Особенности обучения студентов учреждений профессионального образования с отклоняющимся от нормы поведением. Разработка модели деятельности мастера производственного обучения (из личного опыта)
Автор: Родионова Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 453 раза
Библиографическое описание:
Родионова, Н. В. Особенности обучения студентов учреждений профессионального образования с отклоняющимся от нормы поведением. Разработка модели деятельности мастера производственного обучения (из личного опыта) / Н. В. Родионова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5737/ (дата обращения: 17.12.2024).
Я являюсь мастером производственного обучения по профессии швея в профессиональном училище. Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и продолжительностью и составляет 6 часов. Направленность урока производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных теоретических и технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимых для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по изготовлению швейных изделий.
В результате чего происходит освоение профессиональных компетенций и в целом профессии.
Группа, в которой я преподаю, полностью состоит из девушек в количестве 18 человек и возрастом от 16 до 20 лет, 50 % из которых — дети, оставшиеся без попечения родителей. Одновременно я являюсь куратором этой группы, за которой наблюдаю в течение всего учебного дня, поэтому полностью владею информацией о проблемах и успехах своих подопечных. В группу входят обучающиеся с разными характерами, интересами и разным отношением к обучению:
1) 4 девушки из приёмных семей;
2) 5 девушек из детских домов и приютов;
3) 9 обучающихся из малообеспеченных семей, из них 6 — из неполных семей.
В большей массе обучающиеся пришли в учебное заведение от безвыходности, т. е. причинами поступления являлись следующие факторы:
- направлены по распределению из детских домов и приютов;
- заставили службы по делам несовершеннолетних и семьи;
- из-за низкого дохода семьи нет возможности учиться в учебных заведениях более высокого уровня и вдалеке от дома;
- очень плохая школьная подготовка;
- неподготовленность к самостоятельной жизни.
Но есть обучающиеся, которые осознанно выбрали свою будущую профессию, и не смотря на то, что обучение даётся с трудом, с усердием посещают занятия и усваивают предложенные знания, таких, к сожалению, меньшинство.
Факторы, которые перечислены выше, имеют большое влияние на мотивацию к обучению девушек. Те дети, которых привезли из городских детских домов и приютов без их желания (все обучающиеся этой группы хотели бы обучаться в городе) в наше сельское училище, первый месяц вели себя как «затравленные зверьки»: видели в педагогах своих врагов, не соблюдали правила поведения и общежития, некоторые сбегали, проявляли агрессию как к сверстникам, так и педагогическому составу, не ходили на занятия, прячась по углам и закоулкам. Зная такую категорию подростков и работая с ними уже много лет, сотрудники училища стараются создать благоприятную обстановку, больше проводить времени с ними и много беседовать, вовлекать в различные мероприятия, кружки и секции. У большинства обучающихся этой группы существуют пробелы в начальном обучении, т. е. многие не умеют читать, а, следовательно, писать, а также большинство не обладают гигиеническими навыками, т. е. не моются, не стирают одежду, не убирают комнаты. Поэтому, на первом этапе пребывания их в нашем училище, приходится прикладывать большие усилия, чтобы изменить мировоззрение и научить навыкам личной гигиены, а уже потом приступить к обучению. Этот процесс длительный и сложный как для педагогов, так и для детей. Уже по истечении 2–3-х лет обучающиеся начинают понимать, что, оказывается можно жить и по-другому, а к выпуску осознают значимость получения профессии. Также городские привыкают к сельской жизни, начинает нравиться участвовать в жизни училища, а в конце полного обучения не хотят уезжать и расставаться с уже ставшими родными людьми и стенами. По истечении какого-то времени выпускники продолжают общаться со своими педагогами. Многие мои выпускницы писали, что только недавно осознали, что всё, что делали учителя и воспитатели для них, делали только во благо, а они этого не понимали раньше. Эти слова дорогого стоят, значит, наш труд не напрасен!
Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития активности и самостоятельности обучающихся. Но для этого, при организации обучения, труд должен:
1) интересовать обучающегося;
2) основываться на применении имеющихся у него знаний, умений и навыков;
3) быть не только физическим, но и умственным;
4) давать удовлетворение.
Кроме того, обучающиеся должны видеть результаты своего труда, его общественную значимость. Например, мы изготавливаем изделия из ткани для общежития (шторы в комнаты, постельное бельё), в котором проживают эти и другие дети, для учебного корпуса, производственных мастерских и лабораторий (спецодежду).
Также необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, не допускать чрезмерно нервной перегрузки при освоении учебного материала, поддерживать благоприятный морально- психологический климат в учебной группе и учить защищаться от стрессов, сохранять здоровье. В учебной мастерской обучающиеся последовательно осваивают приемы и способы выполнения ручных, машинных и влажно — тепловых работ по изготовлению одежды. При этом они должны освоить наиболее характерные сочетания приемов, овладеть современными способами выполнения работ и высокопроизводительными методами труда. Производственное обучение осуществляется таким образом, чтобы обеспечить органическую взаимосвязь формирования у обучающихся профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда.)
Мастер производственного обучения (т. е. я) в период выполнения учебных заданий и изготовления промышленной продукции повседневно и систематически руководит самостоятельной деятельностью девушек. Особенно важно не выпускать из поля зрения обучающихся, которые нуждаются в помощи. Необходимо не сразу вмешиваться в работу девчат, а ставить наводящие вопросы, исподволь наталкивая их на осмысливание возникших трудностей. Также важно привлекать обучающихся к анализу ошибок, указывать на их причины, требовать воспроизведения правильных действий. И только окончательно убедившись, что обучающаяся не может собственными силами преодолеть ошибки, мастер снова подробно инструктирует, показывает правильное выполнение каждого элемента действия и приемов работы, дает дополнительные задания. Помогая отстающим, необходимо наблюдать за выполнением задания всей группой.
Особое место в работе имеют беседы, имеющие 2 цели:
- постановку проблемных вопросов по теме;
- постановку проблемных житейских вопросов.
Во время выполнения задания на уроке мы с девушками беседуем как на урочные темы, так и на темы из их жизни, привожу примеры, решаем ситуационные задачи. Такой приём снимает напряжение как умственное, так и физическое, прививает интерес к предмету.
Моя задача — направить внимание обучающихся на предмет изучения так, чтобы девушки, увлекшись, легче познавали и запоминали новое; оказывать необходимую помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие по мере возможности включению их в обычную жизнь общества. Моя педагогическая цель — получение высококлассного специалиста для профессии Швея, посредством обучения на уроках производственного обучения. В 50 % цель достигается, в остальном получаются специалисты не высокого класса.
Опыт работы показал, что из подростков с отклоняющимся от нормы поведением можно подготовить конкурентоспособных специалистов второго и третьего разрядов и для 100 % результата я обозначила для себя программу:
1. составить рабочую программу с учетом индивидуально-личностных особенностей группы обучающихся;
2. изучение и использование специальных форм и методов работы с детьми с отклонениями от норм поведения;
3. тесная взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом;
4. вовлечение родителей в воспитание и контролирование их детей;
5. изучение специальной литературы по работе с такими детьми;
6. обмен опытом и посещение уроков в своём учебном заведении;
7. обучение на курсах и семинарах.
Так как основная часть обучающихся с отклонениями от нормы поведения, на уроках производственного обучения и вообще в среде обитания обучающихся, учитывая их особенности, я применяю следующие формы, методы и приёмы в работе и обучении:
- переубеждение;
- принуждение;
- переучивание;
- реконструкции характера;
- переключение;
- обходное движение (подразумевает отведение от обучающегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; проявление огорчения);
- прощение (в определенной ситуации педагог не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный поступок);
- поручительство (взятие виновного обучающегося на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем);
- поощрение и наказание;
- намек (обучающейся даю почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);
- ласковый упрек (беседа в благожелательном тоне и как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания);
- мнимое безразличие (включается создание такой педагогической обстановки, когда на проделки обучающейся, как бы никто не обращает внимания);
- ирония (заключается в показе провинившегося в смешном виде, разумеется без оскорбления его личности);
- мнимое недоверие (выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки);
- правильное распределение нагрузки на уроке;
- каждый этап действия четко проговаривается, проводится показ;
- исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей;
- ролевые игры (решение ситуационных задач в игровой обстановке, приближенной к производственным условиям предприятия);
- показ тематических слайдов, фильмов, презентаций;
- изготовление индивидуальных швейных изделий (заключается в том, что такие изделия, как: фартуки, юбки, платья, блузки, сарафаны и т. д. девушки шьют с большим удовольствием и старанием на себя, чувствуя ответственность и контролируя качество);
- показ моделей (девушки с гордостью демонстрируют свои «шедевры»).
Применяя такие методы уже в течение многих лет, я и мои коллеги замечают положительные моменты в изменении поведения обучающихся с отклонениями от нормы. Приведу пример из моей практики. К нам поступила девушка после девятого класса из нашей местной школы. Девушка выросла в обычной рабочей семье, где были и мама и папа. С малого возраста у Татьяны (так зовут девушку) были отставания в развитии: поздно начала ходить, говорить. В школе её не вызывали к доске, сверстники сторонились, издевались, соответственно и оценки были все удовлетворительные. В училище девушка пришла испуганной, за ручку с мамой, всего стеснялась. Месяц она присматривалась ко всем, стала понимать, что находится в том месте, где не будут над ней смеяться за картавость, неумение связать слова в предложения, она попала в свою среду, где все такие же, как и она. Надо здесь добавить, что Татьяна была очень спокойная, уравновешенная, дисциплинированная, обладала усердием, всегда выполняла домашние задания и поручения. Многое у неё не получалось делать руками, не развита была моторика рук, но за её стремление к получению знаний все педагоги ставили ей только положительные оценки. Девушка поверила в свои возможности, обрела подруг, стала следить за собой, выполняла поручения старосты группы. Она полностью раскрылась. Татьяна закончила училище с положительными оценками и поступила в институт, где сейчас учится уже на третьем курсе, этим она очень удивила школьных учителей. Это не единичный случай в моей практике. К нам приходят очень сложные дети, обиженные на весь мир и не верующие не во что, порой агрессивно настроенные ко всем, но наш коллектив прикладывает большие усилия, чтобы обучающийся раскрылся, поверил в добро и начал жить в социуме, осознавая свои поступки и контролируя их. И у нас получается, а результаты следующие:
- снятие с учёта в ПДН;
- привитие навыков гигиены и самообслуживания;
- получение профессии и квалификации высокого разряда;
- победы в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах;
- поступление в ВУЗы;
- приобретение высокооплачиваемой работы.
На этих результатах я не останавливаюсь, ищу новые формы обучения и воспитания обучающихся с отклоняющимся от нормы поведением, посредством самообразования. Новые победы впереди!