Рынок одежды в РФ: поведение потребителя как двигатель развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.09.2022

Статья просмотрена: 2107 раз

Библиографическое описание:

Григорян, К. К. Рынок одежды в РФ: поведение потребителя как двигатель развития / К. К. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94905/ (дата обращения: 17.12.2024).



Рынок одежды, как важный и незаменимый сектор экономики, нуждается в регулярном исследовании и развитии. Будучи динамично развивающейся системой, российский рынок одежды является одним из самых чувствительных к происходящим изменениям в мире. Потребитель выступает индикатором развития отрасли, поэтому его поведение — это то, на что ритейлерам необходимо ориентироваться.

При написании статьи использовались такие методы исследования, как оценка, анализ, классификация, обобщение. Актуальность исследования очень высока на фоне развития мировых взаимоотношений, которые имеют прямое влияние на рынок одежды РФ и, соответственно, поведение потребителей.

Ключевые слова: потребительское поведение, рынок одежды, ритейлер, производитель, потребитель, механизм, тенденция, лояльность, принцип, развитие.

Рынок одежды РФ занимает второе место в глобальном рейтинге самых быстрорастущих рынков одежды. В 2021 году его объём показал рост на 9 % (для сравнения, в 2020 году он сократился на 25 % до 1,7 трлн. руб.) и составил 1,8 трлн. руб., 67 % из которых приходится на одежду (остальные 33 % распределяются между обувью и аксессуарами).

Спрос рождает предложение, поэтому с мнением потребителя на рынке одежды принято считаться. Потребительское поведение — это механизм, состоящий из взаимозависимых звеньев, на формирование которого оказывают влияние политическая и экономическая обстановка и различные мировые тенденции.

Сегодня укрупненно можно выделить следующие принципы поведения потребителей на рынке одежды в РФ:

  1. Рост востребованности онлайна

Эта глобальная тенденция актуальна не первый год, но пандемия и политическая обстановка привели к дополнительному масштабному наращиванию оборотов. Важно: оффлайн-шоппинг НЕ заменяется онлайн-шоппингом, абсолютное замещение одного варианта другим невозможно и не нужно. Но онлайн зарабатывает лояльность со стороны увеличивающегося количества покупателей, зачастую более старшего возраста, нежели ранее. Если несколько лет назад услугами онлайн-магазинов пользовалось исключительно молодое поколение, то сегодня в рядах покупателей мы все чаще видим представителей среднего и старшего поколения. Такая динамика неудивительна, поскольку ритейлеры развиваются и делают онлайн-шоппинг комфортным и простым. Например, с помощью онлайн-показов изделий на видео или онлайн-примерки одежды и обуви.

  1. Устойчивое развитие

Все большее количество потребителей начинает задумываться о бережном отношении к природе. Статистика показывает, что 22,6 % потребителей беспокоятся о вреде, который наносит модная индустрия экологии. Этот показатель не является достаточно высоким, что с большой вероятностью может быть связано с ценником на изделие с пометкой «эко», который в среднем бывает выше на 20 %, по сравнению с аналогичным изделием без такой пометки. Тем не менее последователей данной тенденции становится все больше, положительную динамику показывают продажи на Авито — самой распространенной ресейл-платформе в России (в 2021 году на 22 % увеличилось число продаж мужской одежды и на 10 % число продаж детской одежды).

  1. Комфорт

Потребительское поведение все больше ориентируется на комфорт, который раскрывается с двух позиций. Во-первых, комфорт от процесса, то есть удобное расположение магазина и наличие парковки, просторные светлые примерочные и ненавязчивый персонал, удобная навигация на сайте и комфортные условия доставки. Опрос показал, что для половины респондентов наличие доставки является ключевым фактором для совершения покупки на онлайн площадке. Во-вторых, потребитель предпочитает комфорт от самой одежды. В 2021 году 45 % потребителей предпочитали натуральные ткани искусственным. С началом пандемии и переходом на дистанционный формат работы и обучения, резко снизились продажи офисной и деловой одежды и возросли аналогичные показатели спортивной одежды и одежды для дома.

  1. Рациональное потребление

Вектор потребления у потребителя стремится к оправданным и вдумчивым покупкам. Качество становится важнее количества, а база востребованнее трендов. Цифры показывают кратное уменьшение импульсивных покупок начиная с 2020 года. Безусловно, на смещение приоритетов оказала влияние мировая обстановка, но тем не менее такая динамика является очень полезной для потребителя и для окружающей среды.

  1. Скидки

Нельзя отрицать тот факт, что доходы среднестатистического населения с начала пандемии уменьшились, экономика до сих пор не восстановилась. Соответственно, потребитель обращает внимание на скидки, акции, кэшбеки и различные программы лояльности при совершении покупок. В 2021 году 57 % покупателей предпочитали карты с накопительными скидками, 48 % — карты с фиксированными скидками и 29 % — бонусные карты и купоны на скидки.

  1. Ориентация на российского производителя

Исследования показали, что 60 % респондентов считают одежду российских брендов качественной, а для 52 % опрошенных это является стимулом для осуществления покупки. Локальные небольшие и большие бренды все больше завоевывают сердца потребителей. Максимальный пик интереса к ним был достигнут в марте 2022 года после ухода с российского рынка ряда зарубежных ритейлеров. Эта ситуация выступила для российских производителей дополнительным рычагом для осуществления дополнительных шагов для развития.

Таким образом, рынок одежды должен обладать гибкостью и способностью быстро изменяться в зависимости от внешних тенденций. Легче всего с этим справляются небольшие и средние бренды-производители, у которых небольшие обороты и которые могут без труда регулировать свои дальнейшие шаги. Немаловажным двигателем развития в этой отрасли выступает потребитель, на поведение которого должны ориентироваться производители. По мере развития общества, развивается и потребитель, то есть он становится более избирательным и его лояльность становится все сложнее заработать. Следовательно, ритейлерам нельзя останавливаться на одном месте и необходимо постоянно развиваться, чтобы всегда сохранять лояльность потребителей на долгосрочную перспективу.

Литература:

1. Больше всего покупателям нравятся накопительный скидки // retail-loyalty.org / [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/bolshe-vsego-pokupatelyam-nravyatsya-nakopitelnie-skidki/ (Дата обращения 25.05.2022).

2. Вторая жизнь ненужной одежды // vedomosti.ru / [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ecology/protection_nature/articles/2022/03/24/914990-vtoraya-zhizn-nenuzhnoi-odezhdi (Дата обращения 24.05.2022).

3. Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2021 // rbk.ru // [Электронный ресурс] — электрон. дан. — режим доступа https://marketing.rbc.ru/research/39860/ (Дата обращения: 02.05.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): рынок одежды, потребитель, потребительское поведение, рынок одежды РФ, скидка, число продаж.


Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием потребителя

Данная статья посвящена изучению особенностей использования рекламных и PR-инструментов брендинга как способ управления сознанием потребителя. Актуальность выбранной темы статьи обусловлена большой популярностью развития бизнеса в России в сфере пред...

Разработка программы лояльности потребителей

Обострение конкуренции, увеличение маркетинговых коммуникационных воздействий, возникновение недостаточного количества потребителей и рост их амбициозных ожиданий обуславливают развитие концепции взаимоотношений. Если несколько лет назад маркетинговы...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса

Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...

Роль инфлюэнс-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях

В статье автор исследует роль инфлюэнсер-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях маркетинга. Инфлюэнсер-маркетинг — это стратегия, основанная на сотрудничестве с влиятельными пользователями социальных сетей, позволяющая привлекать вниман...

Конкурентные стратегии для улучшения и укрепления коммерческих секторов

Нынешняя экономическая модель, в которой открытость торговли и обмен товарами и услугами становятся все более интернациональными, требует от компаний и секторов, в которых они базируются, решения новых задач и адаптации к изменениям, которые влечет з...

Новые вызовы и возможности для производителей вина в эпоху трансформации мирового рынка вина

В этой статье рассматривается трансформация мирового винного рынка и ее влияние на виноделов. Автор анализирует новые вызовы, возможности и подходы к адаптации в быстро меняющейся среде на мировом рынке вин. В статье также предлагаются рекомендации д...

Совершенствование профессионально-квалификационной структуры рынка труда

На сегодняшний день, сложившаяся система управления в сфере труда, занятостью, не совсем соответствует эффективному развитию обслуживания субъектов рынка труда, а также сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В статье рассматриваются ос...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием потребителя

Данная статья посвящена изучению особенностей использования рекламных и PR-инструментов брендинга как способ управления сознанием потребителя. Актуальность выбранной темы статьи обусловлена большой популярностью развития бизнеса в России в сфере пред...

Разработка программы лояльности потребителей

Обострение конкуренции, увеличение маркетинговых коммуникационных воздействий, возникновение недостаточного количества потребителей и рост их амбициозных ожиданий обуславливают развитие концепции взаимоотношений. Если несколько лет назад маркетинговы...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса

Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...

Роль инфлюэнс-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях

В статье автор исследует роль инфлюэнсер-маркетинга в современных коммуникационных стратегиях маркетинга. Инфлюэнсер-маркетинг — это стратегия, основанная на сотрудничестве с влиятельными пользователями социальных сетей, позволяющая привлекать вниман...

Конкурентные стратегии для улучшения и укрепления коммерческих секторов

Нынешняя экономическая модель, в которой открытость торговли и обмен товарами и услугами становятся все более интернациональными, требует от компаний и секторов, в которых они базируются, решения новых задач и адаптации к изменениям, которые влечет з...

Новые вызовы и возможности для производителей вина в эпоху трансформации мирового рынка вина

В этой статье рассматривается трансформация мирового винного рынка и ее влияние на виноделов. Автор анализирует новые вызовы, возможности и подходы к адаптации в быстро меняющейся среде на мировом рынке вин. В статье также предлагаются рекомендации д...

Совершенствование профессионально-квалификационной структуры рынка труда

На сегодняшний день, сложившаяся система управления в сфере труда, занятостью, не совсем соответствует эффективному развитию обслуживания субъектов рынка труда, а также сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В статье рассматриваются ос...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Задать вопрос