Система и содержание профессионального образования в колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 9179 раз

Библиографическое описание:

Касимов, Ш. У. Система и содержание профессионального образования в колледжах / Ш. У. Касимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 424-428. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4760/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного формирования у учителей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения основ профессионального мастерства.

Ключевые слова: колледж, практическое профессиональное образование, мастера производственного обучения, учащийся, содержание, система, практические лабораторные работы, практика, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, планирование, подготовка, контроль, методика образования.


В учебных программах профессиональных колледжей предусматривается как теоретическое, так и производственное образование. Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и производственное образование считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.

Практическое профессиональное образование в колледжах должно быть нацелено на развитие личности учащихся, т.е. обеспечение формирования у учащихся практических навыков применения на практике полученных ими теоретических знаний с учетом их личных прав, генетически-психологических возможностей, социально-экономических интересов и потребностей, а также требования производства (технологий).

Раскрытие необходимой связи между содержанием практического профессионального образования в колледжах и возможностями формирования основ профессионального мастерства учащихся является основной проблемой-основой противоречий в методике данного образовательного процесса. Под термином содержания профессионального образования понимается органическое единство теоретического и практического профессионального образования, функции которых взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основная цель и задачи практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства и подготовке их к будущей трудовой деятельности по выбранной ими специальности. Эта подготовка обеспечивается усвоением практических навыков и умений, необходимых для применения приобретенных теоретических знаний на практике, планирования производственных процессов, свойственных их специальности, подготовки, осуществления, контролирования и обслуживания. Ибо «младший специалист» – это профессиональная степень, специальность, которая дается выпускникам профессиональных колледжей, успешно усвоившим программы теоретического и специального практического образования. Младший специалист выполняет технические задания по своей специальности, связанные с компьютером и другими средствами; приведет в действие технические оборудования и другие виды транспорта, обслуживает инженерно-технические оборудования и предметы, их ремонтирует; устанавливает станки, металлоконструкции, выполняет другие подобные работы.

Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения, программами и отбором содержания программ. Общеобразовательный процесс и процесс теоретического профессионального образования, являясь в основном аналогичными, осуществляются использованием одинаковых дидактических принципов и методических приемов. Практическое профессиональное образование же коренным образом отличается методами и способами обучения. Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность. Значит, своеобразие практического профессионального образования заключается в первую очередь в том, что учебный процесс осуществляется непосредственно во время трудовой деятельности самих учащихся.

Следовательно, практическое профессиональное образование – это учебный процесс, направленный к формированию профессиональных знаний и навыков в результате умственной и физической деятельности учащихся. Если в процессе теоретического профессионального образования формируется система теоретического образования и навыков, то в процессе практического профессионального образования приобретаются практические навыки. Как результат этих двух взаимосвязанных процессов формируется личность младшего специалиста, имеющего конкретную специальность и навыки.

Если в процессе теоретического профессионального образования в колледжах изучаюся особенности теоретической деятельности, направленной к моделированию содержания и смысла профессиональной деятельности, то в процессе практического профессионального образования изучаются особенности практической деятельности, обеспечивающие применение на практике модели профессиональной деятельности. Соответственно, если основную структуру теоретического профессионального образования составляет комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин, то основные элементы практического профессионального образования составляет комплекс последовательных, взаимообусловленных видов практической деятельности: лабораторные работы, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика и т.д. [1].

Для определения средств, составляющих основу содержания практического образования в профессиональных колледжах, целесообразно опираться на следующие положения:

1. Структура содержания практического образования определяется в соответствии с последовательным, поэтапным усвоением профессиональных умений и навыков, профессиональной деятельности;

2. Составные части содержания практического образования определяются структурой усваиваемой профессиональной деятельности.

В профессиональных колледжах этапы практической профессиональной подготовки в основном проходят под руководством учителей специальных дисциплин и мастеров производства. Практическая профессиональная подготовка – это процесс формирования профессиональных знаний и навыков, позволяющих вести работу в рамке конкретной профессиональной деятельности. При этом в ходе практической профессиональной подготовки охватывается содержание степени и второй профессии.

Основная задача практической профессиональной подготовки заключается в подготовке учащихся – будущих младших специалистов – к непосредственной деятельности по конкретной специальности, обучении их применению своих теоретических знаний на практике, формировании профессиональных навыков.

Теоретическая и практическая части профессионального образования считаются относительно самостоятельными, в то же время взаимосвязанными частями единого учебного процесса в профессиональных колледжах, ибо отведенное для осуществления этого процесса время соотносительное. Например, соответственно учебному плану профессионального колледжа «Автомобильные дороги, искусственные сооружения и строительство аэродромов» на аудиторные работы отведены 4560 часов учебной нагрузки. Из них для практической профессиональной подготовки выделены 1327 часов (29,1%). В том числе по десяти специальным дисциплинам («Геология и грунтоведение», «Геодезия», «Орудие строительства дорог» «Разведка и планирование на автомобильных дорогах и аэродромах», «Автомобильные дороги и строительство аэродромов», «Правило дорожных движений и безопасности», «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах», «Использование автомобильных дорог и их ремонтирование», «Структура дорожных машин, автомобилей и тракторов», «Производственные организации») отведены: на практические занятия 370 часов (8,5%), на учебную практику («Работы по геологии», «Работы по геодезии», «Работы по планированию») 309 часов (8,5 %), на производственную практику 360 (7,9 %) часов, на преддипломную практику 288 часов (6,3 %).

Несмотря на то, что практическое профессиональное образование является весьма значительной неотъемлемой частью процесса подготовки младших специалистов, для него отводится всего третья часть (29,1 %) всей учебной нагрузки. Если мы будем сравнивать эти показатели с показателями аналогичного учебного заведения развитых зарубежных стран, становится ясно, что здесь отведено мало времени практическому профессиональному образованию.

Процесс практического профессионального образования – это процесс, обучающий учащихся профессиональной деятельности, формирующий и развивающий профессиональных навыков. Поэтому управление этим процессом должно быть удобным, эффективным, гибким, творческим. Иначе говоря, данный процесс должен быть организован в определенной системе и направлен к формированию в результате умственного и физического труда учителя и ученика соответствующих профессиональных умений и навыков.

Опираясь на вышеизложенные положения, мы разработали теоретическую модель системы практического профессионального образования, осуществляемого в профессиональных колледжах (см. табл. 1.)

Таблица 1

Модель системы практического профессионального образования





























Анализ данной модели свидетельствует о следующих положениях: осуществление в профессиональных колледжах цели практического профессионального образования и условия усвоения накопленного в социальном обществе соответствующего опыта требуют системной организации практического профессионального образования. Данная система представляет собой два направления, которые тесно связаны между собой и друг без друга не могут функционировать:

а) содержательная сторона системы практического профессионального образования охватывает следующие структуры, обеспечивающие по принципу от простого к сложному формирование у учащихся колледжей профессиональных навыков: практически-лабораторные работы; учебная практика; производственная практика; преддипломная практика;

б) методическая сторона практического профессионального образования включает в себя следующие структуры, способствующие формированию у учащихся профессиональных навыков в процессе проведения в колледжах практически-лабораторных работ, учебной, производственной и преддипломной практики. Обучающая (учить, направлять, консультировать) деятельность учителей (мастеров производства) и обучающаяся (учиться) деятельность учащихся определяются следующими:

- создание у учащихся представление о выполнении опытно-экспериментальных, учебно-производственных работ и контролировании;

- общее руководство деятельностью учащихся в процессе выполнения опытно- экспериментальных и учебно-производственных работ;

- анализ и контролирование успехов учащихся по выполнению (изучению) опытно- экспериментальных и учебно-производственных работ, проверка и оценка формирования в них профессиональных знаний и навыков.

Обучающаяся деятельность (учиться) определяется следующими:

- полное понимание советов, инструкции учителей (мастеров производства), планирование предстоящих работ;

- выполнение учебно-производственных, опытно- экспериментальных работ по трудовым процессам и операциям в рамках соответствующей программы;

- контролирование результатов работ, учебно-трудовой деятельности и опытно- экспериментальных работ, выполненных им самим и другими учащимися;

Содержательную и методическую основу системы практического профессионального образования в колледжах составляет процессы опытно- экспериментальных работ учащихся по специальным дисциплинам и учебно-производственная работа по всем видам учебной практики. Опытно- экспериментальных и учебно-производственные работы, выполняемые в колледжах, в опорных предприятиях, организациях, учреждениях, способствуют формированию у учащихся начальных, промежуточных и окончательных профессиональных навыков. Окончательная (завершенная) степень профессиональных навыков свидетельствует о формировании у учащихся основ профессионального мастерства. Соответственно, основная цель и задачи системы практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства, практической подготовке их к будущей трудовой профессиональной деятельности.

Целесообразно производить системный анализ практического профессионального образования в колледжах двумя путями (см. табл. 1):

1. Системный анализ содержания практического профессионального образования.

2. Системный анализ процесса практического профессионального образования.

При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:

1. Практически-лабораторные работы. Для системной организации практически-лабораторных работ необходимы планирование учебно-опытных работ, оборудование специальных учебных лабораторий, в которых должны быть выполнены учебно-опытные технологии, проведен текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных навыков, приобретенных учащимися, и разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.

2. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой данные процессы.

3. Производственная практика (технология). Для системной организации производственной практики (технологии) должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений учащихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.

4. Выпускная квалификационная практика. Для системной организации выпускной квалификационной практики должны быть планированы выпускные квалификационные работы (дипломные), проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении) и учебных лабораториях. В них должны быть осуществлены исследовательски-проверочные технологии и текущий, промежуточный, итоговый контроль окончательных умений и навыком учащихся и разработана и внедрена методика выполнения выпускных квалификационных работ, обеспечивающая методической службой данные процессы[2].

При подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения процесса выявлены следующие его составные части:

1. Планирование практического профессионального образования.

Системное планирование осуществляется согласно четырем составным частям содержания практического профессионального образования совместно с главным мастером, мастерами производства и учителями специальных дисциплин. При этом необходимо планирование организации и выполнения в практически-лабораторных работах учебно-опытных, в учебной практике учебно-практических, в производственной практике учебно-производственных, в выпускной квалификационной практике выпускных квалификационных (дипломных) работ.

2. Подготовка к процессу профессионального образования. Подготовительные работы также, согласно четырем составным частям практического профессионального образования, должны проводиться системно. При этом требуются достаточное учебно-материальное оснащение учебных лабораторий для лабораторных работ, учебных мастерских для учебной практики, опорных предприятий (организации, учреждения) для производственной практики и выполнения выпускных квалификационных работ и достаточная учебно-методическая подготовка мастеров производства и учителей специальных дисциплин.

3. Осуществление процесса практического профессионального образования. Процесс практического профессионального образования согласно четырем составным частям своего содержания должен быть системным и осуществляться на основе своеобразных, соответствующих образовательных технологий, отличающихся друг от друга своим качеством. Исходя из этого, необходимо выполнение практически-лабораторных работ на основе учебно-опытных технологий, учебной практики на основе учебно-практических технологий, производственной практики на основе учебно-производственных технологий, практики по выпускной квалификационной работе на основе исследовательски-экспериментальной технологии. А это в свою очередь требует правильного планирования процесса практического профессионального образования, специальной подготовки к его реализации и на основе этого разработки и внедрения мастерами производственного обучения (учителями специальных дисциплин) вышеупомянутых технологий.

4. Контролирование процесса практического профессионального образования. Необходимо систематическое контролирование процесса практического профессионального образования согласно содержанию четырех его составных частей. – Проверка на основе поставленных целей перед каждым видом практики и достигнутых результатов (текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль) подготовки учащихся к усвоению новых навыков и умений, определение причин допущенных ошибок, эффективности организации образования, его методов, средств и объективная оценка усвоения практических навыков, сбор информаций для эффективного планирования учебного процесса. Все это должно быть осуществлено с целью получения актуальных информаций (обратная связь) о профессиональном знании и учебно-производственной деятельности учащихся.

Учет успеваемости выполняется в формах текущего (наблюдение, беседа, проверка, оценка), цикличного (проверка, контролирование) и итогового (выпускные квалификационные работы, письменные выпускные квалификационные работы) контроля.

5. Методика практического профессионального образования.

Согласно требованиям, предъявляемым учителям специальных дисциплин и мастерам производства, системная и эффективная организация и осуществление практического профессионального образования учащихся на основе его содержания и составных частей определяют пути беспрерывного повышения квалификации, педагогического мастерства. С этой точки зрения необходимо в дальнейшем создание методики практически-лабораторных работ, учебной практики, учебно-производственной практики и выпускной квалификационной практики.

Системный подход к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах способствует правильному определению их составных частей и содержания выполняемых работ, в частности, системному формированию у учителей специальных дисциплин, мастеров производства и учащихся основ необходимого профессионального мастерства.


Литература:

1. Касимов Ш.У., Хадиев У.С. Системы и содержание практического профессионального образования. // «“Вестник” ККО АН Республика Узбекистана.2011 г. Выпуск №2 –Ст. 106-109.

2. Касимов Ш.У. Особенности организации системы профессионального образования в колледжах. // «“Вестник” Государственный университет управления России. Теоретический и научно-методический журнал. Москва: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2011 г. Выпуск №16 –Ст. 56-58.

Таблица 2

Система связей между содержанием и процессом практического профессионального образования в колледжах

С У Щ Н О С Т Ь

Виды

Составные части

Составные части

Выпускная квалификационная практика

Выпускные квалификационные работы

Опорные организа

ции – учебные лаборатории

Исследовательские

экспериментальные лаборатории

Текущий,

промежуточный

итоговый контроль

Методика

выпускной квалификационной практики

Производственная (технологи

ческая) практика

Учебно-производственные работы

Опорные организации (организации, учреждения)

Учебно-производственные технологии

Текущий,

промежуточный

итоговый контроль

Методика производственной практики

Учебная практика

Учебно-практические работы

Учебные мастерские

Учебно-практические технологии

Текущий,

промежуточный

итоговый контроль

Методика учебной практики

Практически-лабораторные работы

Учебно-опытные работы

Учебные лаборатории

Учебно-опытные технологии

Текущий,

промежуточный

итоговый контроль

Методика практически-лабораторных работ

Практическое профессиональное образование


Планирование

Подготовка

Осуществление

Контроль

Методическое обеспечение

Этапы

П Р О Ц Е С С



Основные термины (генерируются автоматически): практическое профессиональное образование, работа, учебная практика, производственная практика, мастер производства, процесс, колледж, навык, итоговый контроль, практическая профессиональная подготовка.


Ключевые слова

планирование, система, колледж, практическое профессиональное образование, мастера производственного обучения, учащийся, содержание, практические лабораторные работы, практика, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, подготовка, контроль, методика образования., методика образования

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Проблема становления специалистов при реализации учебной и производственной практики в процессе обучения в колледже

В статье рассматриваются проблемы становления специалистов среднего звена при реализации учебы в колледжах, особенности проведения учебной и производственной практик, престиж рабочих специальностей в сфере металлообработки, эксплуатации и обслуживани...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

В статье изложены педагогические подходы к формированию у учащихся понятий о профессиях, определена система критериев оценки знаний учащихся о профессиях и их отношения к трудовой деятельности, охарактеризованы уровни сформированности понятий о профе...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Проблема становления специалистов при реализации учебной и производственной практики в процессе обучения в колледже

В статье рассматриваются проблемы становления специалистов среднего звена при реализации учебы в колледжах, особенности проведения учебной и производственной практик, престиж рабочих специальностей в сфере металлообработки, эксплуатации и обслуживани...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

В статье изложены педагогические подходы к формированию у учащихся понятий о профессиях, определена система критериев оценки знаний учащихся о профессиях и их отношения к трудовой деятельности, охарактеризованы уровни сформированности понятий о профе...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Задать вопрос