Методическая разработка для проведения занятия по теме «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией»
Ким Ирина Анатольевна, мастер производственного обучения
КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства», г. Красноярск
Аннотация
Дистанционное обучение в последнее время стало широко применяться в высшей школе при получении второго образования или при заочных формах обучения, а также в учебном процессе среднего профессионального образования. Поэтому считаю, что данная тема является наиболее актуальной и предлагаю вашему вниманию свою методическую разработку урока учебной практики по профессии 29.01.07 «Портной» для обучающихся первого, второго курсов в области проведения дистанционного обучения.
Целью методической разработки является обобщение и распространение педагогического опыта при проведении урока учебной практики при дистанционном обучении.
Урок изучения трудовых приемов и операций включает применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Задания выполняются на интерактивной платформе learningapps.org, обратная связь — VK чат, информация по теме на интернет — ресурсе.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения на МДК 01.01 «Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам» и учебной практики.
Введение
Урок «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией» разработан в соответствии с календарно-тематическим планом (КТП). Данный способ обработки стал неотъемлемым для изделия как декоративная отделка, так и для функционала.
Дистанционное обучение (ДО) — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения, учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Благодаря технологиям дистанционного онлайн-обучения и электронным ресурсам появилась возможность организовать практические занятия.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, а также очно.
Чтобы привлечь обучающихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, поддержки учебного процесса, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, интерактивные, нестандартные формы и методы проведения урока, использование онлайн-приложений с помощью интерактивных упражнений, различные формы и модели дистанционных занятий.
На сайте LearningApps.org для проверки ранее пройденного материала использую упражнение «Хронологическая линейка» по теме «Обработка прорезного кармана в рамку», где обучающиеся составляют последовательность обработки кармана. Для проверки знаний по технике безопасности — викторину с выбором правильного ответа. Для проверки пройденного материала упражнение «Сортировка картинок». Обучающиеся мгновенно видят итоговый результат и это влияет на дальнейшую мотивацию и, следовательно, успеваемость.
Перед выполнением практического задания знакомлю с задачами на урок, интернет — ресурсом, где прописаны этапы изготовления узла и с помощью которого обучающиеся будут выполнять задание.
Сам урок проходит в дистанционной форме методом офлайн — занятия. Где все свои ответы отправляют в VK — чат. В конце урока обучающиеся отправляют в чат смайлики или пожелания по формам проведения дальнейших уроков.
Данные формы и методы развивают у обучающихся самостоятельность, ответственность, учат планировать свой труд, осуществлять поиск информации в интернете и работать с информационными технологиями.
1. План урока учебной практики
Тема урока: Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией.
Цели урока :
Образовательная: научить обучающихся обрабатывать прорезной карман в рамку с тесьмой молнией, используя интернет-ресурсы. ПК 1.1, ПК 1.4, ОК 5 Воспитательная: формировать самостоятельность в учебно — производственной деятельности, умения планировать свою деятельность. ОК 2, ОК 3
Развивающая : развивать у обучающихся умения осуществлять поиск информации используя интернет- ресурсы. ОК 5
Методическая цель: показать методику проведения урока учебной практики с использованием информационных технологий.
Вид урока (тип урока): урок учебной практики (урок изучения трудовых приемов и операций).
Формы и методы : дистанционная форма (комбинированный урок).
Межпредметные связи : МДК.01.01 «Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам», МДК 02.01 «Устранение дефектов с учетом свойств ткани», ОП.03 «Основы материаловедения».
Оснащение занятия (МТО урока): швейная бытовая машинка, ткань, ножницы, линейка, мелок, компьютер (телефон) с выходом в интернет, ссылки на web — сайты, технологическая последовательность обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией, оценочный лист, критерии оценивания.
Содержание занятия
Этап урока (занятия) |
Время |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Используемый инструмент, сервис, ресурс |
1. Организационный момент |
1мин |
Через VK группу прошу обучающихся отписаться, кто находится на связи |
Обучающие в общей группе отписываются кто в группе |
Соц.сети VK |
2. Проверка ранее усвоенных знаний |
3 мин |
Перейдите по ссылке, выполните задание по теме прошлого урока «Обработка прорезного кармана в рамку» и скрин выполненного задания отправьте в группу. Фиксирую в оценочном листе, кто выполнил задание |
Обучающиеся делают задание на сайте и отправляют скрин выполненного задания в группу VK |
https://learningapps.org/watch?v=pe4ggjbw221 |
3. Начальная мотивация учебной деятельности |
2 мин |
Перейдите по ссылкам и напишите тему урока на основании картинок. Контролирую правильность формулировки темы занятия |
Переходят по ссылкам и пишут тему урока в VK — чате |
1.https://www.milla-sidelnikova.com/wp-content/uploads/2016/09/19-proreznoj-karman-v-ramku-na-molnii.jpg 2. https://img.youtube.com/vi/tZNE8d0U0LU/0.jpg?3489220329 |
4. Сообщение темы урока, постановка целей, задач. |
1 мин |
Сообщаю цель: изучить тему и обработать карман самостоятельно, используя интернет ресурсы. Сообщаю задачу: — раскроить детали для обработки кармана, согласно инструкции; — выполнить ВТО деталей; — обработать карман; — сделать фотографию готового кармана с лицевой и изнаночной стороны и отправить в VK — чат |
Читают цели и задачи на занятие |
VK — чат |
5. Вводный инструктаж |
11 мин |
Перейдите по ссылке, ознакомьтесь с последовательностью обработки кармана. Напишите в тетради последовательность обработки кармана и отправьте фотографию в группу. Проверяю правильность составления последовательности, готовую последовательность выставляю в группе |
Переходят по ссылке, читают и просматривают процесс обработки кармана. |
http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html |
6. Текущий инструктаж |
60 мин |
Перед выполнением задания перейдите по ссылке и выполните задание по теме «Техника безопасности», скрин отправьте в VK — чат. Отвечаю на вопросы обучающихся, возникающие в процессе выполнения задания. Все результаты записываю в оценочный лист |
Переходят по ссылке решают викторину по ТБ. Скрин выполненного задания отправляют в VK — чат. Выполняют задание, задают вопросы по мере их возникновения. Проверяют качество операции на каждом этапе обработки, сравнивают с инструкцией. Фотографируют выполненное задании и отправляют в VK — чат |
https://learningapps.org/watch?v=p71tr1vha21 1.http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html 2.VK — чат |
7. Заключительный инструктаж |
10 мин |
1.Для проверки усвоенного материала перейти по ссылке, выполнить задание 3 «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией», скрин отправить в VK — чат. 2. Просматриваю фотографии. 3. Выставляю оценки, оценочный лист выставляю в VK — чате. 4.Озвучиваю ошибки |
Выполняют итоговое задание на сайте. Скрин отправляют в VK — чат. Знакомятся с итоговыми оценками |
1.https://learningapps.org/watch?v=pnfqrnc4c21 2.VK-чат |
8. Задание на дом |
1 мин |
Домашнее задание: повторить тему «Обработка кармана в юбке», подготовить к следующему занятию инструменты, оборудование, застежку — молнию, создать кроссворд по пройденной теме не менее 5 вопросов и отправить в VK -чат |
Обучающиеся фиксируют задание у себя в тетради |
VK — чат |
9. Подведение итогов занятия (рефлексия) |
1 мин |
Отправьте смайлик или пожелания для улучшения ведения урока |
Обучающиеся отправляют смайлики и пишут пожелания |
VK — чат |
2. Ход урока
I . Организационный момент — 1 мин.
Приветствую обучающихся на VK чате, прошу отписаться кто присутствует на урок, отмечаю в журнале.
1. Проверка ранее усвоенных знаний — 3 мин.
Прошу обучающихся перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pe4ggjbw221, выполнить задание по теме прошлого урока «Обработка прорезного кармана в рамку», для этого соотнесите последовательность обработки согласно нумерации. Скрин выполненного задания отправить в группу. Итоги фиксирую в оценочном листе (приложение 1).
2. Начальная мотивация учебной деятельности — 2 мин.
Для определения темы урока, обучающиеся переходят по ссылкам
— https://i.pinimg.com/736x/97/8d/da/978dda61f8558c55187b84369e1b5c3c.jpg
— https://img.youtube.com/vi/tZNE8d0U0LU/0.jpg?3489220329
https://1001zaponka.ru/wpcontent/uploads/d/b/f/dbf93deeb091edadcb5f8bb896b8f0b7.jpeg, просматривают картинки, формулируют и пишут тему урока в чате. Я контролирую правильность формулировки темы занятия.
3. Сообщение темы урока, постановка целей, задач — 1 мин.
— Сообщаю тему урока «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией» в VK-чате
— Перечисляю цели урока:
а) изучить тему самостоятельно, перейдя по ссылке на интернет-ресурс;
б) обработать карман самостоятельно, используя интернет-ресурсы.
— Сообщаю задачи:
а) раскроить детали для обработки кармана, согласно инструкции;
б) выполнить ВТО деталей;
в) обработать карман;
г) сделать фотографию готового кармана с лицевой и изнаночной стороны и отправить в VK — чат.
II . Вводный инструктаж — 11 мин.
Отправляю обучающимся ссылку http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html. Перейдите по ссылке, ознакомьтесь с последовательностью обработки кармана. Напишите в тетради последовательность обработки кармана и отправьте фотографию в группу.
Отправляю правильную последовательность в чат (приложение 2). Проверьте правильность составления последовательности с готовой, исправьте у себя ошибки.
III . Т екущий инструктаж — 60 мин.
Перед выполнением практического задания необходимо проверить знания по ТБ, для этого вам нужно перейти по ссылке и решить викторину с выбором правильного ответа по теме «Техника безопасности» https://learningapps.org/watch?v=p71tr1vha21, скрин итога отправьте в VK — чат.
После проверки ТБ обучающиеся допускаются к выполнению практического задания, используя информацию на интернет-ресурсе. В случае затруднений вопросы пишите в чат. Для отчета вам необходимо сделать фотографию организации рабочего места, готового кармана в расстегнутом виде с лицевой стороны и с изнаночной, отправить в чат.
Все результаты записываю в итоговой ведомости (приложение 1).
IV . Заключительный инструктаж — 10 мин.
1. Для проверки усвоенного материала перейдите по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pnfqrnc4c21, выполните задание «Обработка прорезного кармана в рамку с застежкой молнией». Вам надо соотнести место расположения маркера с наименованием операции. Скрин отправьте в VK — чат.
— Пока выполняют задание просматриваю фотографии и выставляю оценки в оценочный лист (приложение 1).
— Итоговую ведомость выставляю в VK — чате.
— Озвучиваю ошибки.
2. Задание на дом — 1 мин.
— Повторить тему «Обработка кармана в юбке».
— Подготовить к следующему занятию инструменты, оборудование, тесьму– молнию, ткань.
— Создать кроссворд по пройденной теме не менее 5 вопросов и отправить в VK — чат.
3. Подведение итогов занятия — 1 мин.
Отправьте в чат смайлик (понравился или нет урок) или пожелания для улучшения ведения урока.
Заключение
Данный урок учебной практики разработан в соответствии с ФГОС для обучающихся по профессии «Портной». Форма организации дистанционного занятия позволяет обучающимся учиться по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте. Так же включает интерактивные методы выполнения упражнений для проверки знаний, обучающихся на сайте LearningApps.org. Данная форма учебной практики способствует активности, обучающихся на всех этапах, развитию мышления, интереса к профессии, организует обучающихся и развивает самостоятельность. В результате: 100 % успеваемость, так как дистанционное занятие имеет комбинированную модель (онлайн и офлайн урок) и положительное эмоциональное состояние на конец урока.
Список использованных источников
1. Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ciur.ru/yapt/SiteAssets/DocLib49/Forms/AllItems/Методические %20рекомендации %20по %20дистанционному %20обучению.pdf
2. Онлайн — сервис LearningApps.org [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learningapps.org/
3. Блог Анны Руденко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html
Приложение 1
Оценочный лист
№ п/п |
Ф. И. О |
Задание 1 |
Задание 2 |
Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией |
Организация рабочего места |
Итоговая оценка |
||
Ровность рамки |
Ровность строчки |
ВТО |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
Приложение 2
Технологическая последовательность обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией
1. Отутюжить ткань.
2. Раскроить две обтачки.
3. Дублировать место расположения кармана и обтачки.
4. Заутюжить обтачки.
5. Наметить место расположение кармана.
6. Притачать верхнюю и нижнюю обтачку.
7. Разрезать вход в карман.
8. Притачать тесьму-молнию.
9. Настрочить подзор на мешковину.
10. Притачать мешковину к нижней обтачке.
11. Притачать мешковину с подзором к верхней обтачке.
12. Стачать мешковину.
13. ВТО кармана.
Приложение 3
Критерии оценки качества выполненных работ
Тема: Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией
Балл |
Правильность приемов и способов работы |
Оценивание труда и рабочего места |
Качество работы |
5 |
Отличное знание технологического процесса обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией. Самостоятельное и правильное выполнение приемов обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией |
Соблюдение всех правил организации труда и рабочего места. Взаимоотношение в коллективе. Соблюдение правил по ТБ при ручных, машинных, влажно — тепловых работах и при работе в швейных мастерских |
Полное соответствие номера и цвета ниток ткани. Ровность строчек. Целостность строчек. Соответствие ширины шва, рамки. Соблюдение ТУ на выполнение операции. Наличие закрепок вначале и в конце строчки. Полное ВТО кармана |
4 |
Хорошее знание технологического процесса обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой- молнией. Правильное выполнение приемов обработки. Незначительная помощь мастера в выполнении приемов обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией |
Соблюдение правил организации труда и рабочего места при наличии единичных нарушений; Взаимоотношение в коллективе (есть небольшие замечания); Соблюдение правил по ТБ при ручных, машинных, влажно — тепловых работах и при работе в швейных мастерских |
Полное соответствие номера и цвета ниток ткани. Незначительное отклонение от ширины рамки. Ширина шва больше или меньше на 1мм от ТУ на выполнение операции. Прерывание строчки с закрепкой. Наличие закрепок вначале и в конце строчки; ровность строчек, бейки. Частичное ВТО узла |
3 |
Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией при наличии несущественных недочетов и с частичной подсказкой мастера |
Нарушения в организации труда, рабочего места и ТБ, которые не приводят к травматизму |
Брак в обработке. Неровность строчки, рамки, несоответствие ширины шва на 2мм от ТУ, частичное ВТО узла |
2 |
Грубые ошибки в приемах и способах обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией |
Существенные недочеты в организации труда и рабочего места, беспорядок на рабочем месте. Нарушения правил по ТБ |
Брак в обработке. Неровность строчки, неравномерная ширина рамки, разрез ткани, необработанные срезы, прерывание строчки, образование лас или опала изделия |
1 |
Неумение выполнять задание |
Неумение организовывать труд и рабочее место |
Неисправимый брак в работе |