Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Головченко, Н. Н. Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры / Н. Н. Головченко. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1473/ (дата обращения: 17.12.2024).

Костюм носителей пазырыкской культуры Алтая не раз привлекал к себе внимание исследователей [3, 5, 8, 9, 10, 13, 14]. Однако общепризнанной типологии «пазырыкских» головных уборов до сих пор не выработано [8, 10, 7, 11, 14].

Под головными уборами в контексте работы понимается определенная категория вещей, функциональное назначение которых заключается в том, чтобы защищать голову носителя в условиях непогоды или боя, служить социально-дифференцирующим маркером носящего и, возможно, его оберегом; основными элементами головного убора являются: «наголовник», «завязки», «назатыльник» и «шпиль». [4, с. 72 – 76].

Наголовник - основная часть головного убора, покрывающая голову носящего.

Завязки - многофункциональный элемент головного убора, представленный в виде завязок, наушников, нащечников и, возможно, подвесок, крепившихся к височным сторонам уборов.

Назатыльник - элемент головного убора, закрывающий теменную область, шею и, иногда, плечи носящего.

Шпиль - коническая конструкция вершины головного убора, наличие или отсутствие которой определяет форму убора.

Мы предлагаем рассмотреть головные уборы носителей пазырыкской культуры Алтая по предложенной нами ранее схеме [4, с. 72 – 76]. Основными структурными элементами типологии являются: категория, группа, отдел и тип. Основной задачей типологии являлся свод в единую иерархично выстроенную систему всех известных головных уборов носителей археологических культур скифо-сакского мира.

Категория – представляет собой комплекс вещей одного назначения, в нашем случае, - все головные уборы. Категория делится на две группы.

Группа – включает в себя головные уборы, объединенные материалом изготовления: «мягкие» (кожаные, войлочные, суконные, текстильные) и металлические (шлемы) уборы. Группы подразделяются на отделы.

Отдел – объединяет головные уборы, имеющие одинаковую форму наголовников. В группе «мягких» головных уборов выделяется 3 отдела: конические, полусферические и цилиндрические уборы.

Тип – составляют уборы, объединенные устойчивым сочетанием таких признаков как «завязки» и «назатыльники». В каждом отделе 4 типа, выделяемых по возможным комбинациям признаков «завязок» и «назатыльников» (с завязками и с назатыльником, с завязками, но без назатыльника, без завязок, но с назатыльником, без завязок и без назатыльника).

Предлагаемая схема позволяет следующим образом типологизировать «пазырыкские» головные уборы.

Отдел I. Конические головные уборы.

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника.

Тип представлен находками головных уборов в курганах пазырыкской культуры Алтая: кургане 1, могильника Верх-Кальджин 2, погребение мужчины; кургане 2, могильника Ак-Алаха-1, погребение ребенка; кургане 1, могильника Ак-Алаха-1, погребение девушки; кургане 3, могильника Верх-Кальджин-II, погребение мужчины; втором Пазырыкском кургане, погребение мужчины (см. рис. 1). [8, рис. 1, 2, 3, 4, 5; 9, 10 с.87, рис.2.58].


Рис. 1. Войлочный головной убор кургана I могильника Верх-Кальджин II, мужское погребение [8, рис. 1]


Рис. 2. Войлочный головной убор из кургана I могильника Ак-Алаха II [10, с.87, рис.2.58].


Аналогичные уборы встречены в могильнике Wupu, Синьцзян [9, рис. 3.], на скульптурке юноши из Халчаяна [1, илл. 56], и на изображениях скифов-стрелков на афинских вазах VIV вв. до н. э. [13; 14, рис. 23]

Таким образом, описанные выше головные уборы мы можем, с известной долей вероятности, признать типичными для «пазырыкского» общества. Лишь один образец, убора этого типа был зафиксирован в изображении на артефакте из материального комплекса практически не связанном с пазырыкской культурой [13; 14, рис. 23].

Тип II. Уборы без завязок, и без назатыльника.

Тип представлен находками головных уборов, в погребальных комплексах курганов №1 Ак-Алахи-3 и второго Пазырыкского (см. рис. 3) [10, с. 76, рис. 2.47 а, б.; 3, с. 31 – 35].


Рис. 3. Женские войлочные колпаки [10, с. 76, рис. 2.47 а, б].


Аналогичные уборы зафиксированы в погребальных комплексах курганов (Гу-му-гоу [7, табл. I, рис. 10] и Мордивновского [14, рис. 36]); и на изображениях (на медальоне из Херсонеса [14, рис. 27], на барельефах [12, табл. I, илл. 1], на афинских вазах [1, рис. 57,58; 6, с. 187, рис.2; 13]).

Представленный тип уборов зафиксирован практически у всех носителей археологических культур скифо-сакского мира, однако «пазырыкские» уборы имеют несколько уникальных черт. Во-первых, они имели специфическое назначение – под ними «пазырыкские» женщины носили роскошный парик. Во-вторых, они значительно выше всех своих аналогов.

Отдел II. Полусферические головные уборы.

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника

Тип представлен находками уборов в курганах: третьем пазырыкском [10, с.89, рис.2.59 а], первом Верх-Кальджина II [10, с.88, рис.2.59 б.], Уландрык I [14, рис.46.] (см. рис. 4).


Рис. 4. Войлочный головной убор. Курган I, могильник Верх-Кальджин II. МА ИАЭТ СО РАН [10, стр.88, рис.2.59 б].


Обозначенные выше головные уборы мы также можем признать типичными для пазырыкцев.

Несмотря на наличие изображений цилиндрических головных уборов на коврах, обнаруженных в пазырыкских курганах, прямых свидетельств о бытовании последних в «пазырыкском» обществе у нас нет.

Таким образом, комплекс головных уборов «пазырыкцев» гармонично вписываются в систему костюма носителей археологических культур скифо-сакского мира. Что дает возможность говорить о значительном влиянии на материальную и духовную культуру носителей пазырыкской культуры Алтая, в том числи и на конструкцию и функциональное назначение их головных уборов, родственных кочевых культур.


Литература:

  1. Акишев, К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. / К.А. Акишев. – М.: Искусство, 1978. – 129 с.

  2. Артамонов, М.И. Сокровища саков / М.И. Артамонов. – М.: Искусство, 1973. – 269 с.

  3. Баркова, Л.Л. Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана / Л.Л. Баркова, Е.А. Чехова // СГЭ вып. LXIV. – СПб, 2006. С. 31 – 35.

  4. Головченко, Н.Н. К вопросу о классификации «мягких» головных уборов скифов и саков / Н.Н. Головченко // Молодой ученый. – 2011. – №5, т.2. – С. 72 – 76.

  5. Дашковский, П.К. Семантика головных уборов «пазырыкцев» Алтая (по материалам могильника Ханкаринский дол) / П.К. Дашковский, И.А. Усова // Интеграция археологических и этнографических исследований : сборник трудов. Часть I / отв. ред. М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, Р.С. Хакимов, гл. ред. Н.А. Томилов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – С. 304 – 307.

  6. Клочко, Л.С. Костюм предскифского времени на территории современной Украины / Л.С. Клочко, З.А. Васина // Kimmerowie, Scytowie, Sarmaci. (Pod red. J. Chochorowskiego). – Krakow, 2004. С. 185 – 198.

  7. Мирошина, Т.В. Некоторые типы скифских женских головных уборов IVIII вв. до н.э. / Т.В. Мирошина // СА №4, 1981. С. 46 – 69.

  8. Полосьмак, Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев / Н.В. Полосьмак // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 1998. С. 148-151.

  9. Полосьмак, Н.В. Пазырыкские аналогии в могилах Синьцзяна / Н.В. Полосьмак // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. IV, 1998. С. 337 – 343.

  10. Полосьмак, Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IVIII вв. до н.э.) / Н.В. Полосьмак, Л.Л. Баркова. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. – 232 с.

  11. Руденко, С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. / С.И. Руденко. – М.; Л.: Наука, 1953. – 354 с.

  12. Руденко, С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). / С.И. Руденко. – М.: Вост. лит., 1961 – 67 с.

  13. Яценко, С.А. Костюм Скифии в архаическое (7-6 вв. до н.э.) и «классическое» (5-4 вв. до н.э.) время: к вопросу об этнических изменениях / С.А. Яценко // Античная цивилизация и варварский мир. – Краснодар, 2000. С. 24 – 31.

  14. Яценко, С.А. Костюм древней Евразии. Ираноязычные народы. / С.А. Яценко – М.: Вост. лит., 2006. – 664 с.

Основные термины (генерируются автоматически): убор, головной, головной убор, завязка, пазырыкская культура Алтая, войлочный головной убор, курган, погребение мужчины, скифо-сакский мир, Тип.

Похожие статьи

Влияние скифо-сибирского этапа на культуру якутов

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры)

Традиционная культура Тамбовского края: региональная специфика обрядов родильного цикла

Своеобразные особенности миграции и этнокультурных процессов в аральском бассейне

Способы сбора и обработки устных (фольклорных) источников северокавказских народов

Особенности структуры припоселковых кедровников юга Западной Сибири

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Лексика, отражающая одежду и атрибутику шамана в мансийском языке

Некоторые аспекты духовных верований у восточных славян и селькупов

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков)

Похожие статьи

Влияние скифо-сибирского этапа на культуру якутов

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур (к проблеме происхождения цедмарской культуры)

Традиционная культура Тамбовского края: региональная специфика обрядов родильного цикла

Своеобразные особенности миграции и этнокультурных процессов в аральском бассейне

Способы сбора и обработки устных (фольклорных) источников северокавказских народов

Особенности структуры припоселковых кедровников юга Западной Сибири

Религиозный дуализм в аланском обществе в IX–XIII веках на основе археологических материалов Кяфарского городища

Лексика, отражающая одежду и атрибутику шамана в мансийском языке

Некоторые аспекты духовных верований у восточных славян и селькупов

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков)