Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 2799 раз

Библиографическое описание:

Елизарова, Ю. С. Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса / Ю. С. Елизарова, Я. С. Разумовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37154/ (дата обращения: 22.12.2024).



Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уделено систематизации перспектив применения эко-технологий в процессах производства и реализации товаров. Приведено авторское видение потенциальных результатов от внедрения принципов «зеленого» маркетинга в сферу бизнеса.

Ключевые слова: greenmarketing, ECO-technology, зеленый маркетинг, экологизация, экологичный бизнес, экотренд

Проблемы экологии в 21 веке являются одними из самых актуальных в мире. Во многом ответственность за это несет современное общество потребления: как производители товаров и услуг, так и их целевая аудитория. Нерационально организованное производство приводит к загрязнению природы: создание продуктов, которые не подлежат вторичной переработке, выпуск «излишней» продукции, применение неэкологичных технологий производства, хищническое отношение к невозобновляемым ресурсам и т. д.

Каждый из нас так или иначе становился «жертвой» неудовлетворительного состояния экологической ситуации. В условиях глобализации экономики, средний уровень потребления растет за счет увеличения «мирового» населения, а также роста среднего уровня доходов потребителей и общей культуры потребления.

Степень осознания критических проблем с целью предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды оценивается по-разному в отдельных странах и социальных группах [6]. Но в целом, общественное внимание и интерес к этим проблемам стабильно растет. Призвать общество к сохранению благоприятной окружающей среды, сокращению загрязнений, стало возможным с появлением эко-маркетинга как специфического направления маркетинговой науки.

И в этой связи понятие экологического маркетинга, в рамках которого широко рассматриваются проблемы загрязнения окружающей среды в бизнесе, становится все более значимым в последнее время.

Современные модели потребления не являются рациональными: улучшения в области энергоэффективности и появление новых технологий не всегда оправдывают их, а это приводит к усугублению экологического ущерба. Поэтому в рамках нестабильной и деградирующей экологической обстановки необходимо акцентировать внимание на использовании экологически безопасных ресурсов для производства и реализации «правильных продуктов». Для потребителей это предполагает изменение их поведения, в частности, способов, в соответствии с которыми они выбирают, пользуются и распоряжаются благами и услугами.

Повышенное внимание к экологии не должно заканчиваться лишь процессами производства и распределения; данный принцип также должен иметь распространение в рамках хранения, эргономичности оборудования, функциональности упаковки. В этой связи, реализаторы и производители должны помогать обществу достигать этой цели в совокупности с поощрениями более рациональных моделей потребления.

В сфере маркетинга, особый интерес вызывает концепция «зеленого маркетинга» [7]. Основываясь на позициях Американской Маркетинговой Ассоциации, «зеленый» маркетинг представляет собой процесс продвижения экологически чистой и безопасной продукции. Он способствует повышению узнаваемости бренда и объёмов продаж, а также лояльности потребителей, за счёт использования экологичных технологий производств и выпуска экологически чистой продукции.

Данное направление располагает специфическим набором инструментов, в числе которых [8]:

– использование «рациональных» с точки зрения влияния на окружающую среду ресурсов и материалов на каждой стадии производственного цикла;

– экономичное потребление энергоресурсов;

– соблюдение норм и квот, ограничивающие выбросы в экосистему;

– использование органических материалов для упаковки товаров;

– предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;

– повышение экологической культуры потребителей, партнеров и конкурирующих производителей.

Стоит отметить, что наиболее эффективно перечисленные средства работают в комплексе.

Большинство людей считает, что зеленый маркетинг применяется исключительно для продвижения продукции, входящей в категорию экологически чистых [9]. Склонность людей к естественным, натуральным и экологичным товарам/услугам объясняется, в первую очередь, стремлением к контролю жизни в мире, который становится все более непредсказуемым, динамичным, техногенным и стрессовым.

Основные причины экологизации бизнеса — создание положительного имиджа в глазах потребителей, акционеров и инвесторов, а также экономия материальных и энергетических ресурсов. Но нередко громкие заявления производителей об экологичности их продукции оказывались преувеличенными. Такая имитация эко-политики получила название «greenwashing», или «зелёная отмывка». Компании, построенные на «greenwashing», терпели неудачи и подрывали авторитет самого зелёного маркетинга. Стоит отметить, что производители не имеют права искажать или приукрашивать информацию.

«Способность эффективно решать экологические проблемы влияет не только на доверие потребителей компании, но и на их лояльность. Джон Грант в своей известной работе «Манифест экологичного маркетинга» построил модель перехода к «истинному» экологичному бизнесу [10]. Автор выделяет следующие уровни экологизации:

  1. Экологичный (первый уровень): набор новых стандартов. Реализация этого уровня происходит за счет коммуникаций.
  2. Экологичнее (второй уровень): разделение ответственности. Реализуется через сотрудничество.
  3. Самый экологичный (третий, самый высокий уровень): поддержка инноваций. Подразумевает изменения в культуре».

Таким образом, GreenMarket включает в себя широкий спектр деятельности, в том числе, процессы модификации продукта, изменения в производстве, упаковывании, а также рекламе.

Рассмотрим опыт зарубежных компаний-брендов, использующих эко-маркетинг в своей деятельности.

На сайте IKEA есть раздел, наполненный статьями и документами, призванными подтверждать экологичность компании. Натуральные компоненты, экологичная упаковка, плоская тара, пункты приема использованных батареек и прочие «зеленые» фишки как бы говорят покупателям — мы за природу [11].

Компания Apple также активно заботится об экологической стороне производства своих продуктов [12]. Каждый розничный магазин во всех странах мира принимает продукты Apple для правильной утилизации, существует программа, которая предоставляет скидки тем, кто сдает свои старые устройства. Каждый продукт компании соответствует международным стандартам: Energy Star и EPEAT.

Еще одна известная компания по производству техники в мире — Samsung, также обеспокоена ситуацией, связанной с загрязнением нашей планеты [13]. Каждое устройство создается в соответствии со строгими мировыми экологическими принципами: продукция выпускается в высокоэкологичной, полностью перерабатываемой упаковке, а также проверяется на наличие опасных для здоровья сырьевых компонентов. После окончания срока службы устройство можно сдать на бесплатную утилизацию.

Эко-тренд уже добрался и до России: отечественные потребители все больше интересуются зелеными технологиями и товарами, а рынок экологических материалов и услуг постепенно растет.

Несмотря на участие России в международных соглашениях по защите окружающей среды, в том числе в Киотском протоколе, большинство российских компаний в настоящее время не знакомы с международными экологическими стандартами, хотя исключения имеют место быть.

Например, ПАО «Газпром» заявляет о своей приверженности принципам устойчивого развития на базе экологических принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание экономического роста и сохранения благоприятной окружающей среды [14]. Основные механизмы выполнения: проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности компании на окружающую среду, ведение производственного экологического контроля и мониторинга; стимулирование научных исследований и реализация инновационных проектов, направленных на повышение энергоэффективности, использование возобновляемых источников энергии и нетрадиционных энергоресурсов; совершенствование системы экологического обучения работников компании.

Не отстают в применении эко-маркетинговых стратегий и представители телекоммуникационных технологий, такие как, МТС. Проводится комплекс мероприятий по повышению экологической устойчивости бизнеса и формированию культуры бережного отношения к окружающей среде у сотрудников, клиентов и партнеров компании. МТС реализовала ряд проектов: эко-акции по сбору и утилизации использованных батареек и аккумуляторов «Батарейки, сдавайтесь!», субботник «Экологический десант МТС», международная выставка «Экосфера», всероссийской экологической акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» и многие другие.

У эко-маркетинга есть большой потенциал стать одним из самых доходных и успешных направлений в долгосрочной перспективе. Ограниченность природных ресурсов, увеличение показателей потребления и загрязнения окружающей среды служат главными катализаторами внедрения зеленых идей по всему миру.

Существует разрыв между деятельностью, осуществляемой в секторе розничной торговли, и ожиданиями клиентов. В России появляется множество компаний, выступающих инициаторами эко-технологий и привлекающих клиентов к участию в экологических акциях. Эти компании зачастую ограничиваются проведением голословных эко-маркетинговых кампаний Их клиенты, в свою очередь, обладают низким уровнем экологического сознания. В настоящее время опыт рынка в России показывает, что экологические преимущества благ не стимулируют большинство покупателей нести большие затраты. Но с неизбежным повышением экологической осведомленности потребителей, производители будут вынуждены использовать больше экологических аргументов в своих маркетинговых стратегиях.

Литература:

  1. Belz F., Peattie K., Sustainability Marketing: A Global Perspectiv,. John Wiley & Sons 2009.
  2. Griffin R., Podstawy zarzadzania organizacjami, Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2006.
  3. Grzesiuk A., Etyka zachowan nabywcow z perspektywy przedsiebiorstwa handlu detalicznego, w: red. Sz. Figiel, Marketing w realiach wspólczesnego rynku. Implikacje dla otoczenia rynkowego, PWE, Warszawa 2010.
  4. Grzesiuk A., Handel detaliczny jako pracodawca we wspołczesnej gospodarce, Wydawnictwo Uniwersytetu Ekonomicznego w Poznaniu, Poznan 2010.
  5. Grzesiuk A., Wanat T., Consumer Ethics: Some Evidence From Young Consumers From Poland, Proceedings on the 9th International Marketing Trends Conference, Venice-Paris, ESCP Europe, Wenecja, Włochy, 21–23.01.2010.
  6. Проблема загрязнения окружающей среды. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsland.com/tag/11332
  7. Дергунова М. И., Говорова М. С., Мельникова А. В., Мельникова В. Л. «Зеленый» маркетинг и его особенности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 72-74.
  8. Особенности зеленого маркетинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.marketingprofs.com/topic/all/green-marketing
  9. Отношение к зеленому маркетингу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/econ/archive/134/7965/
  10. Grant J. The Green Marketing Manifesto.Chichester: Wiley, 2008. – с. 212
  11. IKEA – greeneconomy. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvecoclub.narod.ru/IKEA.htm
  12. Apple. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://recyclemag.ru/article/apple
  13. Samsung. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eco-pravda.ru/page.php?al=samsung_eco
  14. ПАО Газпром: экология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/nature/ecology/
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Россия, EPEAT, IKEA, благоприятная окружающая среда, зеленый маркетинг, компания, процесс производства.


Ключевые слова

экологизация, Зеленый маркетинг, ECO-технологии, зеленый маркетинг, экологичный бизнес, эко-тренд, green marketing, ECO-technology

Похожие статьи

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Теоретико-методологические аспекты развития отечественной фармацевтической отрасли в инновационном направлении

В статье проведен анализ многогранных научно-практических исследований отечественных и зарубежных ученых касательно инновационного развития фармацевтической отрасли. Представлен авторская дефиниция категории «инновация». Осуществлена оценка значимост...

«Директ-костинг» как метод эффективного развития малого предпринимательства в российской федерации

В статье рассматривается деятельность субъектов малого предпринимательства, как эффективный механизм развития экономики страны, путем внедрения управленческого учета. Из многочисленного выбора методов калькулирования себестоимости продукции в работе ...

Управленческие инновации и их применение в российских компаниях

В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере рос...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения уч...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

Похожие статьи

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Теоретико-методологические аспекты развития отечественной фармацевтической отрасли в инновационном направлении

В статье проведен анализ многогранных научно-практических исследований отечественных и зарубежных ученых касательно инновационного развития фармацевтической отрасли. Представлен авторская дефиниция категории «инновация». Осуществлена оценка значимост...

«Директ-костинг» как метод эффективного развития малого предпринимательства в российской федерации

В статье рассматривается деятельность субъектов малого предпринимательства, как эффективный механизм развития экономики страны, путем внедрения управленческого учета. Из многочисленного выбора методов калькулирования себестоимости продукции в работе ...

Управленческие инновации и их применение в российских компаниях

В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере рос...

Об инвестициях в финтех-компании: анализ российской и зарубежной практики

В статье обобщается практика инвестирования финтех-стартапов в высокотехнологичных отраслях как в России, так и по всему миру. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию отрасли финтеха и действия регулятора, направленные на ее решение с целью раз...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Специфика разработки и продвижения брендов малого бизнеса в цифровом пространстве

В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых к...

Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения уч...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

Задать вопрос