в императорском дворе. С постоянными конфликтами росло напряжение и не решались проблемы Империи, что в будущем скажется на общей ситуации в стране.

Теперь мы рассмотрим самый сложный аспект в устройстве Империи Хань — экономический. Стоит начать с того, что Хань не могла проводить экспансию также, как это делала Римская империя. Причинами этого стали ограниченные ресурсы и постоянные вооруженные конфликты с сюнну. Одна из главных особенностей то, что экономика строилась по принципу 50 % доходы с торговли и 50 % налогов с крестьян (как самый распространенный слой общества). К сожалению, мы не знаем, сколько поступало в императорский двор. Но мы знаем, что тем ближе к падению империи, чем больше росли расходы. Придворные начали тратиться на дорогие церемониальные вещи, дорогие одежды и пищу. То, что было чем-то церемониальным и редким, стало обыденным [2. c.35]. Помимо увеличения трат в императорском дворе, произошел дисбаланс в экономике. Начнем с того, что в период всего существования Хань росло количество крупных землевладельцев, реки Хуанхэ и Янцзы регулярно разливались, а крестьяне, потерявшие свои дома, вынуждены были идти просить помощи у соседей. Помощь была в виде средств взаймы под процент, многие не могли вернуть нужную сумму, таким образом они отдавали свои земли и хозяйства за долги. Это привело к тому, что в уделах начали появляться крупные землевладельцы. Используя свое влияние, они получали и монополизировали чиновничьи места [1. с.59]. Стоит также сказать, что императорский двор пытался бороться с их влиянием и владение одной семьей большим количеством земель было незаконным. Императорский двор в 39 г. до н. э. объявил о проверке собственников, обрабатываемых земель. В провинциях Хэнань и Наньян крупные собственники, воспользовавшись своим влиянием на чиновничий аппарат на местах, сорвали проверку [1. c.59]. В ответ на это императорский двор провел казни глав уделов и их подчиненных, после чего восстали сами землевладельцы. Восстание подавили, но больше проверок не проводили [1. с.66]. Землевладельцы смогли “отстоять” свое влияние. Но вскоре они начали заниматься торговлей, что улучшило их положение. Первоначально налоги достойно приходили в императорскую казну, но вскоре начали приходить меньше. Крестьяне же, видя, что можно разбогатеть с помощью торговли, уходили в нее. Императорский двор, видя ситуацию по доходам, увеличивал налог на крестьян, которых стало меньше. Подводя итог рассмотрения экономических особенностей Империи Хань, можно сказать, что сложилась очень сложная ситуация. Императорский двор по сути своей не решил проблему с крупными землевладельцами, что привело к ухудшению положения крестьянства и землевладения (государство всё-таки аграрное), при этом не получил должной прибыли с торговли. Постоянный рост расходов только усугублял положение. Появилась устойчивая, но “гниющая” изнутри система, из которой сложно найти выход. Страна начала сама себя уничтожать.

После того, как мы рассмотрели важные обстоятельства, которые привели к сложной ситуации в Империи Хань, нам необходимо посмотреть на события, которые привели к падению династий. Первое выступление “Желтых повязок” произошло в 184 г. н. э. Преимущественно в составе восставших были крестьяне, но у них не было цели свергать династию, а только свершить правосудие над некоторыми чиновниками и старостами [6. с.102]. После кровавого подавления в императорском дворе произошел очередной переворот, организованный евнухами. Слух пошел по стране и Дун Чжоу (один из полководцев, кто подавлял восстание) ввел свои войска, которые составляли около одной тысячи солдат, в Лоян под предлогом “защиты династии”. Посадив на трон своего несовершеннолетнего племянника, Лю Се объявил себя регентом. Часть чиновников признала его власть, а часть назвала его узурпатором. Среди них был и известный полководец Цао Цао, который объявил независимость своего удела и собрал коалицию против Дун Чжоу [6. с.110].Это привело к окончанию правления династии Хань [1. c.71].

Применяя синергетический метод, мы можем понять особенность данного события. Дело в том, что вышеперечисленные проблемы внутри императорского двора и экономическая ситуация в империи привели к её критическому состоянию, но не привели к падению. Система была устойчива, настолько устойчива, что даже крупное восстание не могло её разрушить, а Ханьский способ устройства государства мы будем еще видеть в период Троецарствия. Решение Дун Чжоу и Цао Цао, было ключевым, потому что было принято в нужное для страны время. Было бы оно раньше или позже, его бы также подавили, как это сделали с восстанием “Желтых повязок”.

Таким образом, вышеперечисленные причины привели к судьбоносному решению двух полководцев. Именно оно и привело к падению империи Хань.

Подводя итог, мы приходим к выводу, что экономическая ситуация определила будущие империи. Дисбаланс, который привел к состоянию внутреннего “саморазрушения”, и невозможность решить проблемы за счет экспансии (как это, например, делала Римская империя). Ко всему прочему, верховная власть была не в состоянии решать сложные политические задачи, т.к. погрязла во внутренней усобице и их главный интерес был личный. Все эти трудности ощутили на себе крестьяне, которые организовали восстание “Желтых повязок”. Однако их успешно подавили. Согласно синергетической теории, Китаю требовался человек с решительный волей, с возможностями покончить с этой безусловно сильной, но саморазрушительной системой. Такой человек появился — Дун Чжоу. Он запустил процесс разрушения старого и появления нового Китая в лице Цао Цао (потомки, которого создадут царство Вэй и объединят Китай). Это один из страшных и сложных периодов в истории Китая, но, пройдя через него, этот народ устремится к своему величию.

Литература:

  1. Хоу — Хань шу: [фрагменты 8 и 9 глав о падении Восточной династии Хань]. / Е. Фань, Пер., ст вступ, и, коммент, Кучера, С ред. — Текст: непосредственный // Общество и государство в Китае: [материалы] XXXII научной конференции. — Москва: Москва, 2002. — С. 57–77.
  2. Ван, Фу СУЖДЕНИЯ ЗАТВОРНИКА ЦЯНЬФУ ЛУНЬ Подглава «Гибельное расточительство» / Фу Ван. — Текст: электронный // Восточная литература: [сайт]. — URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Van_Fu/text2.phtml (дата обращения: 14.03.2024).
  3. Гринин, Л. Е. Лекция: Роль личности в истории: история и теория вопроса / Л. Е. Гринин. — Текст: электронный // Соционауки: [сайт]. — URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/138062/ (дата обращения: 25.03.2024).
  4. Думан, Л. И. Аграрная политика в период Западная Цзинь (создание системы чжань-тянь — ранней ступени надельного землевладения) / Л. И. Думан. — Текст: непосредственный // Общество и государство в Китае: XXXVIII научная конференция. — Москва: Восточная литература, 2008. — С. 141–150.
  5. Корольков, М. В. Удельная система ранней Западной хань (206–149 гг. до н. э.) фактор внутридинастических отношений / М. В. Корольков. // Общество и государство в Китае: XXXXVIII научная конференция. — Москва: Восточная литература, 2008. — С. 254.
  6. Кудрин, В. И. О некоторых сторонах социального кризиса империи Восточная Хань накануне восстания «желтых повязок» / В. И. Кудрин. — Текст: непосредственный // Ученые записки. Серия востоковедческих наук. N 304. Вып. 14: История стран Востока. — Ленинград: ЛГУ, 1962. — С. 94–114.
  7. Тихвинский, С. Л. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н. э. — III в. н. э.) / С. Л. Тихвинский. — Т. 2. — Москва: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2016. — 715 c.
  8. Усов, В. Н. Евнухи в Китае / В. Н. Усов. — Москва: ИД Муравей, 2000. — 224 c.
  9. Дун Пизцнюнь. Си Хань фэньфэн чжиду яньцзю: Си Хань чжухоу ван дэ лунти синшуай каолюэ (Исследование удельной системы эпохи Западной Хань: размышление о расцвете и упадке чжухоу ванов). Ланьчжоу, 2003
  10. Shih-shan, H. T. The eunuchs in the Ming dynasty / H. T. Shih-shan. — New York: State University of New York Press, 1996. — 290 p.
Основные термины (генерируются автоматически): императорский двор, восточная хань, Западная Хань, Китай, синергетическая теория, древний Китай, семья, Римская империя, сложная ситуация, экономическая ситуация.


Ключевые слова

древний Китай, Императорский двор, Восточная Хань, Западная Хань, Синергетическая теория

Похожие статьи

Сёгунат: политико-правовые особенности

В статье автор раскрывает политико-правовые особенности формы правления и государственного устройства в Японии в Средние века и Новое время.

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого

В статье на основе свидетельств античных историков и современных исследований анализируется степень развитости Армянского государства в II-I в. до н. э. и изменения в нем после вступления на престол Тиграна II Великого.

Институт диктатуры в Древнем Риме: политико-правовые особенности

В статье автор раскрывает политико-правовые особенности диктатуры в Древнем Риме в конечный период республиканского устройства. Затрагивается процесс трансформации формы правления из республики в монархию-диктатуру.

Особенности культурной революции 1966–1976 годов в Китае и ее последствия

Автор статьи исследует эпоху Культурной революции в Китае и ее воздействие на общество и культуру страны, а также анализирует идеологические противоречия в руководстве Коммунистической партии Китая и усиление авторитаризма во время председательства М...

Делегитимация института монархии в современном Таиланде

Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Проблема влияния Орды на культуру Руси в отечественной историографии

В данной статье представлено обширное многообразие мнений и концепций отечественных историков по отношению к культурному влиянию Золотой Орды на Русь.

Дореволюционная историография фаворитизма в России в период правления Екатерины II

В статье анализируется фаворитизм как социально-политическое явление. Он играл существенную роль в российской политике в XVIII веке в эпоху «дворцовых переворотов». Деятельности отдельных исторических личностей в том числе и фаворитов невозможно дать...

Философско-идеологические основания геополитической стратегии США в XXI веке: национальные интересы или глобальный проект

В статье автор выявляет и обобщает существующие геостратегические подходы в американской внешней политике, на основании эмпирических данных из свободных источников устанавливает связь между этими стратегиями и фактической внешней политике, делает выв...

Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая

Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти дв...

Похожие статьи

Сёгунат: политико-правовые особенности

В статье автор раскрывает политико-правовые особенности формы правления и государственного устройства в Японии в Средние века и Новое время.

Армения в I в. до н. э. Империя Тиграна II Великого

В статье на основе свидетельств античных историков и современных исследований анализируется степень развитости Армянского государства в II-I в. до н. э. и изменения в нем после вступления на престол Тиграна II Великого.

Институт диктатуры в Древнем Риме: политико-правовые особенности

В статье автор раскрывает политико-правовые особенности диктатуры в Древнем Риме в конечный период республиканского устройства. Затрагивается процесс трансформации формы правления из республики в монархию-диктатуру.

Особенности культурной революции 1966–1976 годов в Китае и ее последствия

Автор статьи исследует эпоху Культурной революции в Китае и ее воздействие на общество и культуру страны, а также анализирует идеологические противоречия в руководстве Коммунистической партии Китая и усиление авторитаризма во время председательства М...

Делегитимация института монархии в современном Таиланде

Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Проблема влияния Орды на культуру Руси в отечественной историографии

В данной статье представлено обширное многообразие мнений и концепций отечественных историков по отношению к культурному влиянию Золотой Орды на Русь.

Дореволюционная историография фаворитизма в России в период правления Екатерины II

В статье анализируется фаворитизм как социально-политическое явление. Он играл существенную роль в российской политике в XVIII веке в эпоху «дворцовых переворотов». Деятельности отдельных исторических личностей в том числе и фаворитов невозможно дать...

Философско-идеологические основания геополитической стратегии США в XXI веке: национальные интересы или глобальный проект

В статье автор выявляет и обобщает существующие геостратегические подходы в американской внешней политике, на основании эмпирических данных из свободных источников устанавливает связь между этими стратегиями и фактической внешней политике, делает выв...

Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая

Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти дв...

Задать вопрос