Масштабные изменения, происходящие в демографической и социокультурной сферах общества привели к тому, что прежние нормы и ценности во многом не соответствуют тем отношениям, которые формируются рыночной экономикой. В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области делинквентного поведения молодежи, изучаются самые разнообразные аспекты этого социального феномена: его социальные корни, возрастные и психологические особенности носителей делинквентного поведения, их взгляды, установки, ценностные ориентиры, межличностные отношения, способы и характер объединения в асоциальные группы, отношение к правовым и моральным нормам и т. д. Кроме того, ведется активный поиск оптимальных мер социальной, психологической, педагогической, медицинской реабилитации молодых людей, вставших на путь нарушения общепринятых норм поведения [1,2]. Исследователи уделяют достаточно большое внимание вопросам изучения делинквентного поведения молодежи как у нас в стране, так и за рубежом. Многообразные аспекты социальных норм и отклонений неоднократно становились объектом внимания социологов, педагогов, психологов и других специалистов. Существующая ранее профилактика, основанная на мерах общественно-административного и уголовного наказания, дополняется профилактикой, представленной комплексом мер медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним [4].
Девиантное поведение деструктивной направленности совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительное воздействие в качестве одного из важнейших факторов предупреждения девиантного поведения [9]. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных явлений на конкретную личность окружающей среды [5]. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие выработку нравственного сознания, формирование навыков и привычек позитивного поведения, воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям, улучшение социальной среды [13]. Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно позволяет рассматривать личность как продукт «воспитательного воздействия», а также учитывать другие объективные факторы: например, социальные условия, также оказывающие воздействие на личность [6].
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, нами было проведено исследование, направленное на профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних. Экспериментальная работа проводилась среди обучающихся образовательных учреждений г. Уфа РБ (Республика Башкортостан), особое внимание было уделено работе со школьниками, состоящими на учете в отделе по делам несовершеннолетних МВД по РБ. Работа проводилось совместно со школьными психологами и сотрудниками отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиций и подразделений по делам несовершеннолетних управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти РБ и органами местного самоуправления МВД по РБ.
Нами были выявлены направления работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних: создание благоприятного микроклимата для обучающихся; всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности; воспитание духовно-нравственных ценностей [7].
Были выделены три основных этапа в работе с детьми:
1) диагностическая работа;
2) внедрение программы реабилитации, которое проводилось совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних;
3) постреабилитационная защита ребенка.
На первом этапе экспериментальной работы (в рамках констатирующего эксперимента) было проведено анкетирование обучающихся [12]. Среди обучающихся, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних, был выявлен высокий уровень тревожности, сложности в межличностных отношениях со сверстниками и педагогами, пессимистичное восприятие действительности и будущего. Большинство несовершеннолетних, состоящих на учете, имели заторможенную реакцию. Продолжительность выполнения задания — около 20–25 минут у 20 % опрашиваемых, тогда как у школьников контрольной группы время, затраченное на оформление ответов, составило 10–15 минут. Требовалось постоянное объяснение и расшифровка вопросов. При проведении профилактической работы в общении с детьми с деликвентными формами поведения нами было отмечено, что респонденты имеют бедный словарный запас. Неоднократно звучали выражения с использованием ненормативной лексики, и проявлялось негативное отношение к окружающим. Подобное отношение является следствием того, что дети не чувствуют родительской ласки, не видят заботы о себе [8]. Независимо от того, есть ли родители или нет, достаточного ухода за детьми не ведется.
Наблюдается негативное отношение к сверстникам, которые находятся в лучших условиях. Это одна из причин отсутствия контакта с одноклассниками. Обучающие не имеют желания посещать учебные заведения, предпочитают время проводить на улице [10,11]. Учреждения дополнительного образования они так же посещают значительно реже и не проявляют активности во внеклассных мероприятиях. Выяснилось, что несовершеннолетним, состоящим на учете, тяжело найти общий язык со своими сверстниками, потому что они воспринимают окружающих настороженно, нередко с некоторой долей агрессии.
Думая о будущем, ребята отвечали следующим образом: позитивно настроенных оказалось 56 %, беспокоит дальнейшая жизнь — 9 %, не желают жить, как родители — 35 %.
Диагностика, проведенная со школьниками, состоящими на учете в отделе по делам несовершеннолетних, показала следующие результаты: не смотря на то, что респонденты — это дети из неблагополучных семей, значительный процент из них (65 %) живет в полных семьях. Детей, готовых поддержать товарища в трудной ситуации, на 12 % меньше среди респондентов, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Сравнительный анализ обучающихся показал, что респонденты из неблагополучных семей проявляют меньший интерес к получению новых знаний, чем их более благополучные сверстники (на 22 %).
На втором этапе опытно-экспериментальной работы, был проведен формирующий эксперимент, направленный на создание социально-педагогических условий профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. С экспериментальной группой проводилась углубленная работа, направленная на профилактику преступности несовершеннолетних, а вторая группа проходила обучение в обычном режиме. Нами была разработана и внедрена в образовательный процесс комплексная программа «Здоровое поколение», направленная на профилактику делинквентных форм поведения [3].
После завершения формирующего эксперимента было проведено повторное анкетирование, результаты которого свидетельствовали о получении положительного результата проведенной работы. Проанализировав ответы школьников, мы выяснили, что на 8 % увеличилось число тех детей, у которых (как они считают) не возникает теперь проблем со сверстниками. Не изменились, к сожалению, показатели среди тех респондентов, которые изначально отличались высоким уровнем конфликтности.
В школе ребенок старается строить взаимоотношения в коллективе, здесь формируются личностные качества ребенка. Количество учащихся, желающих оставаться после уроков, увеличилось с 16 до 36 %,что свидетельствует о желании ребят получать новые интересные знания и об улучшении контакта со своими одноклассниками.
Исследование проводилась также в Республиканском социальном приюте для детей и подростков РБ и в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («Башкирский республиканский детский дом № 1 имени Шагита Худайбердина»). Работа с данным контингентом обучающихся проводилась совместно с заместителями директоров по воспитательной работе и социальными педагогами.
На основании проведенной диагностики проводилась комплексная профилактическая работа, в рамках которой были организованы беседы с психологами, тренинги, воспитательные мероприятия, разработана единая превентологическая программа.
Литература:
1. Борисов А. А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.
2. Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.
3. Горбаткова Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.
4. Горбаткова Е. Ю. Опасности социального характера // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа, 2011.
5. Макарова Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 494–496.
6. Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
7. Mухаметова Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань. — 2005. — 24 с.
8. Сыромятникова Л. И. Безопасность человека как предмет изучения // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша; 2007; издательство: Центр научно-информационных технологий «Астерион» (СПб). — С. 37–41.
9. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
10. Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.
11. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
12. Сыромятникова Л. И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.
13. Хуснутдинова З. А., Саитгалиева Г. Г. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / Социологические исследования. 2013. — № 6. — С. 86–90.