Маркетинговые исследования поведения шопоголиков в процессе принятия решения о покупке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 2600 раз

Библиографическое описание:

Марченко, В. Н. Маркетинговые исследования поведения шопоголиков в процессе принятия решения о покупке / В. Н. Марченко, А. В. Нияскина, В. Р. Шилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 371-374. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11036/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье представлены результаты маркетинговых исследований поведения шопоголиков в процессе принятия решения о покупке, выявлены факторы, влияющие на совершение спонтанных покупок, и определена доля потребителей относящихся к категории шопоголиков.

Ключевые слова:шопоголизм, шопоголик, спонтанная покупка.

В настоящее время во всем мире можно наблюдать усиление тенденций, способствующих повышению внимания к изучению проблем шопоголизма. Благодаря красивым вещам потребитель может выразить свою индивидуальность, обеспечить себе уют и комфорт. Но в любом деле должна быть мера, именно она помогает различать шопинг от шопоголизма.

С научной точки зрения, шопоголизм это непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия принятого решения.

Такое явление как шопоголизм появилось достаточно давно, но именно в наше время шопоголизм становится настоящей «эпидемией», что не может не тревожить психологов во всем мире. Данную проблему ученые исследуют на протяжении длительного времени. В начале XX века патологическую составляющую тяги к покупкам заметил выдающийся немецкий психиатр Э. Крепелин [2].

Чаще всего шопоголизмом страдает население экономически развитых стран. Например, результаты соцопросов в США показали, что в государстве находится около 15-ти миллионов истинных шопоголиков. Еще около 50-ти миллионов населения относятся к группе риска — их зависимость от шопинга пока полностью не сформировалась.

У лиц, которые страдают шопоголизмом, покупки становятся главным смыслом их жизни, они заменяют отдых и развлечения. В связи с тем, что шопоголизм ставят в ряд серьезных психологических расстройств, ученые выделяют следующие виды шопоголиков, каждый из которых имеет свои отличительные признаки. Виды шопоголиков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды шопоголиков

Виды

Отличительный признак

1) Спонтанный шопоголик

Совершенно не считает себя зависимым, спокойно посещает магазины, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе посещения может купить нечто незапланированное, то что ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой

2) Осознанный шопоголик

Совершает сознательный поход по магазинам, главной целью которого является поднятие своего настроения или снятие стресса

3) Целеустремленный шопоголик

Не отдает отчет своим действиям, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги

4) Разумные шопоголики

Приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме

5) Истинный шопоголик

Приобретает в магазине все, что видит, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает

В большинстве случаев проблемой шопоголизма страдают женщины, но в последнее время все чаще этой напасти подвергается и «сильный» пол [1.]

Как уже было сказано выше, шопоголизм является болезнью XXI века и число истинных шопоголиков растет с каждым днем. В рамках данной статьи нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление процента населения страдающего данной зависимостью. Были опрошены 100 человек в возрасте 18–45 лет, в социальных сетях и на улицах города Оренбурга. Выбор данной возрастной категории был обусловлен тем, что шопоголизмом страдают девушки от 18 до 35 лет.

В настоящее время в г. Оренбурге существует большое количество торговых комплексов, которые посещают различные группы покупателей.

На рисунке 1 представлены результаты распределения ответов на вопрос о частоте посещения торговых комплексов жителями города Оренбурга.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Часто ли Вы посещаете торговые центры?»

Представленные на рисунке результаты ответов свидетельствуют о том, что 54 % респондентов совершают покупки в торговых центрах на постоянной основе; 32 % достаточно редко, а 14 % респондентов вовсе не посещают торговые центры. Следует отметить, что чаще всего покупатели, зависимые от шопинга, приобретают в торговых комплексах непродовольственные товары, такие как одежда, обувь и аксессуары.

Шопоголики приобретают совершенно одинаковые вещи, пребывая в полной уверенности необходимости их покупки, что по нашему мнению является одним из главных признаков проявления шопоголизма. Согласно данным представленным на рисунке 2, отчетливо видно, что значительная часть приобретаемых вещей не используется потребителем в дальнейшем.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Имеются ли в Вашем гардеробе вещи, которые Вы не носите?»

На вопрос «Имеются ли в Вашем гардеробе вещи, которые Вы не носите?» 49 % респондентов указали на наличие в их гардеробе вещей, значительную часть которых они не носят; 29 % респондентов подтвердили тот факт, что на ряду с вещами которые они постоянно носят, есть небольшая часть, которая не востребована, чуть меньше, а именно 22 % опрошенных выбрали вариант ответа, «нет, я покупаю только те вещи, которые мне подходят и нравятся». Таким образом, мы видим, что очень часто женская аудитория подвержена приобретению не совсем необходимых и подходящих для дальнейшего использования вещей. Совершению необдуманных покупок со стороны покупательниц способствуют следующие маркетинговые и коммерческие решения, применяемые торговыми предприятиями:

1)        яркие рекламные ролики, которые информируют о скидках и распродажах;

2)        правильное расположение стеллажей с сопутствующими товарами;

3)        предоставление скидочных карт, бонусов;

4)        яркие витрины с надписью «Sale»;

5)        проведение акций при покупке 2 вещей 3 в подарок, при покупке одной пары обуви скидка на вторую пару 50 %;

6)        организация квестов, например, при покупке товара выдаются чеки разных цветов, собрав все цвета чеков можно обменять их на какой-нибудь товар [3].

Следующий вопрос позволил нам выявить предпочтения потребителей относительно наиболее часто приобретаемых товаров.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какие товары Вы чаще всего приобретаете?»

Представленное на рисунке 3 распределение ответов на вопрос свидетельствует о том, что респонденты чаще всего приобретают аксессуары, на их долю приходится около 39 %, в числе которых очки, шарфы, ремни, косметички перчатки, кошельки; 26 % приходится на обувь; 35 % респондентов чаще всего приобретают одежду.

Далее в процессе исследования была выявлена частота совершения покупок одежды, обуви и аксессуаров.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете себе одежду, обувь и аксессуаров?»

Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что периодически, а именно один — два раза в месяц покупки совершают 67 % респондентов; с частотой раз в неделю — 21 %; достаточно часто 12 %. Полученные ответы свидетельствуют о том, что данные 12 % респондентов, выявленные в результате исследования, и составляют искомую аудиторию проведенного исследования, а 21 % респондентов могут перейти из категории спонтанного или разумного шопоголика, в категорию целеустремленного или истинного шопоголика.

Следует отметить, что немаловажным симптомом шопоголизма является бездумная трата денежных средств. На совершение необдуманных покупок шопоголиком затрачиваются громадные денежные суммы.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы потратить все денежные средства в магазине, зная, что затем придется занимать?»

Проведенное исследование свидетельствуют о том, что большая часть участниц опроса старается планировать свои затраты перед посещением торговых предприятий, но между тем 29 % респондентов не может отказаться от покупки понравившихся товаров и тратят все имеющиеся у их средства.

Таким образом, можно сделать вывод том, что проблема шопоголизма является достаточно актуальной, процент истинных шопоголиков согласно проведенного исследования, составил 12 % от общего числа опрошенных. С каждым годом процент шопоголиков растет и приобретает все большое распространение по всему миру. Проблема шопоголизма стоит в одном ряду по негативному воздействию с алкоголизмом и наркотической зависимостью, поэтому при возникновении первых признаков необходимо применять определенные меры.

Литература:

1.      Дулькин, А. В. Психология потребительской мотивации / А. В Дулькин. — М.: Психология поведения потребителей. — 2013. — С. 24–29.

2.      Дмитриева, Н. В. Проблемы возникновения и развития шопоголизма / Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко // Психология поведения. — 2012. — С.63–75.

3.      Лунт, П. Психологические подходы к потреблению / П. Лунт // Иностранная психология. — 2013. — № 2. — С. 15–21.

Основные термины (генерируются автоматически): распределение ответов, покупка, респондент, Ваш гардероб вещи, вещь, значительная часть, том, чаща.


Ключевые слова

шопоголизм, шопоголик, спонтанная покупка

Похожие статьи

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Основные факторы, влияющие на успешный имидж и деловую репутацию ресторанов

В статье автор рассуждает на тему формирования имиджа и деловой репутации, описывает факторы, которые связаны с продвижением ресторанов среди конкурентов. Также в статье описаны формы взаимодействия с целевыми аудиториями, на что обращают внимания кл...

Тенденции в позиционировании косметических средств

В данной статье рассматриваются тенденции и уловки, применяющиеся в процессе позиционирования косметических средств. Были проанализированы рекламные кампании известных косметических брендов и выявлены основные направления воздействия на целевую аудит...

Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»

В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...

Поведение потребителей в зависимости от пола

Мужчины и женщины, ввиду разного воспитания и социализации, наряду с другими различными социальными, биологическими и психологическими факторами, демонстрируют различные типы поведения в похожих ситуациях. Касается ли это принятия решений в личной жи...

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Сравнительный анализ современных методов интернет-маркетинга

В статье проведен анализ эффективности применения методов интернет-маркетинга в условиях цифровой экономики. Поскольку подавляющее большинство людей проводят значительное количество времени в социальных сетях, интернет-маркетинг стал неотъемлемой час...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Потребительская лояльность в сети Интернет: типы и методы оценки

В статье автор определяет типы потребительской лояльности и методы её оценки в сети Интернет.

Потребительское поведение на рынке лекарственных средств

В данной статье идет речь об особенностях поведения потребителей на рынке лекарственных средств. На что в первую очередь обращает внимание аудитория крупнейших фармацевтических брендов, как добиться успеха на рынке данных услуг и что такое «инсайт» и...

Похожие статьи

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Основные факторы, влияющие на успешный имидж и деловую репутацию ресторанов

В статье автор рассуждает на тему формирования имиджа и деловой репутации, описывает факторы, которые связаны с продвижением ресторанов среди конкурентов. Также в статье описаны формы взаимодействия с целевыми аудиториями, на что обращают внимания кл...

Тенденции в позиционировании косметических средств

В данной статье рассматриваются тенденции и уловки, применяющиеся в процессе позиционирования косметических средств. Были проанализированы рекламные кампании известных косметических брендов и выявлены основные направления воздействия на целевую аудит...

Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»

В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...

Поведение потребителей в зависимости от пола

Мужчины и женщины, ввиду разного воспитания и социализации, наряду с другими различными социальными, биологическими и психологическими факторами, демонстрируют различные типы поведения в похожих ситуациях. Касается ли это принятия решений в личной жи...

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Сравнительный анализ современных методов интернет-маркетинга

В статье проведен анализ эффективности применения методов интернет-маркетинга в условиях цифровой экономики. Поскольку подавляющее большинство людей проводят значительное количество времени в социальных сетях, интернет-маркетинг стал неотъемлемой час...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Потребительская лояльность в сети Интернет: типы и методы оценки

В статье автор определяет типы потребительской лояльности и методы её оценки в сети Интернет.

Потребительское поведение на рынке лекарственных средств

В данной статье идет речь об особенностях поведения потребителей на рынке лекарственных средств. На что в первую очередь обращает внимание аудитория крупнейших фармацевтических брендов, как добиться успеха на рынке данных услуг и что такое «инсайт» и...

Задать вопрос