В стихотворениях неописательного типа (медитативная, повествовательная лирика) ОК включается в виде разных по объему, месту, художественной значимости отрывков текста.
По характеру включения в тексте существует 2 разновидности ОК: локальные, расположенные в одном месте и рассредоточенные, рассеянные в тексте. Такие описания определяют еще как концентрированные и деконцентрированные [1].
Локальные ОК могут состоять из одного или нескольких предложений, представляют собой цельное стихотворное синтаксическое единство:
Сегодня я проснулся на рассвете
И вышел на балкон.
Густой туман едва светлел.
Невидимое море вздыхало тихо.
И мое дыханье
В чередованье выхода и входа
Не то чтоб повторяло ритм волны,
И как бы продолжало песню жизни
Светлеющего моря (М. Дудин. Сегодня а проснулся на рассвете…).
Типичной для локальных ОК является функция зачина, экспозиции стихотворения. Наиболее распространены в этой роли номинативные ряды:
Вересков поросшие деревья,
В розоватых отсветах земля…
Так всегда перед приходом горя
Ощущаешь цветность бытия.
Синь озерная, скальный гранит.
Облаков серебристые спины.
И на взгорье недальнем горит
Пламя красное старой рябины (В. Сорокин. Синь озерная, скальный гранит).
Избегая длинных описаний, общих мест, автор с помощью номинативных предложений вводит читателя в образный мир лирического героя. Препозитивные описания характеризуют место пребывания лирического героя, привносят «настроение», с которым чувство субъекта будет далее контрастировать или совпадать.
В подобных случаях картины природы воспринимаются как своеобразный вывод: концовка воспринимается не только как пейзажное описание, но и как ярко выраженный психологический итог переживания. Иногда локальные ОК занимают интерпозицию:
Обычно такие ОК представляют собой довольно развернутые ССЕ. Их цельность, относительная автономность часто подчеркнута строфическими границами или синтаксически (в данном случае — многоточием).
Располагаясь в начале и в конце стихотворения, Локальные ОК образуют кольцевую композицию.
В основном встречаются две разновидности рассредоточенных ОК. Элементы единой картины могут быть распределены по разным местам текста, образуя рассеянное единство:
Ледяная струйка в щель окна
Проникает, шевеля бумагу.
Я пишу письмо: «Прости, жена,
Не меня прости — мою отвагу…
За окном извечный сосен шум.
Дико в сердце,
Как при Чингисхане.
…Не ревнуй!
Я с ней делил свой ум,
Как вино холодное в стакане…
В батареях топчется вода,
Приплелась по трубам издалека.
Я пишу: «Любовь моя чиста,
Хоть небезупречна подоплека» (Г. Горбовский. Ледяная струйка…).
Компоненты рассеянного описания, изъятые из текста и соединенные вместе, представляют собой один ОК.
Показателем межфразовой связи компонентов рассеянного описания обычно отсутствуют, иногда связи могут быть оформлены лексически (лексический повтор: в щель окна, за окном).
Рассредоточенные ОК представляют собой и самостоятельные контексты, каждый из которых имеет свой объект описания, свою микротему, является описанием отдельной ситуации:
Локальные и сосредоточенные ОК могут быть автосемантическими и синсемантическими, то есть обладают разной степенью структурной и смысловой зависимости от текста.
Высшей степенью самостоятельности характеризуется ОК, которые вводятся в текст на основе свободного включения. Такие описания не имеют в своем составе показателей межфразовых связей с предыдущим или последующим текстом.
Их введение обусловлено содержанием произведения обычно повествовательного типа; ОК как бы сопровождает лирический сюжет:
Швеция. Стогкольм. Начало мая.
День победы. Наше торжество.
Я брожу, еще не понимая
В иностранной жизни ничего.
Вспоминаю Блока и Толстого,
Дым войны, дорогу, поезда…
Скандинавской сытости основа –
Всюду Дело. Ну а где же Слово?
Может быть исчезло навсегда?
Ночь. Безделье. Скука. Дешевизна.
Этажи прижаты к этажу.
Я один как призрак коммунизма,
По пустынной площади брожу (С. Куняев. Швеция. Стогкольм. Начало мая).
ОК могут вводиться в текст посредством ассоциативных связей, в результате возникает «глубинная», внутренняя связь между описанием и авторским рассуждением.
В рассмотренных случаях межфразовые фразы не выдвинуты на первый план, а скорее затушеваны; ОК соединяются с остальным текстом простым «примыканием»: каждое описание, хотя и является по своему содержанию частью строго продуманного целого, но само по себе стремится к автосемантии.
Однако не менее распространены тексты, для которых характерны плавные переходы от предложения к предложению, отсутствие в ходе изложения резких поворотов и скачков, энергичных зачинов. Это приводит к тому, что отдельные компоненты текста прочно впаяны в него, межфразовые связи выдвигаются на первый план, играют существенную роль. ОК в таких текстах являются синсемантическими. Для них обязательно наличие средств связи, среди которых преобладают лексические повторы, союзная, наречная, местоименная связь.
Анализ функционирования ОК в стихотворных текстах неописательного типа показал, что описания характеризуются разной смысловой и структурной зависимостью от текста, не несмотря на все стихотворение, хотя и разделенное на части, но многообразно скрепленное различными средствами связи, представляет собой прочно спаянное единство.
Литература:
- Фигуровский И. А. Концентрированные и деконцентрированные портреты как элемент структуры произведения // Вопросы синтаксиса русского языка: Сб.ст., 1999. — Вып. 2. — С. 3–8.