В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.
Ключевые слова: электронная коммерция, онлайн-торговля, eCommerce.
Современные экономические условия приводят к тому, что практически каждый экономический субъект начинает активно работать в сфере электронной коммерции. При этом именно от эффективной организации электронной коммерции зависела выживаемость многих предприятий и организации в период ограничений, введённых в связи с новой коронавирусной инфекцией и ее пандемией в 2020 году.
Анализ нормативно-правовой документации относительно организации электронной коммерции в России позволяет выделить, что ее понятие было введено в отечественную практику относительно недавно. Так, нормативно-правовым документом, позволившим уточнить суть электронной коммерции является проект Федерального Закона «Об электронной коммерции».
На основе его можно выделить следующий подход к трактовке сущности электронной коммерции: осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже и (или) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур [3].
Наличия нормативно-правового документа, отражающего сущность электронной коммерции, позволяет сделать вывод о понимании ее важности и необходимости на уровне отдельных государственных структур и производителей.
Важно отметить и тот факт, что сегодня развитие собственной системы электронной коммерции представляет одно из важнейших направлений деятельности предприятий РФ: именно за счет электронной коммерции отечественные предпринимательские структуры реализуют свою продукцию на территории РФ и за ее пределами.
С целью наиболее качественного исследования уровня развития электронной коммерции в РФ используем различные статистические данные. Так, динамика емкости рынка электронной коммерции в РФ и объема потенциальной целевой аудитории, в соответствии с оценками Российской ассоциации электронной коммерции и АКИТ представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Основные показатели развития электронной коммерции в РФ [1]
Представленные на рисунке данные позволяют выделить, что на протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение объема электронной коммерции в РФ практически в четыре раза, что обосновывается популяризация интернет-шоппинга, а также ростом крупнейших отечественных и зарубежных интернет-магазинов.
Сравнивая темп роста показателя объема рынка и объема аудитории, можно выделить, что последний растет менее быстрыми темпами. Это позволяет говорить о том, что рост объемов рынка достигается на за счет увеличения числа клиентов на нем, а за счет роста средней цены покупки в том или ином интернет-магазине.
В значительной степени влияние на рынок электронной коммерции оказывает и уровень развития различных сервисов доставки еды и магазинов, позволяющих обеспечить тестирование или проверку приобретенных вещей. В частности, в упомянутых ранее исследованиях ведущая роль отводится отечественным операторам доставки еды от экосистемы Яндекса и Сбербанка, а также крупных розничных онлайн-торговых центрах — Яндекс Маркет, WildBerris, OZON и т. д.
Так, по мнению экспертов INFOLine драйвером рынка электронной коммерции выступят онлайн-продажи продуктов питания и товаров повседневного спроса. Рост рынка по итогам 2019 года составит 50 % Далее он вырастет на 80 % и 50 % в 2020 и 2021 годах соответственно [1]. При этом нельзя не говорить и о достаточно высоком уровне достоверности данного прогноза, поскольку в условиях значительных ограничений, характерных для первой половины 2020 года именно электронная коммерция стала основой для сохранения и развития потребительского спроса на рынке.
В рамках исследования INFOline выделены также следующие тренды развития потребительского спроса:
— доля покупателей товаров премиум-сегмента сохраняется (10 %),
— сокращается число потребителей в среднем ценовом сегменте (~20 %),
— растет число покупателей товаров бюджетного сегмента (~55 %);
— растет доля покупателей с доходами ниже прожиточного минимума (~20 %).
Наличие практически всех сегментов потребителей говорит о высоком потенциале развития электронной коммерции в России.
Менее быстрыми темпами развиваются интернет-магазины крупных и средних розничных сетей, что обосновывается, достаточно часто, спецификой их продукции. Одновременно с этим возникают компании, которые ведут свою деятельность только в сети Интернет, что также говорит о потенциале усиления роли электронной коммерции в РФ.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в РФ наблюдается активное развитие электронной торговли. При этом она играет все большую и большую роль на потребительских рынках страны. Это позволяет говорить о наличии существенного потенциала развития исследований в данном направлении.
Литература:
- eCommerce 2019: основные цифры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2019-osnovnye-tsifry.html (дата обращения: 05.12.2020)
- Рынок Интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html (дата обращения: 05.12.2020)
- Проект Федерального закона «Об электронной коммерции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://igpran.ru/public/publiconsite/e-commerce_proekt.pdf (дата обращения: 05.12.2020)