Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 17.04.2019

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Спасова, Л. В. Описательные контексты как компоненты неописательного стиха и их текстообразующая функция / Л. В. Спасова, А. М. Байхожаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15.1 (253.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58212/ (дата обращения: 16.11.2024).



В стихотворениях неописательного типа (медитативная, повествовательная лирика) ОК включается в виде разных по объему, месту, художественной значимости отрывков текста.

По характеру включения в тексте существует 2 разновидности ОК: локальные, расположенные в одном месте и рассредоточенные, рассеянные в тексте. Такие описания определяют еще как концентрированные и деконцентрированные [1].

Локальные ОК могут состоять из одного или нескольких предложений, представляют собой цельное стихотворное синтаксическое единство:

Сегодня я проснулся на рассвете

И вышел на балкон.

Густой туман едва светлел.

Невидимое море вздыхало тихо.

И мое дыханье

В чередованье выхода и входа

Не то чтоб повторяло ритм волны,

И как бы продолжало песню жизни

Светлеющего моря (М. Дудин. Сегодня а проснулся на рассвете…).

Типичной для локальных ОК является функция зачина, экспозиции стихотворения. Наиболее распространены в этой роли номинативные ряды:

Вересков поросшие деревья,

В розоватых отсветах земля…

Так всегда перед приходом горя

Ощущаешь цветность бытия.

Синь озерная, скальный гранит.

Облаков серебристые спины.

И на взгорье недальнем горит

Пламя красное старой рябины (В. Сорокин. Синь озерная, скальный гранит).

Избегая длинных описаний, общих мест, автор с помощью номинативных предложений вводит читателя в образный мир лирического героя. Препозитивные описания характеризуют место пребывания лирического героя, привносят «настроение», с которым чувство субъекта будет далее контрастировать или совпадать.

В подобных случаях картины природы воспринимаются как своеобразный вывод: концовка воспринимается не только как пейзажное описание, но и как ярко выраженный психологический итог переживания. Иногда локальные ОК занимают интерпозицию:

Обычно такие ОК представляют собой довольно развернутые ССЕ. Их цельность, относительная автономность часто подчеркнута строфическими границами или синтаксически (в данном случае — многоточием).

Располагаясь в начале и в конце стихотворения, Локальные ОК образуют кольцевую композицию.

В основном встречаются две разновидности рассредоточенных ОК. Элементы единой картины могут быть распределены по разным местам текста, образуя рассеянное единство:

Ледяная струйка в щель окна

Проникает, шевеля бумагу.

Я пишу письмо: «Прости, жена,

Не меня прости — мою отвагу…

За окном извечный сосен шум.

Дико в сердце,

Как при Чингисхане.

…Не ревнуй!

Я с ней делил свой ум,

Как вино холодное в стакане…

В батареях топчется вода,

Приплелась по трубам издалека.

Я пишу: «Любовь моя чиста,

Хоть небезупречна подоплека» (Г. Горбовский. Ледяная струйка…).

Компоненты рассеянного описания, изъятые из текста и соединенные вместе, представляют собой один ОК.

Показателем межфразовой связи компонентов рассеянного описания обычно отсутствуют, иногда связи могут быть оформлены лексически (лексический повтор: в щель окна, за окном).

Рассредоточенные ОК представляют собой и самостоятельные контексты, каждый из которых имеет свой объект описания, свою микротему, является описанием отдельной ситуации:

Локальные и сосредоточенные ОК могут быть автосемантическими и синсемантическими, то есть обладают разной степенью структурной и смысловой зависимости от текста.

Высшей степенью самостоятельности характеризуется ОК, которые вводятся в текст на основе свободного включения. Такие описания не имеют в своем составе показателей межфразовых связей с предыдущим или последующим текстом.

Их введение обусловлено содержанием произведения обычно повествовательного типа; ОК как бы сопровождает лирический сюжет:

Швеция. Стогкольм. Начало мая.

День победы. Наше торжество.

Я брожу, еще не понимая

В иностранной жизни ничего.

Вспоминаю Блока и Толстого,

Дым войны, дорогу, поезда…

Скандинавской сытости основа –

Всюду Дело. Ну а где же Слово?

Может быть исчезло навсегда?

Ночь. Безделье. Скука. Дешевизна.

Этажи прижаты к этажу.

Я один как призрак коммунизма,

По пустынной площади брожу (С. Куняев. Швеция. Стогкольм. Начало мая).

ОК могут вводиться в текст посредством ассоциативных связей, в результате возникает «глубинная», внутренняя связь между описанием и авторским рассуждением.

В рассмотренных случаях межфразовые фразы не выдвинуты на первый план, а скорее затушеваны; ОК соединяются с остальным текстом простым «примыканием»: каждое описание, хотя и является по своему содержанию частью строго продуманного целого, но само по себе стремится к автосемантии.

Однако не менее распространены тексты, для которых характерны плавные переходы от предложения к предложению, отсутствие в ходе изложения резких поворотов и скачков, энергичных зачинов. Это приводит к тому, что отдельные компоненты текста прочно впаяны в него, межфразовые связи выдвигаются на первый план, играют существенную роль. ОК в таких текстах являются синсемантическими. Для них обязательно наличие средств связи, среди которых преобладают лексические повторы, союзная, наречная, местоименная связь.

Анализ функционирования ОК в стихотворных текстах неописательного типа показал, что описания характеризуются разной смысловой и структурной зависимостью от текста, не несмотря на все стихотворение, хотя и разделенное на части, но многообразно скрепленное различными средствами связи, представляет собой прочно спаянное единство.

Литература:

  1. Фигуровский И. А. Концентрированные и деконцентрированные портреты как элемент структуры произведения // Вопросы синтаксиса русского языка: Сб.ст., 1999. — Вып. 2. — С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, описание, текст, ледяная струйка, лирический герой, рассеянное описание, швеция, щель окна.


Похожие статьи

Безличные предложения и их типы в поэтическом тексте

Описание как функционально-смысловой тип монологической речи

Речевые условия употребления синтаксических единиц сложного предложения и их вариантность

Структурно-семантические типы безличных предложений в поэтическом тексте

Коммуникативная и синтаксическая функции диалогических повторов

Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения

Функционирование модально-ответных предложений в художественном тексте

Синтаксические свойства событийных глаголов

О некоторых вариантах собирательного и раздельного представления количества в пределах одной лексемы-субстантива

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой: общая характеристика, структура, особенности употребления в современной речи

Похожие статьи

Безличные предложения и их типы в поэтическом тексте

Описание как функционально-смысловой тип монологической речи

Речевые условия употребления синтаксических единиц сложного предложения и их вариантность

Структурно-семантические типы безличных предложений в поэтическом тексте

Коммуникативная и синтаксическая функции диалогических повторов

Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения

Функционирование модально-ответных предложений в художественном тексте

Синтаксические свойства событийных глаголов

О некоторых вариантах собирательного и раздельного представления количества в пределах одной лексемы-субстантива

Сложноподчиненные предложения с уступительной семантикой: общая характеристика, структура, особенности употребления в современной речи

Задать вопрос