Электронная коммерция играет важную роль в жизни потребителей с момента её создания, с момента появления интернета в сеть начали проникать бизнесы различных фирм и продавать в режиме онлайн. Сейчас трудно представить себе мир без использования инструментов купли-продажи в интернете.
Но в 2020 и 2021 году Землю охватила пандемия коронавируса, что послужило своеобразным катализатором для ещё большего перехода потребителей на формат дистанционных покупок.
Для анализа ситуации и составления выводов по ней, необходимо понимать, что такое электронная коммерция и какие характеристики она имеет.
Электронная коммерция (e-commerce) — это торговля товарами или услугами через интернет. Проще говоря, покупатель и продавец могут взаимодействовать и проводить бизнес-сделки в онлайн-среде.
Преимущества электронной коммерции включают в себя:
— Доступность: покупатели могут покупать товары или услуги из любой точки мира, используя компьютер или мобильное устройство.
— Удобство: покупатели могут легко и быстро находить нужный товар, сравнивать цены, читать отзывы и оформлять заказы в удобное для них время.
— Эффективность: электронная коммерция может помочь продавцам увеличить эффективность своих операций, уменьшить затраты на рекламу и расширить свою аудиторию.
— Автоматизация: электронные сделки могут помочь автоматизировать многие бизнес-процессы, такие как управление инвентарем, или обработка заказов и платежей; что может уменьшить количество менеджерских ошибок и повысить эффективность работы.
— Повышение лояльности клиентов: при правильной организации электронной коммерции, покупатели могут получить более удобный и персонализированный сервис, что способствует повышению лояльности клиентов.
Электронные продажи не обходятся без негативных сторон, которые могут включать в себя:
— Ограниченные возможности для взаимодействия с продавцом: покупатели могут испытывать затруднения в общении с продавцом или получении необходимой помощи при покупке.
— Опасности, связанные с безопасностью: в интернете больше угроз, связанных с кражей личных данных или кредитных карт, а также со взломами ПК и другими видами мошенничества.
— Трудности с обработкой возвратов (так называют отмену покупки): возвраты товаров или услуг могут быть сложными и затратными, особенно если продавец находится в другой стране.
— Проблемы с качеством продуктов: покупатели могут столкнуться с плохим качеством товаров или услуг, особенно если торговец находится в другой стране.
Продажи в сети стали особенно важны в период пандемии COVID-19, когда многие люди были вынуждены оставаться дома и избегать походов в магазины. Закрытие розничных магазинов и ограничения на перемещение привели к увеличению спроса на онлайн-шопинг, и многие потребители обратились к электронной коммерции, чтобы купить товары и услуги.
В это время многие зарубежные компании начали активнее развивать свои онлайн-продажи и переносить свой бизнес в интернет-среду (например, внедрять доставку в бизнес-модель). Те, кто уже продавал свои продукты через сеть, стали улучшать свои онлайн-сервисы и их инфраструктуру, чтобы удовлетворять растущий спрос.
В России динамика соответствует общемировой. Так, по оценкам агентства Data Insight, пандемия в нашей стране также способствовала резкому скачку в развитии рынка e-commerce, как изображено на рисунке 1.
Рис. 1. Прогноз по российской динамике роста рынка e-commerce
Потребители также начали обращать больше внимания на безопасность онлайн-покупок и начали больше использовать безналичные способы оплаты, чтобы избежать контактов с наличными деньгами (чтобы не заболеть). Компании, в свою очередь, усилили меры по защите персональных данных и безопасности онлайн-платежей, чтобы предотвратить мошенничество.
Более того, электронная коммерция стала одним из способов для малых и средних предприятий выжить в условиях пандемии, позволив им сохранить свой бизнес и связь с клиентами, несмотря на самоизоляцию.
В целом, электронная коммерция в период пандемии стала необходимой и важной частью жизни многих людей и компаний, и ее значимость, вероятно, будет продолжать расти в будущем. Такого же мнения придерживаются многие эксперты, как изображено на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика роста общемирового объема продаж в интернете
После коронавирусной пандемии многие люди и компании, которые раньше не были особо заинтересованы в онлайн-покупках, стали понимать, что покупка через интернет-магазин- удобный и безопасный способ приобрести себе в дом всё, что необходимо.
Кроме того, многие потребители уже привыкли к онлайн-шопингу и вероятно будут продолжать пользоваться им и после пандемии. Предприятия также узнали, что электронная коммерция может помочь им достичь новых рынков и расширить свой бизнес.
Скорее всего, после пандемии компании будут продолжать инвестировать во все новые онлайн продукты и разработки, а те, кто еще не успел сделать свой бизнес омниканальным, будет пытаться догонять конкурентов.
Также возможно, стоит ждать разработок новых технологий и сервисов, которые сделают электронную коммерцию еще более удобной и безопасной для пользователей.
Однако, необходимо отметить, что оффлайн-покупки не исчезнут. До сих пор существует большой сегмент потребителей, которые по-прежнему предпочитают покупать товары в торговых точках. Возможно, в будущем мы увидим большую интеграцию онлайн- и оффлайн-продаж, чтобы предоставить потребителям максимально удобный и гибкий опыт покупок.
В заключение можно сказать, что года самоизоляции существенно повлияли на развитие электронной коммерции. Онлайн-торговля стала более востребованной, так как потребители и компании понимают, что это безопасный и удобный способ покупок. Многие компании быстро адаптировались к новой реальности, развивая свои онлайн сервисы, продукты, инфраструктуру и коммуникации.
Однако, рост электронной коммерции также привел к возникновению новых проблем и вызовов, таких как увеличение объема онлайн-мошенничества и проблемы с доставкой и логистикой.
В целом, электронная коммерция имеет большой потенциал и будет продолжать расти и развиваться в будущем, а компании и потребители будут адаптироваться к новой реальности и искать наиболее удобные и безопасные способы покупок, параллельно развивая свои навыки в сфере безопасности онлайн-покупок.
Литература:
- Oracle, Commerce Что такое электронная коммерция? / Commerce Oracle. — Текст: электронный // ORACLE: [сайт]. — URL: https://www.oracle.com/cis/cx/ecommerce/what-is-ecommerce/ (дата обращения: 15.02.2023).
- Электронная коммерция в период пандемии Covid-19: Новые вызовы и возможности в области ИС для предпринимателей-представителей коренных народов. — Текст: электронный // WIPO: [сайт]. — URL: https://www.wipo.int/tk/ru/news/tk/2020/news_0006.html (дата обращения: 15.02.2023).
- ADVIANA Электронная коммерция в 2021 году. Как пандемия влияет на онлайн-рынок? / ADVIANA. — Текст: электронный // VC: [сайт]. — URL: https://vc.ru/trade/243482-elektronnaya-kommerciya-v-2021-godu-kak-pandemiya-vliyaet-na-onlayn-rynok (дата обращения: 15.02.2023).
- Власова, А. С. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / А. С. Власова. — Текст: электронный // КиберЛеника: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kommertsiya-3/viewer (дата обращения: 15.02.2023).
- Маглинова, Т. Г. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ И ТОРГОВЛЯ / Т. Г. Маглинова. — Текст: электронный // КиберЛеника: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kommertsiya-i-torgovlya/viewer (дата обращения: 15.02.2023).
- Назаров, Ш. Э. Понятие электронной коммерции / Ш. Э. Назаров. — Текст: электронный // КиберЛеника: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-elektronnoy-kommertsii/viewer (дата обращения: 15.02.2023).