Археологические исследования, проводимые в Средней Азии, постепенно открывают нам богатую и самобытную культуру государств, существовавших здесь в древности.
Величественные руины хорезмийских крепостей убедительно свидетельствуют о мастерстве их строителей; динамичная скульптура Северной Бактрии, изящные росписи Согда позволяют представить яркость и своеобразность местных художественных школ.
Хорезм прочно входит в круг авестийской географии, а по мнению многих ученых, является древнейшим центром сложения зороастрийской религии. Некоторые хорезмийские оссуарии — наиболее ранние среди тех, которые найдены в Средней Азии.
В Хорезме были открыты костехранилища, имеющие форму статуй. Подобные предметы, весьма важны для истории среднеазиатского искусства и, что главное для основной темы этого исследования, по-иному освещают многие вопросы, связанные с происхожденнем оссуариев и сопутствующего им культа.
Древний Хорезм был тесно связан с кочевым сако-массагетским миром, и это дает возможность привлечь для истолкования находок важные исторические источники и археологические материалы.
Хорезмийские оссуарии стали привлекать особое внимание историков и лингвистов после того, как были открыты экземпляры, несущие древние надписи. Эти надписи являются ценнейшими историческими документами, поскольку они, как показал П. А. Лившиц [1, c. 81], содержат даты, имена, религиозные и социальные термииы. Отметим, кстати, что они впервые донесли до нас древние названия самих костехранилищ и склепов.
Следует подчеркнуть в этой связи, что этнографические работы, прежде всего исследования Г. П. Снесарева [2, c. 36–38], показали сравнительную стойкость именно тех верований и обрядов, которые восходят к домусульманской древности и нередко связаны со старыми кладбищами и гробами «святых», доисламская сущность которых порой едва скрыта мусульманскими именами.
За последние годы Хорезмской экспедицией получен большой материал, свидетельствующий о широком и длительном распространении в Хорезме оссуарных захоронений. Особый интерес имеет открытие нового для науки типа костехранилищ — статуарных оссуариев. Описанию одного из видов последних и посвящена в основном настоящая статья.
В 1956 г. неподалеку от городища Уй-кала были собраны фрагменты керамического оссуария, изображавшего всадника. Из этих фрагментов удалось восстановить частично фигуру лошади, от всадника найдены только разрозненные обломки.
Корпус лошади, переданный довольно схематично, имеет в плане подъовальные очертания; изображенные подогнутыми ноги непропорционально малы, выполнены они техникой налепа. Хорошо моделирована шея с толстой короткой гривой. От головы сохранились лишь отдельные фрагменты. Хвост изображён коротко подвязанным. Невысоким рельефом переданы детали седловки. Собственно седла нет: изображён короткий чепрак с несколько оттянутыми углами. От чепрака отходят нашейный и подхвостный ремни. Ноги всадника переданы плоским, недостаточно отчётливым рельефом. Фигура всадника была вылеплена вместе с конём, отрезана до обжига и служила своего рода крышкой. Отверстие оссуария имеет округлые очертания (диаметр 26 см). Длина сосуда 60 см, высота до крупа лошади 35 см, до ушей — 50 см. Глиняное тесто хорошего обжига, красноватое, с большим количеством примесей. На поверхности сосуда сохранились следы светлого ангоба. Фигура лошади и особенно фрагменты фигуры всадника несут следы ошлаковки. Можно полагать, что мы имеем дело с керамическим браком. Действительно, фрагменты найдены близ обжигательной печи, среди обломков бракованной керамики, связанной, несомненно, с горном. Керамика эта может быть датирована I-II вв. н. э. На том же участке попадаются фрагменты ранне-кангюйской керамики (IV-III вв. до н. э.). Однако ряд соображений заставляет связывать оссуарий с поздним керамическим комплексом и соответственно его датировать.
Оссуарий в виде всадника — это один из вариантов статуарных оссуариев, которые характерны для Хорезма и являются иногда настоящими
произведениями искусства. За пределами Хорезма известны оссуарии с изображениями человеческих голов на крышках; они несомненно восходят к статуарным оссуариям, но являются поздним, упрощённым и более грубым их вариантом [3, c. 51–53].
Таким же поздним вариантом оссуариев в виде всадника является оссуарий, найденный в местности Минг-чукур близ Самарканда, опубликованный Юсуповым.
В 1956 г. близ замка № 29 в Бернут-калинском оазисе были найдены обломки ещё одного оссуария в виде всадника. Удалось подобрать часть головы лошади и отдельные фрагменты остальной фигуры.
Эта статуя имеет следы раскраски, подчёркивающей рельеф (например, сбрую), и моделирована значительно чётче [4, c. 15].
Все эти выше перечисленные находки и другие дают нам ценнейшие информации о домусульманской культуре Древнего Хорезма. Это доказывает ещё то, что Древний Хорезм является родиной и центром распространения религии зороастризма.
Литература:
1. П. А. Лившиц. Общество Авесты. М. 1963.Т.1.-стр.81.
2. Г. П. Снесарев. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- М., Наука,1969.-стр.36–38.
3. А. Ю. Рапопорт. К вопросу о хорезмских статуарных оссуариях/ КСИЕ. Вып.XXX.-М.,1958.-стр.51–53.
4. Г. П. Снесарев. Под небом Хорезма.- М.: Мысль, 1973.-стр.15.
5. Ю.А. Рапопорт К вопросу о хорезмийских статуарных оссуариях.// КСИЭ. Вып. ХХХ. 1958. С. 54-65.
6. Ю.А. Рапопорт Из истории религии Древнего Хорезма (оссуарии).// Тр. ХАЭЭ. VI. 1971. 128 с.