Зыгарь, С. В. Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края) / С. В. Зыгарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90346/ (дата обращения: 13.02.2025).
В
данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических комплексов Краснодарского края по сравнению с зарубежными курортными территориями. Проведен анализ туристического потока за последние пять лет курортных городов Кубани.
In this article, the author briefly defines the concept of «enterprise competitiveness», and also defines its role in the implementation of tourist services. In addition, the competitive advantages and disadvantages of the resort and tourist complexes of the Krasnodar Territory in comparison with foreign resort territories are considered. The analysis of the tourist flow over the past five years of the resort cities of Kuban has been carried out.
Keywords:
competition, competitiveness of the enterprise, competitiveness management, analysis, tourist services, tourist stream.
В нынешних реалиях основной стратегической целью любого предприятия является достижение и удержание конкурентных преимуществ. Обязательным условием для определения права на существование какого-либо туристского предприятия, является конкурентная борьба, которая дает возможность выделить из большого количества предприятий лидеров рынка. Способность туристского предприятия производить действительно качественные и актуальные в настоящее время туристические товары и услуги, востребованные населением, считается преимуществом перед аналогичными предприятиями.
В связи с этим, принять обоснованное решение в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятого туристского предприятия следует на основании тщательного изучения конкурентов. Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов, следует правильно оценить потенциал конкурентов, а также их цели и стратегии. Благодаря данным, полученных в ходе изучения конкурентов, в перспективе можно сконцентрироваться и расширить свои собственные преимущества на тех направлениях, на которых конкурент имеет слабую позицию.
Конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием, включающее в себя такие аспекты предприятия, как продукт предприятия и его основные характеристики, в состав которых входят: актуальность технологии производства и качество продукта, а также доступность для конечных потребителей данного продукта. Кроме того, многогранность конкурентоспособности обусловлена и другими факторами: цена, продажа каналов доставки, маркетинг, обслуживание. На данный момент среди авторов, которые занимаются этимологией понятия конкурентоспособности предприятия или товаров, не существует единого мнения в отношении понятия «конкурентоспособность предприятия». Именно поэтому существует огромное количество трактовок этого понятия. Тем не менее, данные определения характеризуют положение самого предприятия на рынке по отношению к конкурентам, а также его способность достойно с ним конкурировать. Определение конкурентоспособности, которое базируется, на внутренней и внешней деятельности предприятия дал отечественный доктор экономических наук Блинов А. О.: «Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей» [1]. Одним из наиболее популярных определений конкурентоспособности в российской экономической литературе является определение, которое было предложено Р. А. Фатхутдиновым. Данный автор в свою очередь обозначил, что, конкурентоспособность является свойством объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4].
Следует отметить, что большинство подходов к определению понятия и содержания категории конкурентоспособности предприятия можно охарактеризовать следующим утверждением: объект, способный предоставить гарантированную прибыль является конкурентоспособным объектом. В этой связи, задача повышения конкурентоспособности предприятия отождествляется с задачей повышения эффективности его функционирования, где эффективность является соотношением результатов и функционирования поставленной конечной цели предприятия. Для достижения данной цели предприятия стоит выполнить совокупность определенных мер по систематическому совершенствованию товара или услуг, кроме того, необходимо осуществлять постоянный поиск новых каналов сбыта туристического товара или услуги.
На сегодняшний день Краснодарский край можно с уверенностью назвать одним из лидеров по числу туристских прибытий в России. По информационным данным пресс-службы краевой администрации с начала 2021 года Краснодарский край посетили свыше 12,4 миллиона туристов. Следует отметить, что только с июня по август 2021 года туристический поток в курортах региона составил 8,9 миллиона отдыхающих, а это в полтора раза больше, чем за аналогичный период ковидным летом 2020 года. Больше всего туристов за год принял курортный город Сочи. По данным администрации края в данном курортном городе отдохнули с января по август 4,5 миллионов человек. Анапа является второй в списке по популярности среди Черноморских городов Кубани в 2021 году, город посетили 2,5 миллионов отдыхающих. На третьем месте — Геленджик, который посетили почти 2,3 миллиона человек. Также следует отметить, что среди посещаемых территорий региона отметились Туапсинский район (771 тысяч туристов) и Новороссийск (448 тысяч туристов). Среди тех направлений, которые были менее популярны у туристов, оказались города Азовского побережья (Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк, Славянский район). В совокупности данные районы посетили 948 тысяч человек (рис.1).
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...
В настоящей статье определена актуальность проведения исследований экономических аспектов территориальных образований в РФ на современном этапе. Посредством проведенного анализа внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных отраслей Крас...
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...
В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...
В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...
В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...
В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...
В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...
В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...
В настоящей статье определена актуальность проведения исследований экономических аспектов территориальных образований в РФ на современном этапе. Посредством проведенного анализа внешнеэкономической деятельности экспортно-ориентированных отраслей Крас...
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...
В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...
В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены э...
В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...
В настоящей научной работе ведётся анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, — малых и средних предпринимательств, — в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях современного рынка услуг. При составлении исследования упомянуты ...
В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...
В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...