В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основании проведенного анкетирования, автор делает выводы о том, что характеристика качеств преподавателя не соответствует одному измерению. Отображение качественной профессиональной деятельности преподавателей и студентов является идентичными. В ходе учебного процесса неизбежно происходят диалектические изменения форм взаимодействия субъектов в образовании.
Ключевые слова: высшее образование, профессионализм, профессиональная подготовка, участники образовательного процесса, оценка качества, взаимодействие, согласованность субъектов образования.
The article analyzes the criteria characteristics of the teacher's professionalism, determines their indicators. The author considers the coherence of the subjects of the educational process as an interaction on which the quality of education depends. Based on the survey, the author concludes that the characteristics of the teacher's qualities do not correspond to one dimension. The display of high-quality professional activity of teachers and students is identical. During the educational process, dialectical changes in the forms of interaction of subjects in education inevitably occur.
Keywords: higher education, professionalism, professional training, participants in the educational process, quality assessment, interaction, consistency of subjects of education.
Современные проблемы модернизации отечественного педагогического образования многозначны. Среди них: изменение нормативно-правовой базы, реорганизация большинства учреждений педагогического образования, преобразование содержания, структуры и системы управления образовательными программами, существенные трансформации норм и требований к преподавательской деятельности [1, с. 2].
Профессиональная подготовка специалистов в сегодняшней реализации образования определяется их уровнем приобретенных знаний, помимо того, профессиональными способностями, дающими ему возможность обмениваться информацией с людьми на основе установления субъектных отношений. Система образования вуза должна обладать обширным спектром, обеспечивающим качество подготовки специалистов. Одним из важных этапов в обучении является сотрудничество, которое формируется между преподавателями и студентами в процессе коммуникации.
Предоставление качественной профессиональной подготовки студентов вузов в соответствии с требованиями работодателей всегда связано с профессиональной компетентностью преподавателей, которую могут оценивать все субъекты образовательного процесса. На основании того, что обучающие считаются приобретателями оказываемой педагогами учебной службы, из этого следует, что им необходимо обладать допустимостью определять качество образовательной услуги.
Показатель работы преподавателя следует из звеньев: 50 % — из мнения коллег о величине научной, практической деятельности, знаний в области современной науки, степени профессионализма и 50 % из мнения студентов о качестве обеспечения знаний, реализации учебного процесса.
Однако по результатам анкетирования только некоторые преподаватели допускают потребность учета позиции студентов по переработке улучшения и вариативности своей собственной формы профессиональной деятельности. Результаты опроса распределились следующим образом: 25,5 % пожелали, чтобы студенты оценили их профессиональную деятельность; 55,9 % против оценивания; 18,6 % не знали ответа.
Таким образом, большая часть преподавателей считает, что студент вправе быть активным и выражать свою позицию в процессе обучения и не имеет права определять и оценивать преподавателя. По этой причине преподаватели высшей школы могут не обладать необходимыми сведениями о себе со стороны наиболее увлеченными субъектами образовательного процесса — студентами и стало быть, не смогут воспользоваться информацией для корректировки или изменения своего стиля преподавательской деятельности для повышения качества образования.
Участники образовательного процесса — равноправные, активные субъекты, со своими ценностями, убеждениями, волей, особенностями [3,с. 3]. Оценка студентами деятельности педагогов, будет напрямую зависеть от их субъективных представлений об образе безупречного преподавателя. В то же время оценка студентами преподавателя может быть мотивацией совершенствования педагогической деятельности педагога. Контроль качества в преподавании необходим для оперативной обратной связи о слабых и сильных сторонах в работе преподавателя для его дальнейшего профессионально-личностного роста, что, безусловно, положительно повлияет на качество подготовки специалистов [2, с.5].
Педагогическая деятельность преподавателя вуза универсальна, она многоаспектная и динамичная. Включает в себя различные сферы: педагогическую, методическую, учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую, воспитательную работу со студентами.
Оценка качества преподавателя студентами является важной объективной информацией, необходимой для выявления преподавательской активности, для установления соответствия целям, задачам вуза, и напротив, выявление несоответствия для корректировки деятельности и поиска новых вариантов обучения для улучшения качества подготовки специалистов.
С целью анализа мнения студентов проводилось анкетирование на базе Томского государственного педагогического университета среди студентов 4 курса заочного отделения в количестве 43 человека. Студенты оценивали преподавателей, по курсам учебных дисциплин, связанных с будущей специальностью.
Цель анкетирования состояла не только в раскрытии мнения студентов об особенностях преподавания учебных дисциплин, а также профессионализма преподавателей, как важного составляющего компонента в повышения качества подготовки специалистов.
С целью анализа мнения студентов об особенностях преподавания учебных дисциплин, была предложена анкета, состоящая из 20 качеств преподавателя:
- Ориентация обсуждаемой темы на занятие на будущую профессиональную деятельность студентов;
- Изложение материала отличается ясностью и доступностью;
- Выделение главных моментов в излагаемом материале;
- Разъяснение наиболее сложных моментов в излагаемом материале;
- Поддерживание интереса аудитории к лекции;
- Прослеживание реакцию аудитории;
- Побуждение аудиторию к дискуссии;
- Соблюдение логики в излагаемом материале;
- Мотивация у студентов к работе на занятии;
- Демонстрация четкой дикции, культуры речи;
- Творческий подход и интерес к своему делу;
- Объективность в оценке знаний обучающих;
- Уважительное отношение к аудитории;
- Доброжелательность и тактичность к аудитории;
- Расположение к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом;
- Заинтересованность в успехах студентов;
- Умение снимать напряжение и усталость аудитории;
- Использование информационно — коммуникативных технологий и технических средств в процессе обучения;
- Дисциплина и порядок в аудитории;
- Стимулирование использования различных источников информации.
В соответствии с проведенным анкетированием, 65,3 % респондентов выделили личностные качества преподавателя, а именно доброжелательность, коммуникабельность и тактичность, заинтересованность в успехах студентов, расположение к себе манерой поведения, внешним видом, умение выслушать и понять студента, умение налаживать контакт с аудиторией, уважительное отношение к студентам; 23,5 % респондентов в качестве важной характеристики качества преподавателя обозначили педагогический профессионализм: умение вызвать интерес к изучаемому предмету, четкость и ясность изложение материала, разъяснение сложных моментов, доступность, грамотность речи, четкость дикции, учет реакции аудитории, умение снять напряжение аудитории, практико-ориентированный подход в обучении; 11,2 % респондентов в качестве главных характеристик выделили глубину знаний предмета по отработанным технологиям, использование информационно — коммуникативных технологий и технических средств в процессе обучения, ориентация обсуждаемой темы на занятие на будущую профессиональную деятельность студентов, творческий подход и интерес к своему делу.
Таким образом, мнения опрошенных разделились на 3 группы: первая группа (65,3 %) в качестве главной характеристики отметили эмоциональный, коммуникативный аспект; вторая группа (23,5 %) в качестве главной характеристики выделили педагогический профессионализм, третья группа (11,2 %) в качестве главной характеристики выделили профессиональную компетентность преподавателя.
В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод, что описание качеств преподавателя не соответствует одному определению. Необходимы критерии, с помощью которых возможно сделать вывод об активности преподавательской деятельности.
В педагогических исследованиях существует множество критериев заключения о степени реализации деятельности в обучении преподавателей. Например, критерии по Ю. В. Поваренкову [4, с. 237].
- Профессиональная продуктивность — характеризует уровень профессионализма педагога и степень соответствия его социально — профессиональным требованиям. Критерий характеризуют объективные показатели результативности: качество, производительность профессиональной деятельности.
- Профессиональная идентичность — характеризует значимость для педагога профессии и профессиональной деятельности как средство удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
- Профессиональная зрелость — свидетельствует об умении преподавателя соотносить свои профессиональные возможности и потребности.
Таким образом, преподаватель оценивается по основным критериям: педагогическое мастерство и педагогическая универсальность. Педагогическое мастерство предполагает безупречность в применении педагогических приемов, планомерность и подготовленность, последовательность, умение стимулировать интерес, установление контакта, сотрудничество, взаимопонимание, справедливость. Педагогическая универсальность предполагает применение современных информационных технологий, обеспечение методическими материалами, методическими рекомендациями, учебно-методическими пособиями, методической литературой, методической помощью, современный научный взгляд на преподавание учебного материала.
Для сравнения мнения студентов и преподавателей, проводилось интервьюирование педагогического состава университета. По мнению преподавателей, среди важных качеств педагога в первую очередь необходимо выделить логическое обоснованное освещение учебного материала (89,1 %), объективная оценка знаний студентов (76,5 %), мастерство привлечь студентов учебным процессом в рамках изучаемой дисциплины (75,6 %), умение организовать коммуникацию с обучаемыми и владеть аудиторией (74,3 %), владение высокой культурой речи (72,5 %), организованность, слаженность и четкость преподавателя (68,1 %), взаимодействие учебной дисциплины с исследованиями науки, с современными взглядами ученых в области знаний (65,4 %).
Резюмируя результат проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что отображение качественной профессиональной деятельности преподавателями и студентами является аналогичной. В процессе взаимодействия участников в системе «преподаватель — студент» все субъекты образовательного процесса включаются в совместную учебную деятельность на основе общих целей профессионального образования. Такое взаимодействие всегда влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста.
В ходе учебного процесса неизбежно происходят диалектические изменения форм взаимодействия субъектов в образовании, поскольку затрагиваются жизненные позиции, личный индивидуальный опыт, мотивы и цели. При налаживании положительных взаимоотношений между участниками учебного процесса, студентам свойственно не принимать во внимание погрешности преподавателей и напротив: если есть факт негативной совместной деятельности, то студенты будут видеть любые недочеты или оплошности преподавателя в преувеличенном варианте.
Таким образом, главная цель преподавателя и студента найти оптимальный вариант взаимоотношений, при котором их взаимодействие будет полезным, эффективным и результативным.
Литература:
- Бермус А. Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России /А. Г. Бермус. Непрерывное образование: XXI век. выпуск 2 (10), 2015.
- Марухина О. В., Берестнева О. Г., Боброва М. В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов многомерного анализа данных // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 3–2. — С. 180–185.
- В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова. Качество образования: инновационные тенденции и управление [Электронный ресурс]: монография /В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 201 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки. — 2014. — № 2. — С. 235–241.