В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные проблемы и дальнейшие перспективы развития рынка интернет-торговли.
Ключевые слова: административные барьеры, интернет-торговля, интернет-магазины
Рынок интернет-торговли — это новая отрасль ведения бизнеса с большим объемом продаж и значительным числом потребителей. Однако развитию интернет-торговли в России препятствует ряд проблем, в числе которых несовершенное законодательство и наличие иностранной конкуренции. В научной литературе проблемы взаимодействия потребителей, субъектов интернет-торговли, органов власти остаются недостаточно исследованными.
Электронная (интернет) торговля — это торговая деятельность с участием товаров, продавца и покупателя, которая реализуется посредством компьютеров и Интернета [1]. Понятие электронной торговли нельзя считать общепринятым. Осуществляется электронная торговля в основном через специальные интернет-магазины. Такой способ продажи товаров и услуг стал новым явлением, порождённым развитием информационных технологий и распространением персональных компьютеров [4].
Цель работы заключается в анализе современного состояния интернет-торговли, выявлении актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития данного рынка в России.
На сегодняшний день практически каждая компания имеет свой сайт. Дистанционная торговля является крайне важной для жителей, проживающих в отдаленных районах города или области, с недостаточно развитой торговой инфраструктурой. Динамика объема рынка интернет-торговли в России представлена на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Динамика рынка интернет-торговли РФ 2012–2016 гг., в млрд. р.
Как видим из рисунка, объем рынка Интернет-торговли увеличился с 2012 г. по 2016 г. на 600 млрд. руб. Однако, ухудшение макроэкономической ситуации в Российской Федерации привело к снижению объема продаж в 2015 г. до 650 млрд. руб. (-5,1 % к 2014 г.). Средний рост рынка на протяжении последних 5 лет был равен 42,5 % в год. В 2016 г. объем продаж составил более 920 млрд. руб., из которых 65 % приходится на материальные товары и 35 % — товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. При этом более 30 % выручки обеспечивают 30 интернет-магазинов.
Ведущими специализированными площадками Рунета являются сайты по продаже различного вида электроники: Mvideo.ru, Eldorado.ru, Citilink.ru, Dns-shop.ru, Svyaznoy.ru, re:Store. В смешанных сегментах (продажа товаров любых категорий, одежда, игрушки, инструменты, книги и многое другое) ведущими площадками являются: Ozon.ru, Ulmart.ru, Detmir.ru, KupiVIP.ru, Lamoda.ru, 220-volt.ru и др. Среди всех магазинов, торгующих в России, наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей магазина за март 2017) имеет Aliexpress — более 22 млн. человек. На втором месте — Ozon.ru с аудиторией около 9 млн. человек, далее идут ранее озвученные площадки Рунета [1].
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, Россия является лидером в Европе по количеству пользователей интернетом (84 млн. человек ежемесячно посещают сеть). Доля пользователей интернетом при помощи смартфонов составила 42,1 % населения страны; на планшетах — 19 % населения.
Актуальные проблемы интернет-торговли в России. Рассмотрим несколько проблем, препятствующих развитию рынка:
– Административные барьеры. Как и у любой предпринимательской деятельности, в интернет-бизнесе есть ряд административных барьеров [4]. Торговля через интернет в российских законодательных актах звучит как «дистанционный способ продажи товара» и регулируется основными законами: ГК РФ (ст. 497); Закон о Защите прав потребителя (ст. 26.1). Основными проверяющими и контролирующими интернет-торговлю органами власти является: налоговая инспекция, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, трудовая инспекция и пожарный надзор (при наличии офиса с персоналом).
В настоящее время нет юридического определения таких базовых понятий, как «электронная торговля», «электронная сделка», «участник электронной торговли». В Государственной Думе все еще рассматриваются законопроекты, посвященные этой сфере деятельности. К тому же, отсутствуют регламенты и инструкции проведения проверок интернет-магазинов.
Для решения данной проблемы необходимо разработать закон, который будет регулировать деятельность интернет-бизнеса и точно обозначать обязательства сторон, чтобы исключить мошенничество и обман. Помимо закона, необходимо рассмотреть возможность создания отдельного государственного органа, контролирующего деятельность онлайн магазинов.
– Трансграничная торговля, иностранные конкуренты. Россияне покупают в зарубежных интернет-магазинах больше всего товаров. Доля отправлений заказанных товаров из Китая составляет 90 %, из Евросоюза — 4 %, США — 2 % [1]. Доля трансграничной торговли стабильно растет и уже в 2017 г. по прогнозам АКИТ объем трансграничной торговли превысит 400 млрд. рублей (что составляет практически половину общего объема торговли в РФ). Китайский AliExpress стал самым популярным среди россиян интернет-ритейлером [1]. Стоит отметить, что ключевым фактором выбора потребителя является цена, которая у иностранных конкурентов намного ниже, чем в российских интернет-магазинах.
Решение данной проблемы заключается в уменьшении налоговой и таможенной нагрузки на российских предпринимателей, что позволит снизить стоимость продаваемых товаров и успешно конкурировать с зарубежными интернет-магазинами.
– Несовершенность и специфичность интернет-торговли. Совершая покупки в интернет-магазине, потребитель сталкивается с проблемой доверия. В России нет отдельных законов, регламентирующих интернет-торговлю, а доверять отзывам на сайте продавца или различным рейтинговым интернет-сервисам сложно. Работа онлайн-продавцов регулируется теми же нормативно-правовыми актами, что и обычная розничная торговля.
Специфичность интернет-торговли заключается в невозможности оценить потребителем качество товара, к тому же на сайтах не всегда отображается полная характеристика продаваемого товара.
Решением данных проблем может стать совершенствование регулирования интернет-торговли.
Сегодня около 100 тысяч сайтов имеют признаки интернет-магазина, но магазинов, в которых было более двух заказов в месяц — примерно 47 тысяч [2]. В то же время интернет-торговля является одним из наименее затратных способов бизнеса в сфере розничной торговли по следующим причинам:
- Экономия таких издержек, как затраты на аренду и обслуживание помещения, наличие небольшого или даже полное отсутствие рабочего персонала, поскольку весь процесс деятельности автоматизирован.
- Создать интернет-магазин может любой человек, даже без наличия определенных знаний в этой сфере. По данным АКИТ, в 2016 г. насчитывалось свыше 1500 интернет-сервисов по профессиональному созданию магазинов.
- Реклама интернет-магазина обойдется намного дешевле, чем традиционная (например — реклама по ТВ) и в то же время она очень эффективна, поскольку нацелена на определенную аудиторию в зависимости от региона, возраста, пола, поисковых запросов потребителей и т. п.;
Таким образом, с развитием и укреплением интернет-инфраструктуры, покупательская активность в сфере электронной торговли будет возрастать. Продажа товаров и услуг в интернете имеет свои особенности и открывает новые возможности для потребителей и поставщиков, а также для коммерческих организаций.
Литература:
- Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akit.ru/category/analytics (дата обращения: 25.03.2017).
- Интернет в России и в мире [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).
- Кобелев О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие / О. А. Кобелев; под ред. проф. С. В. Пирогова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- С. 11.
- Маилян А. А. Административные барьеры на рынке интернет-торговли // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) — 2016 г. — № 48; URL: http://novainfo.ru/article/7124.