Особенности развития электронной коммерции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 28.06.2022

Статья просмотрена: 1039 раз

Библиографическое описание:

Савицкий, И. К. Особенности развития электронной коммерции в России / И. К. Савицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93632/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Ключевые слова: электронная коммерция, онлайн-торговля, eCommerce.

Современные экономические условия приводят к тому, что практически каждый экономический субъект начинает активно работать в сфере электронной коммерции. При этом именно от эффективной организации электронной коммерции зависела выживаемость многих предприятий и организации в период ограничений, введённых в связи с новой коронавирусной инфекцией и ее пандемией в 2020 году.

Анализ нормативно-правовой документации относительно организации электронной коммерции в России позволяет выделить, что ее понятие было введено в отечественную практику относительно недавно. Так, нормативно-правовым документом, позволившим уточнить суть электронной коммерции является проект Федерального Закона «Об электронной коммерции».

На основе его можно выделить следующий подход к трактовке сущности электронной коммерции: осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже и (или) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур [3].

Наличия нормативно-правового документа, отражающего сущность электронной коммерции, позволяет сделать вывод о понимании ее важности и необходимости на уровне отдельных государственных структур и производителей.

Важно отметить и тот факт, что сегодня развитие собственной системы электронной коммерции представляет одно из важнейших направлений деятельности предприятий РФ: именно за счет электронной коммерции отечественные предпринимательские структуры реализуют свою продукцию на территории РФ и за ее пределами.

С целью наиболее качественного исследования уровня развития электронной коммерции в РФ используем различные статистические данные. Так, динамика емкости рынка электронной коммерции в РФ и объема потенциальной целевой аудитории, в соответствии с оценками Российской ассоциации электронной коммерции и АКИТ представлена на рисунке 1.

Основные показатели развития электронной коммерции в РФ [1]

Рис. 1. Основные показатели развития электронной коммерции в РФ [1]

Представленные на рисунке данные позволяют выделить, что на протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение объема электронной коммерции в РФ практически в четыре раза, что обосновывается популяризация интернет-шоппинга, а также ростом крупнейших отечественных и зарубежных интернет-магазинов.

Сравнивая темп роста показателя объема рынка и объема аудитории, можно выделить, что последний растет менее быстрыми темпами. Это позволяет говорить о том, что рост объемов рынка достигается на за счет увеличения числа клиентов на нем, а за счет роста средней цены покупки в том или ином интернет-магазине.

В значительной степени влияние на рынок электронной коммерции оказывает и уровень развития различных сервисов доставки еды и магазинов, позволяющих обеспечить тестирование или проверку приобретенных вещей. В частности, в упомянутых ранее исследованиях ведущая роль отводится отечественным операторам доставки еды от экосистемы Яндекса и Сбербанка, а также крупных розничных онлайн-торговых центрах — Яндекс Маркет, WildBerris, OZON и т. д.

Так, по мнению экспертов INFOLine драйвером рынка электронной коммерции выступят онлайн-продажи продуктов питания и товаров повседневного спроса. Рост рынка по итогам 2019 года составит 50 % Далее он вырастет на 80 % и 50 % в 2020 и 2021 годах соответственно [1]. При этом нельзя не говорить и о достаточно высоком уровне достоверности данного прогноза, поскольку в условиях значительных ограничений, характерных для первой половины 2020 года именно электронная коммерция стала основой для сохранения и развития потребительского спроса на рынке.

В рамках исследования INFOline выделены также следующие тренды развития потребительского спроса:

— доля покупателей товаров премиум-сегмента сохраняется (10 %),

— сокращается число потребителей в среднем ценовом сегменте (~20 %),

— растет число покупателей товаров бюджетного сегмента (~55 %);

— растет доля покупателей с доходами ниже прожиточного минимума (~20 %).

Наличие практически всех сегментов потребителей говорит о высоком потенциале развития электронной коммерции в России.

Менее быстрыми темпами развиваются интернет-магазины крупных и средних розничных сетей, что обосновывается, достаточно часто, спецификой их продукции. Одновременно с этим возникают компании, которые ведут свою деятельность только в сети Интернет, что также говорит о потенциале усиления роли электронной коммерции в РФ.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в РФ наблюдается активное развитие электронной торговли. При этом она играет все большую и большую роль на потребительских рынках страны. Это позволяет говорить о наличии существенного потенциала развития исследований в данном направлении.

Литература:

  1. eCommerce 2019: основные цифры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2019-osnovnye-tsifry.html (дата обращения: 05.12.2020)
  2. Рынок Интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html (дата обращения: 05.12.2020)
  3. Проект Федерального закона «Об электронной коммерции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://igpran.ru/public/publiconsite/e-commerce_proekt.pdf (дата обращения: 05.12.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, РФ, электронная торговля, OZON, нормативно-правовой документ, потребительский спрос, Россия, уровень развития.


Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Состояние рынка инноваций в России

В статье проанализировано состояние рынка инноваций в России в целом, приведены основные показатели, характеризующие инновационную деятельность России.

Похожие статьи

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Состояние рынка инноваций в России

В статье проанализировано состояние рынка инноваций в России в целом, приведены основные показатели, характеризующие инновационную деятельность России.

Задать вопрос