В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и психофизиологических особенностей личности студентов.
Ключевые слова: компенсирующее обучение, девиантное поведение, развитие интереса к профессии, авторитарное воспитание, профессиональное самоопределение, учебно- производственный процесс, студенческий коллектив.
В настоящее время эффективность компенсирующего обучения в среднем профессиональном образовании изучается достаточно широко. В основном исследователями ставятся задачи раскрытия сущности процесса оказания индивидуальной помощи студентам, выявить основные затруднения, встречаемые обучаемыми на разных этапах обучения в колледжах и учреждениях высшего профессионального образования, обосновать различные модели компенсирующего обучения для студентов рабочих профессий, а также разработать методики оказания индивидуальной помощи при обучении. Данный вид обучения связан, прежде всего, с задержкой психического развития (ЗПР) детей и обучающихся студентов. ЗПР — это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития, так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально — волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Как отмечает электронный источник cribs.me причинами возникновения ЗПР являются:
– органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;
– хронические соматические заболевания;
– конституциональные (наследственные факторы);
– неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и т. д.) [4].
При этом считаем необходимым уточнить, что следует отличать ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна в большей степени не тотальность, а мозаичность нарушения мозговых функций, то есть недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных учебных достижений.
Компенсирующее обучение понимается в первую очередь как педагогическая поддержка социально обездоленных неблагополучных обучающихся студентов, обеспечение равных возможностей образования для учащихся из различных социальных страт. Как отмечает электронный источник studme.org, значительную группу нуждающихся в компенсирующем обучении составляют так называемые делинквенты — дети и подростки, совершившие противоправные и преступные деяния [5].
В свою очередь, Н. А. Павлов пишет: «В отечественной педагогике интерес к содержанию и формам оказания индивидуальной помощи при различных затруднениях растет в последние годы. Исследователи продолжают разрабатывать эту проблему в следующих аспектах: как альтернативу авторитарному воспитанию (В. П. Бедерханова, О. С. Газаман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков), как методику оказания такой помощи в обучении, воспитании (Т. В. Анохина, Ф. И. Кевля, Н. Н. Михайлова, Т. В. Фролова), как помощь в профессиональном самоопределении (Т. В. Машарова, Л. Т. Олейникова С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев)» [3, С. 5].
В то же время проблема компенсирующего обучения по-прежнему остается актуальной на разных стадиях ее разрешения. Это связано, прежде всего, с рядом причин:
– актуальной потребности организации компенсирующего обучения студентов вузов и колледжей зачастую противостоит недостаточное тщательное исследование со стороны педагогической теории и практики профессионального образования;
– наличие педагогических и психологических исследований эффективности компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях совсем не означает разработанность данной проблемы в среднем профессиональном образовании;
– недостаточное повсеместное методическое, дидактическое и учебно — программное обеспечение в структуре профессионального образования для эффективного решения проблемы компенсирующего обучения и улучшения его эффективности.
Как известно, в педагогике к «группе риска» относятся обучающиеся, находящиеся в состоянии противостояния общественным нормам и регулярными проявлениями асоциальных поступков, вызывающих неодобрение со стороны общества. Девиантное (от лат. deviantio, — отклонение) поведение представляет собой систему поступков, противоречащим принятым в обществе правовым, нравственным нормам, или нормам психического здоровья. Такое поведение является следствием прямой опасности для жизни самого человека или окружающих. Девиантное поведение включает такие формы как противоправное поведение, употребление алкоголя, наркотических веществ, проституции и т. д. [2, С. 37].
Приходя в колледж за специальностью, обучающийся испытывает сильное эмоциональное напряжение, связанное с особенностями учебно — производственного процесса, адаптации в студенческом коллективе, переосмыслением собственных ценностей жизни. Студенты должны приспособиться к высокому уровню психической и физической нагрузки, вызванной с необходимостью в сжатые сроки усваивать большие объемы информации. При этом, возникающие проблемы девиантного поведения среди студенческой молодежи являются следствием отсутствия резервов психического и физического здоровья.
Студентов «группы риска» отличают от остальных обучающихся следующие особенности:
– слабая мотивированность на осуществление учебной деятельности в целом, наличие слабого интереса к профессии;
– недобросовестность при выполнении учебно-практических задач, отсутствие или слабое наличие навыков взаимопомощи;
– недисциплинированность во время проведения занятий, полное или частичное отсутствие подготовки к уроку, невнимательность, погруженность в свои проблемы. При этом, большинство из обучающихся с девиантным поведением относятся к студентам-сиротам или студентам из социально-неблагополучных семей.
В процессе педагогического исследования мы предположили, что процесс протекания обучения студентов «группы риска» может быть эффективнее, если учитывать возрастные и личностные особенности данного контингента студентов, обращать внимание на их поведенческие реакции, отслеживать их динамику развития интереса к профессии, анализировать поведение обучающихся при выполнении различных видов практических заданий.
Для изучения поведения студентов с девиантным поведением на занятиях, мы использовали методику наблюдения за поведенческими реакциями студентов, предложенную В. С. Марищуком. Целью наблюдения служило определение подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций, проявляющихся в процессе учебной деятельности.
Универсальность данной методики, предложенной В. С. Марищуком, заключается в том, что она позволяет определить слабые и сильные стороны нервной системы обучающихся студентов (в нашем конкретном случае, — обучающихся с девиантным поведением). Основанием для определения сильного типа нервной системы со стороны возбуждения являлись следующие показатели:
– способность продолжительное время выполнять рутинную работу, при этом не снижая заметно продуктивность и степень интенсивности (в противоположность быстрой утомляемости, невнимательности, частой непроизвольной переключаемости, что характерно для обучающихся со слабой нервной системой);
– умение преодолевать трудности при выполнении работ, наличие устойчивого интереса к практической деятельности, настойчивость, упорство;
– отсутствие заметного снижения работоспособности при выполнении заданий повышенной сложности;
– стремление к самостоятельности в поступках, активная концентрация на выбранном задании теоретического или практического характера, стремление помочь другим студентам. Результаты наблюдения показаны на диаграмме 1. По итогам наблюдения оказалось, что лишь примерно 30 % студентов в совокупности имеют сильно выраженную нервную систему. Если же рассматривать показатели устойчивости нервной системы в отдельности, то можно заметить, что интерес к практической деятельности выражают лишь 10 %, устойчивой работоспособностью отличаются лишь 5 % студентов, а процент к стрессоустойчивости у обучающихся относительно невелик и составляет примерно 9 %.
Рис. 1.
С целью определения личностных индивидуально — психологических особенностей студентов и их влияния на развитие интереса к профессии в процессе обучения мы использовали «Шкалу оценок педагогом индивидуально — психологических особенностей студентов» по Я. Стреляу. Данная методика позволяет педагогам определять по специальной шкале интенсивности особенности протекания учебного процесса (способность к устойчивой концентрации внимания, стойкость перед неудачами, способность выполнять ответственную работу, способность работать в неблагоприятных условиях, качество работы при наличии посторонних людей и т. д.). После оценки всех десяти категорий поведения полученные результаты суммируются. Затем студенты ранжируются по набранной сумме баллов — от большей к меньшей и делятся пополам. В первой половине списка располагаются студенты с более высокими свойствами, во второй — с более низкими. Результаты наблюдения можно видеть в таблице 1.1:
Таблица 1
Результаты опросника по шкале интенсивности Я. Стреляу
Сумма баллов |
Психофизиологические особенности личности студента |
% |
50 |
Лица с сильной нервной системой и другими высокими показателями |
24,7 |
10 |
Лица со слабой нервной системой и другими низкими показателями |
45,3 |
30 |
Лица со средней нервной системой и другими средними показателями |
9 |
20 |
Промежуточные между средними и низкими показателями |
14 |
40 |
Промежуточные между средними и высокими показателями |
7 |
Как видно из таблицы 1, данный метод опроса позволяет выявить не только лиц с сильной или слабой нервной системой, но и оценить и структурировать свойства нервной системы со средними и низкими показателями, а также со средними и высокими показателями. Из данного опросника можно сделать вывод, что количество выдаваемых заданий студентам при проведении компенсирующего обучения должно разниться в зависимости от показателей устойчивости нервной системы, индивидуально — личностных качеств обучаемого, если этого не учитывать в процессе учебной деятельности, результат качества и продолжительности работы будет иметь очень низкие показатели. В свою очередь, это будет способствовать неудовлетворительной подготовке обучающихся к проведению практических занятий, мастер- классов и конкурсов профессионального мастерства.
Литература:
- Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. — М.: Юрайт, 2013. — 159 с.
- Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
- Павлов Н. А. Индивидуальная помощь студентам при затруднениях в обучении [Текст]: автореф. дисс…канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Павлов; Костромск. гос. ун. — т. — Кострома, 2013. — 21 с.
- https://cribs.me/pedagogika/kompensiruyushchee-obuchenie
- https://studme.org/72606/pedagogika/kompensiruyuschee_obuchenie