Ключевые слова: лоскутное шитье, ручной труд, внешний контур, ткань, шаблон.
Швейное дело считается традиционной профессией, не использующей современное оборудование. Особенно швейное дело, связанное со старыми технологиями: вышивка, кружева, лоскутное шитье. Все это считается ручным трудом и не подразумевает внесения туда труда автоматического. Некоторые мастера высказывают мнение, что внесение в технологии автоматизированных процессов обесценят итог труда. Дороговизна изделий обусловлена именно ручным трудом и трудоемкостью процесса.
В нашем колледже (ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна») на занятиях профессионального модуля для профессии «Оператор швейного оборудования» в одной из тем практических занятий мы рассматриваем изготовление изделий лоскутной техникой.
Нами созданы и опубликованы методические рекомендации по лоскутному шитью. Естественно, данная технология подразумевает ручной труд и многочисленные машинальные действия, повторение одних и тех же процессов. Некоторые студенты говорят, что тема скучная.
Но когда начинается процесс, вовлекаются и с энтузиазмом работают. Процесс вовлечения в «скучные» темы проходит в несколько этапов.
Во-первых, я предлагаю изучить рекомендации по оснащению рабочего места и материалам.
Вот несколько рекомендаций, к которым следует прислушаться и выполнить:
- При электрическом свете под желтыми лучами лампочки цвета становятся «теплее». Поэтому, подбирать все лоскуты для изделия нужно при одинаковым освещении, лучше дневном.
- Наиболее удачный вариант сочетания пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
- «Растяжка» или «раскат» цвета — это его главный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например, от светлого к темному или наоборот. Пользуясь этим приемом в лоскутном шитье, используют гладкокрашеные ткани, а также с мелким рисунком.
- Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, скажем с желтизной и зеленый и синеватым оттенком.
- Будьте внимательны, сочиняя широкий волан или кайму для изделия. Следите, чтобы слишком яркая отделка не убила основной цветовой узор — такое бывает.
- Осторожно работайте с белыми и черными лоскутиками. Белый цвет в изделии буквально кричит, заявляя о себе, черный же, наоборот, «проваливается» среди пестроты. Используйте эти цвета в отделках: бейках, шнурках, узких кантиках.
Но самое интересное, это удивление, когда среди оборудования студенты видят ноутбуки или планшеты.
Во-вторых, для выполнения эскизов основных узоров и шаблонов я предлагаю использовать примитивные редакторы, которые не требуют глубокого изучения. Готовые и даже раскрашенные шаблоны можно даже распечатать прямо на ткань, используя стандартный принтер. Для этого достаточно приутюжить ткань размером А4 на лист глянцевой кальки, обрезать ниточки по краям.
Для студентов инвалидов рекомендуется делать пошаговые инструкции. Инструкции должны быть написаны кратко и простым языком. Многие слабослышащие студенты теряются, когда слышат или видят сложные слова, они не понимают значения этих слов.
Например, слово шаблон лучше заменить на образец, или заготовка.
Все термины лучше прорабатывать в начале занятия или при подготовке к занятию.
Пример инструкции:
«Вычертить на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавить припуск 5–10мм или размер ширины лапки.
Нарисовать второй контур (внешний).
Подкладываем под картон доску и острым ножом или скальпелем сначала режем по внутреннему контуру, а затем по внешнему.
Получаем шаблон с «окошком» (рамка).
Так повторяем столько раз, сколько нужно лоскутов.
При раскрое рамку накладывают на изнаночную сторону лоскута и обводят «окошко» и внешний контур. Если ткань темная, то кусочком мела или мыла, если светлая, то простым карандашом, но не шариковой ручкой. Затем шаблон убирают и ткань вырезают по линии внешнего контура, сострачивают по линиям «окошка», то есть отступив от края на размер припуска.
Если под рукой окажется прозрачный твердый материал, типа пластика, для шаблона, то в нем не нужно вырезать «окошко»- узор ткани при раскрое и так хорошо виден».
Такие инструкции выдаются на каждый рабочий стол.
При необходимости инструкции снабжаются схемами и рисунками.
В-третьих, студентам с нарушениями слуха отдельные трудные слова проговариваются, закрепляются в схемах и рисунках. Все слова проговариваются лицом к студенту, потому что многие из них считывают слова по губам. Хорошо себя зарекомендовали специализированные устройства для усиления звука FM-приемники и FM-передатчики, особенно удобно, когда во время демонстрации технологии не видно лица мастера, проговаривающего алгоритм выполнения и к тому же надо следить за руками мастера. В таких случаях считывание с губ невозможно.
Дополнительно, на занятия берем электронные увеличители. Они были закуплены для студентов с нарушениями зрения, но в швейном деле они отлично подходят для демонстрации мелких узлов изделия, швов, рассмотрения структуры тканей и волокон.
Далее предлагается ознакомиться с изделиями, выполненными студентами прошлых лет. Студенты признают, что изначально предполагали, что увидят «бабушкины одеяла» и приятно удивлены необычным подходом к старинному искусству.
И в заключение, демонстрируются работы мастеров, которые участвуют в конкурсах и выставках. Одна из работ на тему «Зима» была куплена на выставке за 80 000 рублей.
На примере таких работ обучающиеся заряжаются творческим позитивом. Эскизы работ начинают меняться. Иногда кардинально меняется тема будущего изделия. С особой тщательностью отбираются ткани, ищутся нужные цвета и рисунки.
Иногда даже приходится ограничивать студентов, так как реализовать задуманное ими будет затруднительно без наработанного опыта.
Литература:
- Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 2006. — 133 с.
- Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности — равные права — общее жизненное пространство. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.
- Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М., 2006. — 320 с.
- Пугачев, А. С. Инклюзивное образование / А. С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 374–377. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5498/