Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние пушкинской традиции на творчество И. С. Тургенева

Филология, лингвистика
10.02.2021
1972
Поделиться
Библиографическое описание
Каримов, Х. А. Влияние пушкинской традиции на творчество И. С. Тургенева / Х. А. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 214-215. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78526/.


Пушкинское влияние отразилось на творчестве многих русских писателей и поэтов, в число которых вошел И. С. Тургенев. Изучение его литературной деятельности невозможно без обращения к произведениям А. С. Пушкина, традиции которого рефреном проходят через многие тургеневские работы.

Стоит отметить, что И. С. Тургенев часто обращался к произведениям А. С. Пушкина и читал их другим. Летом в 1859 г. он написал М. А. Марковичу: «Читайте, читайте Пушкина: это самая полезная, самая здоровая пища для нашего брата, литератора; когда мы свидимся — мы вместе будем читать его» [4]. И. С. Тургенев считал А. С. Пушкина бессмертным, об этом он сообщил в письме в 1859 г. графине Е. Ламберт: «...мы будем читать Пушкина, который уж, конечно, по-настоящему бессмертен» [4, c. 430]. И. С. Тургенев активно пропагандировал пушкинские творения.

В романах «Накануне», «Отцы и дети» и др. Тургенев упоминал А. С. Пушкина как в письмах, так и в своих произведениях. Так, в мемуарном очерке «Литературный вечер у П. А. Плетнева» И. С. Тургенев описывает первую встречу с А. С. Пушкиным в начале 1837 г.: «Войдя в переднюю квартиры Петра Александровича, я столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул: «Да! да! хороши наши министры! нечего сказать!» — засмеялся и вышел. Я успел только разглядеть его белые зубы и живые, быстрые глаза. Каково же было мое горе, когда я узнал потом, что этот человек был Пушкин, с которым мне до тех пор не удавалось встретиться; и как я досадовал на свою мешкотность! Пушкин был в ту эпоху для меня, как для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему» [4, c. 318].

Сегодня исследованием различных аспектов влияния пушкинской традиции на творчество И. С. Тургенева занимаются А. А. Бельская, Т. Б. Трофимова, М. А. Турьян и ряд других литературоведов.

А. А. Бельская отмечает «чужой образ», «чужой сюжет» в тургеневских текстах. Она пишет о том, что «среди всевозможных источников «чужих» текстов, к которым прибегает Тургенев, важная роль принадлежит произведениям Пушкина». И. С. Тургенев действительно делает постоянные отсылки на имя А. С. Пушкина, на его цитаты; использует типы и образы пушкинских героев; практикует знакомые сюжеты, обилие поэтических пейзажей.

Кроме того, цитаты А. С. Пушкина можно найти и в тургеневских произведениях. Так, А. А. Бельская рассматривает использование «пушкинских» элементов, в число которых входят цитаты, аллюзии, реминисценции и др. в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». В статье «Пушкинский текст в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» А. А. Бельская приходит к выводу: «Пушкинский текст позволяет создать смысловую многозначность и универсальность «Дворянского гнезда» и выступает признаком преемственности и одновременно творческого диалога писателей. Пушкинские цитаты, аллюзии, реминисценции функционируют в тургеневском тексте и как вербальный инструмент, раскрывающий замысел автора, и как художественный приём, способствующий формированию основных смыслов романа и наиболее точных характеристик героев, и как семантический «код» к конкретным ситуациям и выражению авторских идей, и как значимый подтекст, выводящий читателя на более высокую ступень понимания произведения» [1, c. 228]. Однако вышеуказанные художественные приемы характерны и для всего творчества И. С. Тургенева.

Высоко почитаемое отношение И. С. Тургенева к произведениям А. С. Пушкина отражается и на схожести персонажей одного и другого авторов. В литературоведении отмечалось сходство героев А. С. Пушкина и И. С. Тургенева. Аналогия с образом Татьяны Лариной — наиболее часто встречается в тургеневских произведениях. Параша, Ася, Наталья Петровна Ислаева — вот неполный список «тургеневских Татьян». И. С. Тургенев применяет пушкинские образы и к героям-мужчинам. Так, Вязовнин из повести «Два приятеля» — это Онегин, который выбирает свою тихую и кроткую «Татьяну» — Поленьку. При этом ряд литературоведов, в том числе В. И. Кулешов, отмечают то, что И. С. Тургенев, несмотря на отсылку к пушкинским образам, наделяет своих героев новыми индивидуальными чертами. В связи с этим исследователь задается вопросом: «Здесь учителя оказывались ни при чем, они свое дело сделали, а вот что сделало время с их героями?» [3, c. 224].

Наблюдается преемственность пушкинских традиций у Тургенева как в композиционном плане, так и в сюжетных линиях. На примере романа «Рудин» А. В. Перетягина, рассматривая влияние пушкинской манеры повествования, пишет: «Под влиянием Пушкина композиция «Рудина» и последующих тургеневских романов строится по принципу «вершинности»: выбираются главные, переломные моменты в жизни и судьбе героя, а остальное окутывается атмосферой романтической тайны. Ключевое место в композиции романа отводится испытанию героя любовью. Вслед за «Евгением Онегиным» Пушкина в жанровой структуре тургеневского романа существенную роль играет природное годовое «кольцо». Начиная с «Рудина», все тургеневские романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие в них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается «под свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Композиционные и сюжетные параллели с «Евгением Онегиным» можно заметить и в романе «Отцы и дети». Композиция вновь имеет природный цикличный характер. Поместья двух Евгениев (Онегина и Базарова) соседствуют с усадьбами двух сестер. Наблюдается непростое развитие любовных линий обоих произведений. В романах присутствует дуэль как долг чести. Композиция и событийный план повести «Ася» также напоминает «Евгения Онегина». «Онегинская сюжетная линия «герой-героиня», которая находит, в частности, преломление в «Асе», влечет за собой трансформацию и других онегинских мотивов, которые не относятся к чисто «событийным» мотивам. В исследовании «Онегинские мотивы в творчестве И. С. Тургенева» С. В. Гольцер сопоставляет сон Елены Страховой в романе «Накануне» со сновидением в «Евгении Онегине». «Контрастность двух снов (выделенность, символичность, архитектурность «онегинского» и психологичность, в какой-то степени рефлективность, отстраненность «тургеневского») поначалу создает мало точек соприкосновения. Но проекция онегинских мотивов «холода», «зимы», «статуарности», как особого состояния пушкинской героини, перекидывает смысловой мостик от одного текста к другому, создавая все более расширяющиеся семантические пространства «соединения несоединимого» [2, c. 21], — приходит к выводу С. В. Гольцер.

В статье мы рассмотрели особенности восприятия И. С. Тургеневым творчества А. С. Пушкина и выяснили, что писатель не раз обращался к пушкинским традициям на уровне использования цитат, реминисценций, пейзажных зарисовок и схожей образной системы, перекличек тем и проблем. В письмах к своим друзьям и коллегам И. С. Тургенев отмечает высокое значение А. С. Пушкина в литературе. Также некоторые ученые пишут о «гоголевском периоде» в творчестве писателя. Это 1840–1850 гг. Можно сказать, что в произведениях И. С. Тургенева происходит взаимодействие полученного литературного опыта и его творческой индивидуальности.

Литература:

  1. Бельская А. А. Поэтоним «Параша» у А. С. Пушкина и И. С. Тургенева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 1.
  2. Гольцер С. В. Онегинские мотивы в творчестве И. С. Тургенева: автореф., дис.канд. фил. наук / С. В. Гольцер; Новосибирский гос. ун-т. — Новосибирск, 2000.
  3. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т./АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); под ред. М. П. Алексеева. Письма в т. I–т. XXX. — М.: Наука, 1978–2014.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 214-215):
Часть 3 (стр. 153-235)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 214-215стр. 235

Молодой учёный