В условиях рыночной экономики целью каждой торговой фирмы являются удовлетворение потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли. На рынке всё больше и больше возрастает конкуренция, поэтому предпринимателям следует уделять огромное внимание изучению своих клиентов, минимизации их потерь, созданию наиболее благоприятных условий для совершения покупок.
Учитывая все вышеназванные факторы, изучение затрат потребления на современном этапе и выявление, в связи с этим, рекомендаций по улучшению деятельности торговых организации является весьма актуальным. Более того, этот вопрос не является досконально изученным в современной науке в связи с постоянно меняющимися потребностями.
Поэтом цель данной статьи состоит в изучении затрат потребления и разработке рекомендаций по их снижению.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
Выделение наиболее значимых затрат потребления;
Разработка классификации затрат потребления;
Исследование издержек, сдерживающих процесс покупки товара с помощью опроса потребителей;
Разработка мероприятий, способствующих интеграции этих факторов в движущие.
Все мы, являясь потребителями, сталкиваемся с препятствиями при необходимости совершения покупки товара, с затратами потребления, т.е. с затратами, возникающими в процессе приобретения и потребления товара. По нашему мнению, в состав затрат потребления в современных условиях входят следующие элементы (см. рис.1).
Таким образом, под затратами потребления стоит понимать затраты (издержки, расходы), возникающие у потребителя с момента возникновения спроса на товар до его конечного использования и утилизации.
По характеру затраты потребления подразделяются на:
Денежные расходы - это затраты денежных средств, возникающие в процессе приобретения товара, т.е. затраты на покрытие транспортных издержек, на оплату услуг, комиссии по покупке, затраты на оформление документов и поиск необходимой информации;
Рисунок 1 – Состав затрат потребления
Временные затраты – издержки времени для совершения выбора и покупки, а также преодоления пути до торговой точки или офиса обслуживания и обратно, на поиск информации о товаре и месте его нахождения, а также о продавце (обслуживающей фирмы);
Затраты физических сил – расходы физических сил и энергии человека, возникающие в процессе покупки. К ним можно отнести затраты сил по доставке товара до дома, преодоление пути до торговой точки и обратно и пр.;
Психологические издержки – затраты психологических сил и энергии человека. Так, приобретение товара, который был навязан покупателю продавцом, совершение необдуманной сделки, неудовлетворенность уровнем обслуживания, некомпетентность продавцов, шумность, очереди в магазинах могут вызывать недовольство, усталость, раздраженность у клиентов, нервы и другие издержи психологического характера.
Кроме того затраты потребления можно классифицировать и по другим признакам (рис.2).
Все мы, совершая покупки, тратим время, деньги и физические силы. Все эти затраты мы может оценить и спланировать. Поэтому такие затраты можно назвать явными (или ресурсозатратными). Однако, масса затрат потребления имеет скрытый характер. Такие затраты нельзя как-то сосчитать, они проявляются в разной мере у различных покупателей. К таким, например, можно отнести издержки «новизны товара», т. е. возникающие при приобретении какого-то нового товара или из-за его технологической сложности. Например, приобретение стиральной машины для домохозяйки, мобильного телефона для бабушки и т. д.
Рисунок 2 – Классификация видов затрат потребления
По характеру влияния факторов, формирующих затраты, они подразделяются на:
- затраты, обусловленные влиянием объективных факторов (деньги, время, физические силы);
- затраты, сформированные под влиянием субъективных факторов, т. е. обусловленные влиянием внешних факторов, в т. ч. общественных (социальных) факторов, связанных с влиянием на выбор (или отсутствие выбора) семьи, культуры, коллег, издержки, связанные со сложностью выбора, обусловленные наличием множества однородных товаров на рынке, схожих по качеству и цене, а также, напротив, отсутствием товара с нужными характеристиками, недобросовестной рекламой.
Все затраты, несомненно, являются важными факторами, влияющими на покупку, поэтому в условиях жесткой конкуренции победит то предприятие, которое может их контролировать и уменьшать, организовывать торговые зоны так, чтобы они становились не только местом приобретения товара, но и местом отдыха, местом цивилизованного времяпрепровождения.
Ниже представим рекомендации, которые могут способствовать минимизации затрат, а, следовательно, и увеличению привлекательности для клиентов:
Экономии денежных затрат будет способствовать предоставление сопутствующих услуг по доставке товара и укрупнение торговых точек, где в одном месте можно приобрести несколько разнородных товаров.
Психологические издержки можно сокращать посредством подбора квалифицированных консультантов и продавцов, уровень профессионализма которых, по мнению респондентов, в настоящее время зачастую вызывает недовольство и оставляет желать лучшего. Минимизации психологических издержки можно добиться с помощью предоставления сопутствующих услуг, эффективной выкладки товара, оформления интерьера, а также формирования зон отдыха в крупных торговых центрах.
Экономии физических сил будет способствовать развитие дополнительных услуг по доставке товара, автоматизация торгового зала и пр.
Издержки «новизны» и информации можно уменьшить посредством рекламы, интернета и других средств массовой информации.
Издержки времени можно сокращать с помощью укрупнения торговых точек, где в одном торговом центе можно приобрести разные товары, сокращением времени обслуживания покупателей, посредством развития торговли через интернет и послепродажного обслуживания, развития услуг «шаговой доступности».
В ходе написания статьи был проведен опрос жителей г. Красноярска целью которого было выяснение отношения людей к процессу покупки товара. Проведенное анкетирование показало, что для 28% покупателей поход в магазин – это всего лишь необходимость, и они совершают покупки только тогда, когда им что-то существенно нужно. Для 51,9% это не только необходимость, но и возможность получения положительных эмоций. Оставшиеся же 20,1% воспринимают процесс покупки как возможность отдохнуть, набраться положительных эмоций и считают это одним из своих любимых занятий.
Это связано, прежде всего, с тем, что в последнее время с интенсивным развитием торговых отношений, дополнительных услуг (парковка, доставка, кредит, удобный режим), развитием супермаркетов происходит колоссальная рационализации сферы торговли, что позволяет экономить время, экономить силы и «за 30 минут приобрести продуктов на целую неделю» [1]. С постройкой крупных торгово-развлекательных центров грань между местом торговли и местом для отдыха становится практически невидимой. Задачей продавцов становится организация бизнеса таким образом, чтобы покупка товаров была не только средством удовлетворения нужды, но и процессом отдыха, а, значит, продавцам следует стараться минимизировать издержки покупателей. Торговые центры становятся респектабельным местом, где стоит проводить свое свободное время, местом своеобразного приобщения к культуре, местом цивилизованного времяпрепровождения. В этом случае затраты потребления из сдерживающих сил превращаются в движущие силы, способствующие приобретению товаров и услуг.
- Литература:
Радаев В. Революция в торговле: влияние на потребление и жизнь [Электронный ресурс] / В. Радаев // www.polit.ru.