Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.
Ключевые слова: электронная коммерция, искусственный интеллект, современные технологии, перспективы, проблемы, тенденции, бизнес-торговля, цифровая экономика, тенденции и перспективы развития электронной торговли.
Электронная коммерция возникла как стандарт обмена деловыми документами, такими как заказы или счета, между поставщиками и их бизнес-клиентами. Это происхождение относится к 1948–49 гг. после блокады Берлина и воздушных перевозок заказов через телекс. Самые различные сферы деятельности развивали эту систему в течение следующих десятилетий, прежде чем в 1975 году был опубликован первый общий стандарт. Получившийся в результате стандарт электронного обмена данными (EDI) между компьютерами является достаточно гибким для обработки большинства простых электронных деловых операций.
С широким распространением интернета и появлением Всемирной паутины в 1991 году и первого браузера для доступа к ней в 1993 году большая часть электронной коммерции переместилась в Интернет. Совсем недавно, с глобальным распространением смартфонов и доступностью быстрых широкополосных подключений к Интернету, большая часть электронной коммерции переместилась на мобильные устройства, включая планшеты, ноутбуки и носимые устройства, такие как часы.
Новые глобальные изменения, вызванные внедрением инновационных и умных технологий затронули рынок продаж, а также их участников. Наблюдается новый технологический феномен продвижения товаров и услуг для удовлетворения потребностей так называемой информационно-сетевой экономики. Информационно-сетевая экономика — это целая глобальная система, в которой существуют отношения между участниками рынка или экономическими агентами через Интернет или другие электронные виртуальные средства, что повышает эффективность любой страны или отрасли. Информационная и сетевая экономика — это большая система, содержащая несколько элементов, один из которых можно назвать электронной коммерцией.
Изучение электронной коммерции уже давно приобрело актуальность в зарубежных странах как с практической, так и с научной точки зрения.
Электронная коммерция можно назвать покупку и продажу товаров и услуг или передача денежных средств или данных через электронную сеть Интернет.
Электронную коммерцию можно объяснить не только как простой вид торговли, ее концепция шире и основана на использовании инновационных информационных технологий. Это также одна из крупнейших систем в маркетинге, которая состоит из нескольких бизнес-процессов.
На практике электронный вид торговли показал свою привлекательность и эффективность своего применения в том смысле, что он требует более низкой себестоимости или может вообще не потребоваться, благодаря чему клиенты могут легко получить доступ к большому рынку, обладающему способностью дифференцировать услуги и предоставлять эффективный сервис для любого потребителя, несмотря на его местоположение.
Технологии, используемые в электронной коммерции, разнообразны, и они в большей степени основаны на
– технологиях информационной поддержки, таких как:
– электронная почта, интернет, интранет (обмен информацией внутри компании);
– EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными);
– экстранет (обмен информацией с внешним миром).
Помимо этого, сфера, в которой часто используются системы электронной коммерции, довольно специфична, и каждая из них имеет свой собственный подход к применению. Они разнообразны тем, что у каждого есть свой собственный спектр бизнес-операций (business operations) и трансакций.
В настоящее время экономический эффект от использования технологий электронной коммерции является положительным и имеет положительную динамику роста. На современном этапе общественного развития эта сфера деятельности является неотъемлемой частью человеческой жизни. Электронная торговля имеет массу преимуществ, которые приводят к снижению цен на услуги и товары. В свою очередь это способствует повышению объемов онлайн-торговли.
COVID-19 стал одним из основных причин развития малого бизнеса в интернете как в России, так и во всём мире. Проекты с числом сотрудников до 10 человек заметно увеличились. Несмотря на то, что тенденция к снижению деловой активности заметно усиливалась, рост в сегменте e-commerce не прекращался. В какой-то степени это обусловлено тем, что общий спад деловой активности и сокращение персонала привело к тому, что молодые сотрудники решили начать собственный бизнес. Стоит отметить, что для ведения такого бизнеса не требуется слишком больших инвестиций, и абсолютно каждый человек может войти в эту нишу и начать свой бизнес. Такое преимущество делает торговлю в интернете привлекательной и многообещающей для всех экономических субъектов — как для малого, так и для крупного бизнеса.
Основные компании гиганты коммерции
В последние годы электронная коммерция демонстрирует неуклонный рост. В связи с ковид-19 онлайн продажи электронной коммерции увеличились на 140 % за период 2015–2020гг, и стоит подчеркнуть тот факт, что крупнейшими рынками являются США и Китай. Также, согласно оценкам экспертов в сфере электронной торговли, к 2025 году продажи розницы в e-commerce могут составить 7,4 трлн $.
Ведущие участники рынка электронной коммерции:
- Amazon.com, Inc
- JD.com, Inc
- Apple, Inc
- Alibaba
- Walmart, Inc
- Ebay Inc
- The Home Depot
- Otto GmbH& Co
- Priceline.com
- Groupon, Inc
К 2020 году крупнейшим рынком e-commerce в мире стал китайский рынок, объём которого достиг 2.780 млрд $. Ожидается, что рынок Китая будет сохранять лидирующие позиции ближайшие 3–4 года, а к 2025 году темпы роста могут достигнуть до 8–8,5 %.
Второе место на рынке e-commerce занимает США, где выручка составляет 840,2 млрд$ к 2020 году. Третьим по величине рынком e-commerce в мире является Европа, совокупный доход стран которой составляет около 385,34 млрд$, где основными лидерами среди стран являются Франция, Великобритания, а также Испания и Германия.
Быстрый рост электронной коммерции в отмеченных странах также можно объяснить не только доступностью Интернета, но и снижением барьеров для входа. Пандемия COVID-19 побудила предприятия и потребителей перейти на цифровые технологии, все чаще получая доступ к товарам и услугам, доступным на онлайн-платформах. Конференция ООН по торговле и развитию отмечает, что в 2020 году доля электронной коммерции в мировой розничной торговле увеличилась с 14 % в 2019 году до 17 % в 2020 году.
Существующие проблемы электронной коммерции и пути их решения
Одной из ключевых проблем электронной коммерции, с которой сталкиваются предприятия, является интеграция их подразделений электронной коммерции в общую иерархическую структуру компании. Для этого предприятия должны принять решения, ориентированные в первую очередь на данные. Это необходимо для управления KPI и отслеживания средних значений заказов по нескольким каналам, одним из которых является электронная торговля.
Для сбора данных и последующего применения результатов для получения соответствующих результатов требуется настройка. Это может помочь компаниям принимать более обоснованные долгосрочные решения и избегать других проблем в управлении электронной торговлей.
Для решения данной проблемы необходимо интегрировать и превратить функцию электронной коммерции в важный компонент бизнеса в целом. Вместо того, чтобы фокусироваться на этом как на отдельной, обособленной функции, необходимо правильно интегрировать электронную коммерцию, чтобы отслеживать кросс-цифровые показатели компании.
Также стоит отметить, что борьба с конкуренцией — одна из неизбежных проблем электронной коммерции, с которой сегодня сталкиваются владельцы бизнеса. Вам решать, как вы справляетесь с конкуренцией. Некоторые предприниматели просто не могут справиться или столкнуться с давлением, которое возникает при работе с вашими прямыми конкурентами. В то время как другие умеют находить возможности и извлекать из них выгоду.
В действительности нет какого-то конкретного решения для данной проблемы. Лучший способ справиться с конкуренцией — тщательно провести SWOT-анализ и периодически пересматривать его. Это позволяет вам точно оценить себя и своих конкурентов. Вы должны понимать, что другие предприятия, вероятно, находятся на другом этапе, чем ваш. Это означает, что вы можете не торопиться, но не упускать ни одной возможности.
Разработка стратегий роста — еще одна сложная задача электронной коммерции, с которой сейчас сталкиваются компании. Сложно определить области для роста и воспользоваться маркетинговой тактикой, особенно той, которую не используют ваши конкуренты. Если вы управляете небольшим бизнесом, вам будет сложно справляться с повседневными операциями, а также определять области и возможности для роста.
Один из лучших способов справиться с такими проблемами электронной коммерции — присоединиться к нескольким маркетинговым группам и форумам. Например, Telegram — это фантастическая платформа, где вы можете получить интересную и полезную информацию о том, что делают другие предприниматели. Это позволит вам придумать различные стратегии роста, которые не будут стоить кучу денег.
Поскольку вы занимаетесь преимущественно электронной коммерцией или ведете некоторые продажи через Интернет, вам может быть сложно предложить своим клиентам тот же уровень обслуживания, который они получили бы в обычном магазине.
«Одной из наиболее игнорируемых областей взаимодействия с клиентами при переходе на электронную коммерцию является ценообразование и сегментация клиентов», — отмечает Джордж Данхэм, генеральный директор epaCUBE. «Опыт работы с клиентами особенно важен при запуске инициативы в области электронной коммерции, потому что клиенты ожидают, что в Интернете к ним будут относиться так же или лучше, как и при личном общении».
Также Данхэм подчеркивает, что компании с трудом справляются с этими новыми требованиями, потому что для этого требуется точное ценообразование, аналитика и сегментация клиентов. Успешный опыт работы в сфере электронной коммерции требует такой же, если не большей ясности в предложениях продуктов, ценообразовании, программах лояльности и многом другом, как это требуется в процессе покупки лицом к лицу.
«В мире, где все происходит онлайн, ваши клиенты ожидают большего, и они также больше знают о ваших продуктах, ценах и конкуренции», — подчеркивает Данхэм. «Они ожидают, что в Интернете к ним будут относиться так же, как и в офлайне, поэтому, если они могут получить определенную цену лично, но не могут получить эту цену онлайн, они расстраиваются и покупают в другом месте».
Таким образом, стоит отметить, что развитие инфраструктуры электронной коммерции — отличный способ повысить лояльность к бренду в цифровой экономике со стороны продавцов и производителей, тем более что это позволяет напрямую взаимодействовать и создает канал без посредников с потенциальными клиентами на большой арене. Необходимость развития инфраструктуры электронной коммерции требует совершенно нового формата метода продаж и максимального удовлетворения потребностей потребителей.
Для решения поставленной проблемы в сфере e-commerce, и достижения соответствующего результата необходимо определить ряд факторов, которые создают инфраструктуру электронной коммерции:
Для решения поставленной проблемы на сегодняшний день уже принимаются решительные шаги:
Существуют веб-сервера интегрированные во многих странах, где привлекаются все компании в сфере продаж товаров и услуг и обеспечивается доступность для всех потребителей.
Созданы специального программного обеспечения, где присутствуют все представители компании, которые продают товары или предоставляют услуги, например: Ozon, Wildberries и т. д. на этих площадках потребитель может выбрать, ознакомиться и предварительно просмотреть приобретенный товар или услугу, приобрести скидки, специальные предложения или купоны.
Что касается регулирования государства в данной сфере, то законодательство в сфере электронной коммерции требует пополнения пунктов и совершенствования. Для этого предлагаются законодательные проекты отдельных отраслей, потому что весь рынок не сможет ссылаться на один закон. В связи с этим каждая отрасль имеет свою специфику, и инструменты регулирования прав потребителей тоже своеобразны. Именно поэтому в сфере электронной коммерции требуется разъяснение некоторых нюансов.
Описание рынка е-с ommerce в России и в мире
На сегодняшний день наблюдается постепенное развитие рынка e-commerce несмотря на то, что существуют определенные факторы и явления, которые влияют на него. Среднемировые темпы роста рынка e-commerce, согласно данным агенства маркетинговых и экономических явлений eMarketer, составляют 18–20 %. это составляет 3–4 % от общего объёма розничной торговли в России, и приблизительно 11–13 % в США и других развитых странах.
Рост рынка электронной коммерции в России на 58 %, до 2,7 трлн рублей — Data Insight. Объем российского рынка электронной коммерции в 2020 году достиг 2,7 трлн рублей, увеличившись на 58 % в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные Data Insight.
COVID-19 сильно изменил потребительское поведение и предпочтения при онлайн-покупках в России.
Пандемия стала движущей силой роста онлайн-покупок, и рост электронной коммерции в 2020 году составил 44 %. В России есть 10 миллионов новых клиентов, которые никогда раньше не совершали онлайн -покупок, и 57 миллионов сотрудников начали работать удаленно. Кроме того, пандемия увеличила частоту онлайн-покупок и сократила количество покупателей в магазинах.
Можно считать, что новые покупатели будут продолжать делать покупки онлайн, потому что это очень удобно. Попробовав это один раз, если у уже есть хороший опыт, они захотят продолжить. Возможно, для бакалейных товаров это будет не совсем удобно после пандемии, поэтому, скорее всего, число онлайн-покупателей сократится.
Стоит отметить, что за последние 12 месяцев на российском рынке появилось около 100 000 новых продавцов, так что речь идет не только о розничных торговцах, но и владельцы продуктов и бренды. В отчёте European-E-commerce-Report отмечается, что все больше продавцов выходят в Интернет, чтобы продавать свои собственные товары через Instagram* и Telegram, примерно 105 тысяч влиятельных людей начали продавать через свой собственный канал. Это начало довольно успешно практивоваться в России.
Есть несколько правительственных инициатив, призванных помочь в этом, в основном образовательные инициативы. Существует множество региональных инициатив через региональные правительства, работающих над просвещением тех, кто работает в экосистеме. Существуют также дочерние компании российских маркетплейсов, работающие на деньги правительства. Итак, инициатив и возможностей от правительства огромное количество, а несколько тысяч компании уже воспользовались этим видом помощи.
Прогнозируется, что онлайн-продажи в Китае превысят размер рынка электронной коммерции США в 2 раза, который находится на втором месте и составляет 845 миллиардов долларов в 2021 году.
Мало того, что Китай имеет самую значительную долю глобального размера и продаж электронной коммерции, он также занимает доминирующее положение как крупнейший рынок электронной коммерции в мире. На самом деле, ожидается, что выручка Китая от электронной коммерции в 2022 году превысит совокупную выручку следующих пяти стран в списке, сравнивающем размер рынка электронной коммерции по странам.
Неудивительно, что число онлайн-покупателей быстро растет. В 2021 году количество онлайн-покупателей составило 2,14 миллиарда, что больше, чем 1,32 миллиарда в 2014 году и 1,52 миллиарда в 2016 году — рост составляет на 28 % больше всего за пять лет! Этот рост прогнозируется более или менее устойчивым, так как все больше и больше клиентов обращаются к Интернету за своими покупательскими потребностями.
Половина из этих 10 крупнейших рынков электронной коммерции находится в Азии, что ожидаемо, учитывая, что это самый густонаселенный континент. Это также является отражением потенциала электронной коммерции региона, что делает его важным рынком для владельцев магазинов электронной коммерции, на котором они должны сосредоточить свои усилия.
Ведущие страны на мировом рынке e-commerce:
- Китай — 1.533 млрд $
- США — 874.15 млрд $
- Япония — 241.08 млрд$
- Германия — 147,8 млрд$
- Великобритания — 118.02 млрд$
- Южная Корея — 119.06 млрд$
- Индия — 97,2 млрд$
- Франция — 95,9 млрд$
- Индонезия — 59 млрд$
- Канада — 59.12 млрд$
Ожидается, что в 2022 году глобальные продажи e-commerce достигнут $5,7 трлн. Это на 9,7 % больше, чем в предыдущем году, поскольку глобальный рынок электронной коммерции продолжает расти из года в год.
Особенности и тенденции развития электронной коммерции
Рост онлайн-продаж .
Стоит отметить, что продажи e-commerce растут с каждым годом. Онлайн–магазины являются одним наиболее популярных и распространённых видов интернет-активности. Ожидается, что продажи e-commerce во всём мире достигнут роста 12 % по сравнению с прошлым годом и составят 5,8 трлн$ в 2022 году.
Необходимо подчеркнуть, что покупки в онлайн формате во многом зависит от региона, несмотря на их популярность, однако здесь также имеется тенденцию к росту. Это, по большей части обусловлено уровнем комфорта, который получают онлайн-пользователи при покупке товара.
Повышается уровень доверия покупателей к онлайн-покупкам, и вместе с этим повышается опыт работы с интернет-сервисами новых пользователей. В определенное время люди не могли решиться покупать что-то в интернете, однако сейчас всё меняется. Интернет-сервисы улучшаются и становятся более удобными для пользования, зарекомендовав себя как качественные сервисы с высоким уровнем доверия.
Неудивительно, что с такими удобствами рынок e-commerce растёт и развивается с каждым годом.
Увеличение влияние экологических вопросов на покупателей .
Покупки с уклоном на эко-среду находятся на подъеме, и бренды должны принять меры. Целых три из десяти потребителей говорят, что факторы окружающей среды влияют на их решение о покупке у компании (Pricewaterhouse Coopers, 2022).
Субъектам электронной коммерции необходимо стремиться к созданию более устойчивых методов воздействия на покупателей. На сегодняшний день клиенты начинают относиться всё более серьезно к окружающей среде чем раньше, и это положительно сказывается на онлайн-покупках.
Интернет-компаниям необходимо убедиться, что их производство является экологически чистым. Создание более экологичной среды e-commerce может включать в себя поиск и разработку эко-технологий для производства продукта или услугу.
Желание делать покупки у независимых компаний .
Несмотря на то, что всё больше людей делают покупки в Интернете, начинают меняются также их потребительские предпочтения касаемо брендов.
Растущее количество клиентов всё больше открыты к покупкам у независимых компаний. Согласно опросу, около 55 % респондентов готовы делать покупки в первый раз у совершенно неизвестного бренда(Shopify, 2020). Причинами приобретать товары у независимых брендов могут послужить желание поддержать начинающих предпринимателей, интерес к уникальным продуктам, а также хорошее обслуживание клиентов.
Также увеличение поддержки в некоторой степени было вызвано пандемией COVID-19, которая оказала влияние на малые и средние предприятия и спровоцировала многих стараться покупать товары у них и таким образом оказать поддержку в непростой ситуации. Однако, признаются клиенты, что на сегодняшний день они совершают покупки гораздо чаще, чем это было во времена пандемии.
Персонализация клиента — будущее e-commerce .
Персонализация онлайн-покупок является решением к тому, чтобы покупатели оставались довольными и снова приходили за покупками. Клиенты, которые хотят делать покупки в интернет-сервисах, нуждаются в помощи в поиске необходимых товаров или услуг и высоко ценят более персонализированное отношение к их покупкам. В случае плохих или нежелательных рекомендаций по продукту или услуге, клиент может начать избегать те или иные онлайн-магазины, даже не успев ничего купить.
Онлайн площадки стараются придерживаться этой тенденции и инвестируют в методы персонализации с целью улучшить процесс онлайн покупок. Улучшения могут включать в себя персонализацию рассылок, которые могут отправляться на e-mail, или же предоставление информации о продукте или услуге потенциальной группе клиентов. Также на улучшение покупок и укрепление коммуникации с клиентами могут влиять личное взаимодействие с клиентом, например, использование видеоконтента; предоставление скидок.
Заключение
Мир быстро меняется, и коммерция меняется вместе с ним — постоянно.
Менее чем за год мы стали свидетелями того, как торговцы и потребители молниеносно адаптировались к совершенно новым нормам. Розничные торговцы устойчивы. Делясь тенденциями, которые мы видим на горизонте, мы надеемся, что предприятия смогут продолжать адаптироваться в ближайшие годы. Почему?
Потому что миру нужно больше предпринимателей и независимых предприятий. Они являются основой местных сообществ. Они являются движущими силами экономического роста. И именно по этой причине мы всегда будем работать над тем, чтобы сделать коммерцию лучше для всех.
Литература:
- Стефан Пайович «8 крупнейших компаний электронной коммерции в мире, и нет, Alibaba не является крупнейшей китайской электронной коммерцией» // Axiomq. https://axiomq.com/blog/8-largest-e-commerce-companies-in-the-world/ 21.07.2022
- Поджери Милева «Полное руководство по 50 ведущим компаниям электронной коммерции в мире» // Influencer Marketing Hub 24.06.2022 https://influencermarketinghub.com/top-ecommerce-companies/ 24.06.2022
- Николетта Бика «Наиболее распространенные проблемы электронной коммерции для онлайн-бизнеса и их решения» // Acquare https://acquire.io/blog/ecommerce-challenges/ 14.01.2022
- Наджам Ахмед «11 основных проблем электронной коммерции и решения для устранения неполадок в вашем интернет-магазине» // Digital Ocean https://www.cloudways.com/blog/ecommerce-challenges/#competition 13.12.2021
- К. В. Левченко «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ» // УрФУ https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38827/1/dn_2015_02_10.pdf
- “Интернет-торговля в России 2021” // Data Insight https://datainsight.ru/eCommerce_2021
- https://allretail.ua/ru/news/69573-na-podeme-kak-v-2020-godu-rosli-rynki-e-commerce-v-raznyh-stranah-mira 22.03.2022
- “ ТОП-10 мировых рынков электронной коммерции ” // Di-Russia.ru https://d-russia.ru/top-10-mirovyx-rynkov-elektronnoj-kommercii.html
- https://www.tadviser.ru/index.php/ %D0 %A1 %D1 %82
- “Как реагируют потребители на потоки сбоев” // PWC — программа лидерства https://www.pwc.com/gx/en/industries/consumer-markets/consumer-insights-survey.html 01.06.22
- «Получить правильную персонализацию или рискнуть отпугнуть покупателей» // Bazarvoice https://media.bazaarvoice.com/personalization-ebook.pdf 2022
- “Будущее электронной коммерции” // Shopify https://cdn.shopify.com/static/future-of-commerce/Shopify %20Future %20of %20Commerce %202021.pdf?prev_msid=244b2ee0–63DA-4AD7-FC82–722096681B9D 2021
- Род Остин «10 лучших рынков электронной коммерции, на которые вы должны ориентироваться» // Localize https://localizejs.com/articles/the-top-10-e-commerce-markets-you-should-be-targeting/ 2021