Интернет-торговля как фактор развития бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.09.2022

Статья просмотрена: 659 раз

Библиографическое описание:

Бессонова, Е. И. Интернет-торговля как фактор развития бизнеса / Е. И. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94937/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществлен сравнительный анализ ключевых показателей eCommerce России и зарубежных стран. Определены недостатки и преимущества Интернет-торговли.

Ключевые слова: цифровая торговля, Интернет-торговля, цифровая экономика, eCommerce, маркетплейс, развитие бизнеса.

Эффективным механизмом перераспределения и упорядочивания современного рынка выступает цифровая торговля. Интернет-торговля относится к приоритетным направлениям цифровых инициатив в Российской Федерации, что отражается в Стратегии развития электронной торговли на период до 2025 г. Ожидается, что объем электронной торговли в общем объеме достигнет 20 % [5].

В Докладе о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС систематизированы следующие определения «цифровая торговля» [2]:

– производство, распределение, маркетинг, продажа или доставка товаров и услуг через электронные каналы (Всемирная торговая организация, 2016 г.);

– отношения субъектов экономики в процессе купли-продажи товаров или услуг через информационные сети (ЮНКТАД, 2017 г.);

– доставка продуктов или услуг через проводные или беспроводные цифровые сети (Комиссия по международной торговли США, 2013 г.);

– торговля цифровыми товарами, услугами или трудом через трансграничные потоки данных (McKinsey, 2014 г.).

Бирюкова О. В. рассматривает Интернет-торговлю как форму деловой активности (бизнеса, предпринимательской деятельности), содержанием которой являются любые операции, осуществляемые по гражданско-правовым договорами, предусматривающими передачу прав собственности на товары, оказание услуг и проведение работ путем компьютерного программирования сообщений с помощью электронных носителей или через сеть Интернет, с использованием возможностей информационно-телекоммуникационных технологий [1, с. 197].

Цифровая торговля имеет более широкое определение и спектр, чем понятие «Интернет-торговля», так как включает в себя как торговлю через интернет, так и коммуникацию через информационные и социальные сети. Однако в Докладе ЕАЭС понятия цифровой торговли и Интернет-торговли тождественны. В рамках исследования данные понятия также будут приравнены.

В процесс цифровой торговли вовлечено множество участников, которые представлены на рис. 1.

Участники цифровой торговли [2]

Рис. 1. Участники цифровой торговли [2]

Виды взаимодействия на рынке цифровой торговли включают в себя следующие: бизнес для бизнеса (B2B), бизнес-потребитель (B2C), потребитель-потребитель (C2C), от потребителя к бизнесу (C2B), бизнес-администрация (B2A), от потребителя к администрации (C2A) [3].

Цифровая торговля позволяет коммерческим предприятиям управлять продажами через собственный Интернет-магазин и мобильное приложение, а также через торговые площадки, маркетплейсы и партнерские сети инструменты e-commerce, которые позволяют повысить объем онлайн-продаж.

В России рынок Интернет-торговли в 2021 г. составил 4,1 трлн. руб., что на 51,85 % или 1,4 трлн. руб. больше по сравнению с 2020 г. Представим на рис. 2 динамику изменения рынка Интернет-торговли.

Динамика рынка Интернет-торговли (B2C-торговли), трлн. руб. [4]

Рис. 2. Динамика рынка Интернет-торговли (B2C-торговли), трлн. руб. [4]

В 2019 г. рынок Интернет-торговли увеличился на 0,4 трлн. руб. или 30,7 %, а в 2020 г. под влиянием пандемии рост составил 1 трлн. руб. или 58,8 %. Прогнозируется, что к 2025 г. емкость рынка составит 10,9 трлн. руб. В 2018 г. доля рынка Интернет-торговли в общем объеме розничной торговли составляла 4,11 %, а в 2021 г. возросла до 11,7 %.

Также увеличивается количество заказов в Интернете — в 2020 г. показатель возрос на 78 % по сравнению с 2019 г., и составил 830 млн. ед., а в 2021 г. количество заказов составило 1700 млн. ед., что на 204,8 % больше значения предыдущего периода.

Маркетплейсы занимают четверть объема рынка электронной коммерции в России, они растут в 2,5 раза быстрее всех остальных магазинов за счет увеличения регионального присутствия и роста числа селлеров на них [6].

В России функционирует 5 крупных универсальных маркетплейсов с общим оборотом в размере 1,5 трлн. руб., что на 111 % больше по сравнению с 2020 г. К ним относятся Wildberries, Ozon, AliExpress Russia, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет.

Каждый маркетплейс имеет наилучшие категории товаров, которые по мнению продавцов следует реализовать [6]:

– товары для дома и дачи: Wildberries (53 %), AliExpress (46 %), Яндекс.Маркет (45 %);

– одежда, обувь и аксессуары: Wildberries (65 %), AliExpress (29 %);

– товары для спорта: Wildberries (42 %), AliExpress (36 %);

– электроника и техника: Яндекс Маркет (51 %), AliExpress (46 %), СберМегаМаркет (39 %);

– автотовары: Яндекс Маркет (37 %), AliExpress (34 %), Ozon (30 %).

Также представляет интерес рассмотреть розничный онлайн-экспорт, под которым понимают зарубежные заказы российских интернет-магазинов, в том числе оформление заказов через сайты, социальные сети и иные каналы. Объем розничного онлайн-экспорта в 2021 г. составил 1,5 млрд. долл., что эквивалентно 110 млрд. руб. (рост показателя составил 31 %).

Мировым лидером в области розничной электронной торговли в 2021 г. является Китай, с долей в размере 47 %, затем следует США — 21 % и Великобритания — 6 %. Удельный вес электронной торговли Японии составляет 4 %, Южная Корея и Германию имеют по 3 %, остальные страны составляют 16 % от мирового объема торговли.

Проникновение eCommerce в России составляет 50 %, что намного ниже, чем у ведущих зарубежных стран, например, в Китае показатель составляет 64 %, в Канаде — 69 %, в Японии и США — по 77 %, а в Великобритании максимальный уровень в размере 84 % [4]. В исследовании DataInsight прогнозируется, что рост российского рынка составит 34 % к 2025 г., рынок ЮАР — 10 %, а Китая — 6,7 %, среднемировой показатель составит 6,3 %.

Сравним Интернет-торговлю России и ключевых игроков на рынке по критерию доля Интернет-торговли в ВВП и индекс ЮНКТАД B2C E-commerce Index Ranking, который измеряет готовность экономики поддержать онлайн-покупки и рейтинг Best Countries For Investment In E-commerce And Digital Sector, который оценивает привлекательность разных стран мира для инвестирования в электронную коммерцию и цифровой сектор (рис. 3).

Сравнительный анализ стран по критериям Интернет-торговли в 2021 г. [4]

Рис. 3 Сравнительный анализ стран по критериям Интернет-торговли в 2021 г. [4]

Наиболее привлекательным государством для инвестирования в электронную коммерцию и цифровой сектор является США, на втором месте располагается Китай, на третьем — Япония. Россия в рейтинге находит на 15 позиции. Лидером Индекса ЮНКТАД является Великобритания и Германия. Россия занимает 41 место, а Китай только 55 место. Наибольшая доля Интернет-торговли в ВВП наблюдается у Китая — 11,7 %, показатель Великобритании составил 7,6 %, Южной Кореи — 6,8 %.

Бизнес России недостаточно использует возможности цифровой трансформации рынка для выхода на экспорт, что обусловлено высокими барьерами входа, недостатком знаний и опыта в области иностранного законодательства, отсутствием информации о целевых рынках, высокими таможенными и логистическим затратами, и в целом неконкурентными условиями, которые предлагает зарубежный бизнес.

После начала специальной военной операции России в феврале 2022 г., ситуация усугубилась, вся экономика страны была подвергнута жестким беспрецедентным санкциям со стороны ЕС, США и других государств. Усиление интеграции с партнерами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит компенсировать последствия санкций для России.

Однако в настоящее время в рамках ЕАЭС отсутствует единый подход к интернет-торговле, который обусловлен следующими проблемами:

– отсутствие единой нормативно-правовой базы, в том числе подхода к классификации и налогообложению цифровых услуг;

– запрет или ограничение на продажу ряд товарных групп — алкоголь, табачная продукция, медицинские препараты и другие;

– значительный размер логистических затрат;

– низкий уровень защиты и передачи персональных данных участников Интернет-торговли.

Несмотря на имеющиеся проблемы, цифровая торговля имеет ряд преимуществ, например, позволяет провести анализ и смоделировать спрос и предложения, затраты на обеспечение деятельности. Перечислим прочие преимущества Интернет-торговли как фактора развития бизнеса заключаются в следующем:

– развитие малого и среднего предпринимательства на новых рынках, которые могут найти собственные ниши и конкурировать с крупными корпорациями. Развитие Интернет-торговли МСП напрямую зависит от уровня развития их информационных технологий;

– увеличение выручки и прибыли компаний, обеспечение стабильности в динамичной среде за счет сотрудничества и партнерства через ИКТ. Результаты опроса селлеров на крупнейших российских маркетплейсах демонстрируют рост выручки на 64 % [6, с. 23];

– расширение клиентской базы за счет открытия доступа к глобальным рынкам;

– повышение уровня удовлетворенности потребителей и качества оказываемых услуг, так как повторные сделки через Интернет формируют лояльных клиентов.

Следовательно, именно Интернет-торговля в современных нестабильных условиях выступает фактором развития бизнеса, открывает новые рынки, возможности, увеличивает ключевые показатели деятельности — выручку и прибыль. Российский рынок Интернет-торговли относится к развивающимся, уровень проникновения eCommerce составляет 50 %, ожидается рост показателя на 34 % к 2025 г.

Литература:

  1. Бирюкова О. В. Электронная торговля: инициатива, роль, регулирование / О. В. Бирюкова // В кн.: Глобальная среда бизнеса. — М.: ИНФРА-М, 2022. — С. 195–210.
  2. Докладе о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС // Официальный сайт ЕАЭС. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents/.
  3. Интернет-торговля // Официальный сайт IFCG Энциклопедии. — URL: https://cyclopedia.ifcg.ru/wiki/.
  4. Исследования E-COMMERCE за 2018–2022 гг. // Официальный сайт DataInsight. — URL: https://datainsight.ru/.
  5. К 2025 году Минпромторг России планирует довести долю электронной торговли в общем объеме торговли до 20 процентов // Официальный сайт КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51181.html/.
  6. Селлеры на российских маркетплейсах 2022 // Официальный сайт DataInsight. — URL: https://datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022.
  7. Электронная коммерция: сдерживающие факторы и конкурентные преимущества // Официальный сайт DataInsight. — URL: https://datainsight.ru/ecommerce2021_presentation.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, цифровая торговля, Китай, США, Великобритания, развитие бизнеса, электронная коммерция, общий объем, розничный онлайн-экспорт, Южная Корея.


Похожие статьи

Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки

В статье рассмотрены необходимость и преимущества маркетплейса как способа выхода на зарубежные рынки. Проведен сравнительный анализ возможностей маркетплейсов в США и России, а также описана деятельность одного из крупнейших маркетплейсов России Ozo...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы

В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Развитие электронных сервисов глобальной интернет-коммуникации в малом и среднем бизнесе

В статье рассматривается необходимость корректировки стандартного плана интернет-коммуникаций в условиях глобальной экономики. Объектом исследования являются компании, деятельность которых напрямую связана с использованием сети Интернет. Выдвинут тез...

Похожие статьи

Маркетплейс как способ выхода на зарубежные рынки

В статье рассмотрены необходимость и преимущества маркетплейса как способа выхода на зарубежные рынки. Проведен сравнительный анализ возможностей маркетплейсов в США и России, а также описана деятельность одного из крупнейших маркетплейсов России Ozo...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса

Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уд...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Мировое значение интернет-торговли. Интернет-ритейл как новый вид мягкой силы

В статье рассматривается трансформация современной интернет торговли, проанализированы перспективы развития данной области в контексте международного сотрудничества, проведен краткий анализ отношений России и Китая в сфере взаимодействия по развитию ...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Развитие электронных сервисов глобальной интернет-коммуникации в малом и среднем бизнесе

В статье рассматривается необходимость корректировки стандартного плана интернет-коммуникаций в условиях глобальной экономики. Объектом исследования являются компании, деятельность которых напрямую связана с использованием сети Интернет. Выдвинут тез...

Задать вопрос