Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 16.02.2021

Статья просмотрена: 691 раз

Библиографическое описание:

Панькина, А. М. Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии / А. М. Панькина, А. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78516/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена новым изменениям потребительского поведения на рынке. Какие изменения произошли и по каким причинам. Из-за этого политика ценообразования, распределения и взаимоотношений с клиентами тоже совершила большие перемены. Россия и многие другие страны перешли к цифровизации экономики, к пользованию новых технологий в оптовой и розничной купле-продаже. Произошел активный переход к онлайн-торговле, из-за чего компаниям пришлось активно развиваться с области Интернет-маркетинга.

Ключевые слова: потребительское поведение, BCG, длительное пользование, ориентированный нефинансовый институт, пандемия, покупатель.

Пандемия и режим, при котором приходится сидеть дома и практически никуда не выходить, сильно повлияли на поведение потребителей. Особенно это было заметно при взрыве спроса на продукты питания, товары первой необходимости и туалетной бумаги. Огромное количество развитый стран первый раз столкнулось с дефицитом. Исследования Blue Yonder показали, что 87 % процентов потребителей хотя бы раз столкнулись с проблемой того, что не смогли купить нужные товары из-за того, что они просто отсутствовали на прилавке в магазинах.

Эксперты PricewaterhouseCoopers пришли к определенным выводам. Потребитель изменился. Для того, чтобы прийти к этому выводу и понять, как это происходит, эксперты PwC проводили опросы среди потребителей до пандемии и после неё среди большинства развитых стран. Чуть меньше половины опрашиваемых сказали, что стали пользоваться своим смартфоном как инструментом для совершения покупок чаще. Почти 70 % опрашиваемых сказали, что пандемия сделала их более внимательными к своему психическому и физическому здоровью.

Проверив результаты опроса горожан, эксперты вывели 4 основных образа. Каждый из которых связан с переменами в поведении потребителей во всех сферах жизнедеятельности общества.

  1. Бизнесу и потребителям следует готовиться к резким сменам цен на рынке.
  2. Главный опыт покупателей должен базироваться на безопасности и доступности.
  3. При общении с клиентами фирмам следует найти баланс между цифровым и традиционным форматами покупок.
  4. При определении спектра предлагаемых товаров и услуг для удержания клиентов бизнесу следует учесть, что потребители становятся сторонниками производителя, который отдает приоритет заботе, благополучию и инновациям.

Эксперты BCG и “Ромир” считают, что российские покупатели не так серьезно воспринимают и сам COVID-19, и его влияние на свою жизнь, как покупатели в других странах. Несмотря на это 3⁄4 опрашиваемых пессимистично видят будущее экономики России и ждут «второй волны» вируса. И только 40 % респондентов сказали о хорошей устойчивости своего финансового положения. Так же большинство опрашиваемых выразили мнение о том, что самый большой риск заражения видят при посещении развлекательных мероприятий или в поездках, чем при заказе еды или других покупках онлайн.

Ориентируясь на их опросы можно заметить:

1) В категориях “Одежда и обувь” ожидается снижение покупок по всем сегментам, кроме детской одежды.

2) В категории «Товары длительного пользования» самое большое понижение закупок заметно в сегменте домашней электроники, а самое маленькое — в сегменте «Велосипеды и самокаты».

3) По всей России резко упало количество выданных кредитов на покупку товаров длительного пользования.

4) В сферах услуг, которые относятся к сегменту развлечений и путешествий ожидается заметный спад по причине страха заболеть (60 %).

5) По такой же причине российские опрашиваемые собираются меньше ездить на общественном транспорте (47 %).

Покупатели всех возрастных категорий планируют уменьшить количество затрат. При этом потребители среднего возраста планируют это сделать в большей степени, чем младшее поколение (27–30 лет) и старшее поколение (45–55 лет). Если оценивать в общем, то российские покупатели собираются уменьшать свои затраты в наибольшей степени, чем покупатели из зарубежья.

В категории онлайн-покупок ожидается подъем, но только из-за жителей столицы. Поэтому данное положение простым назвать нельзя, т. к. потребители собираются уменьшать количество своих трат почти по всем сегментам из-за страхов с теоретическим повышением цен. И это всё сопровождается нежеланием конкурентов на рынке удовлетворять спрос покупателей в данном периоде. Поэтому в России не стоит ожидать такой же «бум» электронной коммерции, который произошел в немногих странах (как пример — Индия).

Международный независимый институт аграрной политики (МНИАП) вывел 4 новых тренда потребительского поведения:

  1. Понижение лояльности к брендам
  2. Рост эффективности понижения цен, аукционных предложений и распродаж
  3. Уменьшение ассортиментной матрицы в электронной торговле
  4. Снижение рыночных барьеров для новых брендов и частных марок

Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса должна учитывать эти тренды, способствовать распространению информации среди предпринимателей, давать максимальную поддержку наиболее перспективным проектам.

Исследуя данную тему, я пришла к некоторому заключению. Пандемия сильно повлияла не только на желания, но и на дальнейшие планы многих потребителей. Их вкусы резко поменялись, требования сменились. Неизвестно, сколько будет дальше длиться такое положение, поэтому государству нужно разрабатывать план, чтобы подстроиться уже под совершенно новое поколение потребителей, искать новые и нестандартные варианты привлечения и удержания клиентов, а также расширение уже имеющейся базы. Нужно подстроиться не только под что-то уже поменявшееся и новое, нужно научиться «гибкости», быстрой перестройке, под смену интересов и желаний потребителей. Большое количество мировых компаний сумело поменяться под напором пандемии, и, я надеюсь, что в нашей стране тоже смогут умело и быстро перестроиться, не теряя доход и клиентскую базу.

Литература:

  1. Ахмерова А. М. Нерациональное поведение потребителя как фактор, формирующий поведение фирмы // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 4. — С. 79– 83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42931515
  2. Беляков С. А., Эйрих В. Е., Степина И. О. Изменение потребительского поведения и тренды маркетинга, перемены после пандемии Covid-19 // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. — С.363–373. DOI: http://doi.org/10.15350/2409–7616.20020.3.32
  3. Воронина Л. А., Шапошников А. М. Основные тенденции изменения потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса // Экономик: теория, практика. — 2020. — № 2. — С. 23–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43172574
  4. Гайсумов А. С., Исаев А. С., Висамбиев Б. М. Влияние угрозы новой коронавирусной инфекции на деятельность коммерческих организаций // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2. — С. 317–325. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43167325
  5. Депутатова Е. Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 4. С. 69–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42824938
  6. Иванченко А. Е. Сущность понятия «Экологический менеджмент» // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2020. — № 12. — С. 125–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835825
  7. Идигова Л. М., Довлетмурзаева М. А., Рахимова Б. Х. Формирование системы экологического менеджмента — переход на инновационный путь развития предприятия // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 64–2. — С. 132–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43871588
  8. Панкина Т. В., Никишин А. Ф., Бойкова А. В. Привлечение и удержание покупателей в электронной торговле // Российское предпринимательство. — 2020. — № 3. — С. 683–696. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32678884
  9. Соломонова В. Н., Редькина Т. М., Ат-Тал Ф. Стратегическая переориентация экономики под влиянием коронавируса // Colloquium-journal. — 2020. — № 10 (62). — С. 38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42739304
  10. Глобальный обзор потребительского рынка 2020/ Росконгесс. Социально ориентированный нефинансовый институт развития./ https://roscongress.org/materials/globalnyy-obzor-potrebitelskogo-rynka-2020/
  11. Потребительский рынок России. Как стимулировать спрос/ Росконгесс. Социально ориентированный нефинансовый институт развития./ https://roscongress.org/sessions/potrebitelskiy-rynok-rossii-kak-stimulirovat-spros/search/#00:46:25.535
  12. Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз/ https://media-publications.bcg.com/Russia-Sentiment-RUS.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): BCG, длительное пользование, потребительское поведение, Россия, пандемия, поведение потребителей, покупатель, потребитель, удержание клиентов.


Ключевые слова

покупатель, потребительское поведение, пандемия, BCG, длительное пользование, ориентированный нефинансовый институт

Похожие статьи

Особенности рекламы в сфере электронной коммерции

В современном обществе электронная торговля играет важную роль в становлении бренда. Интернет-торговля имеет большое количество преимуществ по отношению к традиционной торговле, а объем рынка электронной коммерции в секторе потребительских товаров по...

Влияние COVID-19 на рынок коммерческой недвижимости

Карантин, который начался в 2020 году, очень сильно повлиял на бизнес в Российской Федерации и в мире в целом. Рынок коммерческой недвижимости переживает превентивные меры по-разному, в зависимости от сегмента. Под наибольший удар попали ТРЦ, которые...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки

В статье рассмотрены необходимость и преимущества маркетплейса как способа выхода на зарубежные рынки. Проведен сравнительный анализ возможностей маркетплейсов в США и России, а также описана деятельность одного из крупнейших маркетплейсов России Ozo...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Поисковой маркетинг как инструмент продвижения

В последние несколько лет рынок Интернет-рекламы уверенно превращается в одну из наиболее значимых отраслей маркетинга, открывая компаниям новые инструменты ведения бизнеса, коммуникации с конечными пользователями и конкуренции на рынке. Вслед за рос...

Выбор аналитических инструментов для анализа эффективности интернет проекта

На данный момент сеть Интернет очень активно развивается. Основным двигателем этого развития является бизнес, который стремится получать новые продажи из каналов интернет-рекламы. Однако здесь встает вопрос об эффективном распределении и использовани...

Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла

Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причи...

Некоторые аспекты управления предпринимательскими рисками компании с участием иностранного капитала

В статье дана характеристика основных видов предпринимательских рисков, с которыми сталкиваются в своей деятельности компании с участием иностранного капитала, осуществляющие внешнеторговую деятельность. На примере компании, российской «дочки» крупно...

Влияние кризиса на будущее ресторанного бизнеса

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период окончания режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для возобновления конкурентных позиций, а также мероприятия, обеспечивающи...

Похожие статьи

Особенности рекламы в сфере электронной коммерции

В современном обществе электронная торговля играет важную роль в становлении бренда. Интернет-торговля имеет большое количество преимуществ по отношению к традиционной торговле, а объем рынка электронной коммерции в секторе потребительских товаров по...

Влияние COVID-19 на рынок коммерческой недвижимости

Карантин, который начался в 2020 году, очень сильно повлиял на бизнес в Российской Федерации и в мире в целом. Рынок коммерческой недвижимости переживает превентивные меры по-разному, в зависимости от сегмента. Под наибольший удар попали ТРЦ, которые...

Особенности использования инструментов гиг-экономики в маркетинге

Развитие цифровых технологий позволяет мобилизовать все больше сотрудников, а количество удаленных работников, «альтернативных работников» и фрилансеров находится на рекордно высоком уровне. Стоит заметить, что поводу этой тенденции существует множес...

Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки

В статье рассмотрены необходимость и преимущества маркетплейса как способа выхода на зарубежные рынки. Проведен сравнительный анализ возможностей маркетплейсов в США и России, а также описана деятельность одного из крупнейших маркетплейсов России Ozo...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Поисковой маркетинг как инструмент продвижения

В последние несколько лет рынок Интернет-рекламы уверенно превращается в одну из наиболее значимых отраслей маркетинга, открывая компаниям новые инструменты ведения бизнеса, коммуникации с конечными пользователями и конкуренции на рынке. Вслед за рос...

Выбор аналитических инструментов для анализа эффективности интернет проекта

На данный момент сеть Интернет очень активно развивается. Основным двигателем этого развития является бизнес, который стремится получать новые продажи из каналов интернет-рекламы. Однако здесь встает вопрос об эффективном распределении и использовани...

Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла

Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причи...

Некоторые аспекты управления предпринимательскими рисками компании с участием иностранного капитала

В статье дана характеристика основных видов предпринимательских рисков, с которыми сталкиваются в своей деятельности компании с участием иностранного капитала, осуществляющие внешнеторговую деятельность. На примере компании, российской «дочки» крупно...

Влияние кризиса на будущее ресторанного бизнеса

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период окончания режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для возобновления конкурентных позиций, а также мероприятия, обеспечивающи...

Задать вопрос