Как вырастить специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Заколодний, В. Г. Как вырастить специалиста / В. Г. Заколодний. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 615-617. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41816/ (дата обращения: 16.11.2024).



О роли производственного обучения, в частности, урока, хорошо сказано в книге В. С. Филиппова: «Если производственное обучение организовано хорошо, все задачи обучения и воспитания будут решаться меньшими затратами учительской энергии. Ни тысячи лекций, бесед, культпоходов, ни отличная постановка теоретического обучения не дадут хороших результатов, если плохо поставлено производственное обучение. Учащиеся будут учиться сознательно тогда, когда каждый урок производственного обучения будет давать им что-то новое, необходимое для овладения выбранной профессией».

В соответствии с учебной программой в нашем колледже система производственного обучения производится по операционно-комплексной системе. Сущность этой системы заключается в том, что все трудовые приемы, операции и способы выполнения типичных работ распределены при их изучении на ряд комплексов. Каждый комплекс, включает три-четыре трудовые операции и комплексные работы, выполняемые с применением этих операций. Каждые последующие комплексные работы включают не только операции данного комплекса, но и все раннее изученные операции. Таким образом, процесс обучения включает изучение приемов, операций и многократное их закрепление, совершенствование при выполнении работ комплексного характера. Особенности преимущества такого построения производственного обучения обусловливаются тем, что здесь особое внимание уделяется специальному изучению и отработке основ профессии приемов и операций, а это создает прочную базу для последующего формирования профессионального мастерства учащихся. При этом процесс производственного обучения условно можно разделить на «операционный период» и «период выполнения комплексных работ». Методика и организация производственного обучения на соответствующем периоде.

Основная цель производственного обучения в «Операционный период» — научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приемы и их сочетания, составляющие операцию, во всех её разновидностях. На базе изученных операций учащиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путем применения этих операций в различной технологической последовательности. Наряду с правильностью выполнения трудовых приемов и операций в целом главными целями при этом является задача научить учащихся сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-производственных работ; работать быстро и точно, т. е. на этом этапе обучения, у учащихся формируются скоростные и точные навыки, а также навыки планирования труда. Кроме того, и в «операционном периоде» достигаются и другие цели производственного обучения: самостоятельность, связь теории и практики, освоение передовых приемов и способов труда и т. д. Но главными целями непременно остаются: правильность выполнения приемов и операций, формирование умения планировать технологический процесс выполнения работы, выполнение технических требований, т. е. качество работы, производительность труда. Указанные цели от темы к теме, от работы к работе усложняются и определяют организацию и методику производственного обучения.

В этой связи методику и организацию провидения уроков производственного обучения в учебных мастерских рассмотрим с учетом специфики целей на различных этапах обучения, их постепенного расширения и углубления. При подготовке сварщиков, к примеру, в нашем колледже на начальном этапе знакомим учащихся с производством, учим производить разметку металла, рубку, правку, резку, опиливание, подготовку кромок под сварку, сверление и т. д. После отработки перечисленного, в результате чего учащиеся получают навыки работы с металлом, приступаем к выполнению комплексных работ.

При выполнении работ комплексного характера важно четко показать учащимся производственную ценность их будущей работы, связь с трудом других учащихся лицея, значение качественной работы для выполнения плановых заданий базового предприятия, если во время обучения выполняются его заказы. Все это в значительной мере возбуждает интерес к работе, стремление качественно освоить приемы и способы, настраивает на серьезный, ответственный подход к выполнению задания.

На уроке и в сварочном цехе решаются задачи не только обучения, но и воспитания. Воспитание и развитие учащихся происходит в процессе их обучения на каждом уроке, на каждом этапе, на основе и в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом — это основа для сознательного выполнения упражнений и самостоятельной работы. Путем такой увязки в сознании учащихся «наводятся мостики» между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит усвоить, чему научится на уроке. Такая увязка обычно проводится путем опроса в начале вводного инструктажа по материалу спец-технологии и прошлых уроков производственного обучения.

Здесь успех во многом зависит от правильного выбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса. Наиболее целесообразно ставить такие вопросы, на которые необходимо не только припоминание, но и активное мышление учащихся. При этом очень важно учитывать индивидуальность, уровень знаний и возможности каждого учащегося. На уроках, где учащиеся выполняют работы комплексного характера, особое значение приобретают вопросы, побуждающие активную мыслительную деятельность, так как и содержание материала урока, а также уровень подготовки учащихся, что позволяет в большой степени активизировать их деятельность. Вопросы направлены на самостоятельность изучения учащимися чертежей, схем, технологических карт, технических требований, на разбор различных вариантов организации и технологии выполнения работ, выбор рациональных режимов.

Перед ними ставятся вопросы, требующие применения знаний, полученных на уроке общеобразовательных предметов, физики, химии, математики: на обоснование физического смысла действия, процесса или явления; на объяснения химизма процесса, на выполнение расчетов. Это во многом способствует развитию интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию, у учащихся взаимосвязанной системы, знаний, связи теории и практики.

Таким образом, убеждаешься в высокой эффективности инструктирования учащихся, когда они имеют необходимые знания, теоретическую и практическую базу для усвоения и углубления умений и навыков. Если таких знаний и такой базы нет, процесс формирования умений и навыков становится формальным. В тех случаях, когда знания у большинства слабые, приходится давать краткие необходимые разъяснения, добиваться четкого понимания и первичного усвоения их учащимися. Основу вводного инструктажа составляет объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий, изучение операций и разбор технологической последовательности и способов при выполнении работ комплексного характера.

Главная задача на этом важнейшем этапе — заложить в сознании учащихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений или самостоятельной работы. Особое значение имеет правильное указание на возможные ошибки, дефекты и другие недостатки. Всегда приходится помнить, что все изученные приемы, операции, способы работы, правила организации труда для учащихся — для них новое, незнакомое, а потому и трудное дело.

Большое значение при выполнении комплексных и сложных работ имеет правильно организованный контроль. При проведении вводного инструктажа учащимся подробно объясняется организация и содержание такого межоперационного контроля, а также требования к качеству работы на соответствующих этапах. Это весьма эффективный методический прием, он способствует развитию привычки к регулярному и эффективному самоконтролю — с одной стороны, является эффективным средством предупреждения массового брака — с другой.

Так, при подготовке сварщиков, учащиеся отрабатывают зажигание дуги, при переменном токе, затем при постоянном. Учатся устанавливать режим сварки при переменном и постоянном токе. После отработки этих приемов, учатся наваривать швы в нижнем положении. Здесь учитывается густота положения шва, ширина шва, высота шва, отсутствие дефектов. После каждого прохода осматривается шов и делается анализ. Сначала самим учеником, а затем мастером. После усвоения этого упражнения, переходим на соединение деталей в стык. Очищается металл от коррозии, примесей, готовятся кромки. И вновь отрабатывается прием сварки в стык. Ребята учатся правильно устанавливать зазор между деталями и заполнять его. После отработки и усвоения технологии этого шва, они переходят на вертикальный шов, где отрабатывается проход снизу-вверх и сверху-вниз. Объясняется при этом их различие. Затем отрабатывается горизонтальный шов. После усвоения этих швов, учащимся дается комплексное задание, где необходимо показать все эти швы. По мере усвоения навыков сварки, задание усложняется.

Руководство учебно-производственной деятельности учащихся на уроке, формирование у них профессиональных умений и навыков осуществляется путем их текущего инструктирования. Основная дидактическая цель текущего инструктирования — добиться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков. Текущее инструктирование проводится индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования является целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, дает им по ходу наблюдений все необходимое замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, независимо от основной цели обхода.

Для производственного обучения, как и для теоретического, характерна домашняя работа, работа учащихся. Основные требования к домашним заданиям производственным обучением- практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью. Домашним заданием характерным для каждого урока производственного обучения, является повторением материала спецтехнологии, связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения.

По окончании производственного обучения учащиеся проходят производственную практику, где закрепляют полученные навыки сварки. Помимо общих работ, каждый учащийся выполняет индивидуальную работу по изготовлению изделия и защищает эту работу. Оценка теоретических и практических знаний позволяет присвоить ему соответствующий разряд. Нужно строить производственное обучение так, чтобы учащиеся видели результаты своей работы, гордились им, знали перспективу ближнюю и дальнюю в своей профессии. В таком случае, они всегда будут искать встречи с любимым делом.

Основные термины (генерируются автоматически): производственное обучение, учащийся, операция, работа, комплексный характер, вводный инструктаж, выполнение работ, текущее инструктирование, урок, особое значение.


Задать вопрос