В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе совместной деятельности учителя и учащихся.
Ключевые слова: педагогическое сотрудничество, учебно-познавательная деятельность, комплексный подход к педагогическому сотрудничеству, дидактические ситуации, содержание обучения, навыки совместной деятельности, общение, диагностика уровня развития.
Учитель занимает особое место в организации учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве. Поэтому в школьных педагогических коллективах необходимо осуществлять научно обоснованную систематическую деятельность по подготовке каждого учителя к внедрению педагогике сотрудничества в учебно-познавательный процесс.
Учебный процесс на основе педагогического сотрудничества и управление им требуют от субъектов данного процесса создания следующих условий:
проектирование учебно-познавательного процесса и его организация;
обеспечение реального педагогического взаимодействия учителя и ученика;
управление учебно-познавательным процессом и осуществление контроля;
комплексный подход к педагогическому сотрудничеству.
При организации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия прежде всего следует обратить внимание на использование передовых педагогических технологий:
Учителей, применяющих в своей деятельности неактивные репродуктивные методы, ориентировать на педагогику сотрудничества на основе установления дружеских отношений с учащимися.
Поставить перед учителями применяющими в основном традиционные методы обучения, цель: достижение творческих контактов с учителями-новаторами, свободно мыслящими и овладевшими современными технологиями на основе педагогического взаимодействия с учащимися в познавательном процессе.
Специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе сотрудничества состоит в том, что педагогическое взаимодействие осуществляется между учителем и группами учащихся. При этом важно обеспечить успешное решение задач, стоящих как перед учителем, так и группой учащихся.
Общие задачи решаются в следующей последовательности:
Координация учебной деятельности групп учащихся на основе педагогического взаимодействия.
Изучение и диагностика учителем способностей, в ходе педагогического сотрудничества.
Анализ и совершенствование деятельности учителей, направленное на организацию учебного процесса в рамках педагогики сотрудничества.
Для реализации названного процесса учитель должен подготовить учащихся к решению учебных задач путем педагогического взаимодействия. С этой целью учащихся следует объединять в группы с учетом примерно равного или близкого уровня знаний, учебных умений и навыков.
Для учителей, предпочитающих применять репродуктивные методы (о них говорилось выше), в первую очередь необходимо создать условия для расширения объема их деятельности за счет сотрудничества с учащимися. В результате использования возможности каждого учителя в направлении педагогического сотрудничества его профессиональная деятельность становится интегрированная и систематизированной, в педагогической арсенале выявляются разные грани, параметры и формы взаимодействия. Установление педагогического сотрудничества между учителем и учащимся требует постановки конкретных целей для субъектов образовательного процесса (обучаемых и обучающих). Перед учителем поставлены следующие задачи:
Формирование определенных учебных целей, основанных на педагогическом взаимодействии, при этом должны быть учтены интересы учащихся и их возможности вступать в сотрудничество; направленность на приобретение знаний в процессе совместной деятельности, организация личностно-ориентированного учебно-познавательного процесса с опорой на национальные и личностные ценности учащихся.
Внедрение в содержание учебного процесса гуманистических понятий, моделирование развития учащихся и ученика как составной части содержания образования, определение технологии получения знаний в процессе педагогического сотрудничества.
Расширение творческих возможностей учителя, исходя из требований современного учебного процесса, основанного на педагогическом взаимодействии; использование проблемного метода, уроков коллективного творчества, проектирования, игр и занятий с взаимном общением и другими педагогическими ситуациями.
Задачи учителей-новаторов по организации учебно-познавательного процесса с направленностью на взаимосотрудничество, состоят в следующем:
Устранение препятствий, мешающих общению и взаимодействию между учителем и учеником, формирование у учащихся навыков взаимопонимания друг-друга и всех участников образовательного процесса, воспитание учеников в духе равенства.
Самостоятельное введение в содержание обучения дополнительных компонентов со стороны учителя и учеников в процессе их взаимодействия; совместное осмысление введенных в содержание компонентов учителем и учащимися.
Постепенное усложнение творческих заданий и упражнений выполняемых учащимися, с опорой на диагностику уровня их развития; формирование у учащихся навыков креативности, самостоятельности, стремления к сотрудничеству, дружбе, развитие учебных и творческих способностей.
В процессе совместной деятельности с учащимися учителя начальных классов должны решать ряд задач. В их числе:
Проводить педагогический анализ всех этапов сотрудничества с обучаемыми и результатов учебно-познавательного процесса, четко определять цель, содержание и педагогические средства, обеспечивать их эффективность.
Научно и дидактический обосновывать новые учебные элементы, вводимые в содержание, методику и технологии обучения.
Опираясь на полученные результаты, планировать свою педагогическую деятельность на перспективу, обеспечивая динамику её совершенствования и развития.
Если учитель в своем сознании настроена введение изменений и новшеств в свою деятельность, то такое стремление обязательно проявится в руководстве учебно-познавательном процессом, построенном на педагогическом взаимодействии с учащимися и найдет отражении в следующих преобразованиях:
усвоение учителем критериев организации и управления учебно-воспитательным процессом на основе педагогического сотрудничества;
применение модели педагогического взаимодействия в учебно-познавательном процессе, обеспечивающей профессионально-личностное развитие учителя;
знание и использование методов диагностирования уровня развития учащихся в учебно-познавательном процессе, основанным на взаимосотрудничества учителя и учащихся;
овладение умениями и навыками проектирования учебно-познавательного процесса на основе педагогики сотрудничества.
Учебно-познавательная ситуация, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, по своему характеру является постоянно развивающимся процессом, в котором оптимально проявляются воля, стремления, сознательность, активность как учителя, так и учащихся.
Некоторые наблюдения показывают, что привычные учебные ситуации, приемы, методы со временем значительно осложняются, и поэтому и учителя и учащихся должны быть психологически готовы к педагогическому сотрудничеству.
В этих целях необходимо выполнить следующие условия:
Совершенствовать и внедрять формы и методы педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Развивать профессионально-педагогический уровень подготовки и культуру общения учителя.
Осуществлять творческий подход к учебно-познавательному процессу, основанному на педагогическом сотрудничестве, используя для этой цели соответствующие дидактические ситуации.
Стимулировать эффективную деятельность учителя по организации и реализации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия с учащимися.
Формировать у учителя культуру управления учебно-познавательным процессом, основанном на педагогическом сотрудничестве.
Обеспечивать возможность развития у учащихся навыков совместной деятельности в решении проблем, возникающих в учебно-познавательных ситуациях.
Чтобы реализовать обозначенные выше направления с введением новых видов педагогической деятельности, учителя должны быть готовы к организации учебно-познавательного процесса на основе сотрудничества с учащимися. Такая подготовка предусматривает решение ряда педагогических и дидактических задач:
обогащения содержания обучения, создание обстановки дружеских и доверительных отношений между учителем и учащимися и учащихся между собой;
создание условий для достижения результатов в совместной учебно-познавательной деятельности, оказание взаимопомощи и поддержки в усвоении учебных материалов, всемерное поощрение и стимулирование атмосферы взаимодействия и сотрудничества;
развитие интересов, стремления к поиску у учащихся на основе диалога в учебно-познавательном процессе;
использование личного опыта учащихся в ходе изучения программного материала и освоения знаний.
Важное значение для достижения педагогических и дидактических целей учебно-познавательного процесса основанного на педагогическом сотрудничестве, имеет создание на уроках соответствующих ситуаций для коммуникативной деятельности, подбор учебных заданий и упражнений.
Наряду с изучением дидактических особенности и принципов организации процесса обучения на основе педагогического сотрудничества, учителю следует определить методику совместной учебной деятельности, формировать у учащихся навыки работы в группе, коллективе в обстановке дружеских взаимоотношений, развивать интеллектуальный потенциал учащихся.
Роль и значение учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве, состоит в том, что данный подход гарантирует непрерывное творческое развитие учащихся, формирование у них гуманных отношений и демократических принципов, что, в свою очередь, повышает эффективность образовательного процесса.
Литература:
Адизов Б.Р. Бошланғич таълимни ижодий ташкил этишнинг назарий асослари: пед.фан.док.дисс... – Т.: 2003. – 320 б.
Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. … докт.пед.наук / - М.: 200. – 52 с.
Жуманиёзова М. Муаммоли таълим жараёнида ўқувчига қўйиладиган талаблар // Узлуксиз таълим ж. – Т.: 2005. № 4. – 40 б.
Ибрагимов Р. Бошланғич синф ўқувчилари билиш фаолиятини шакллантиришнинг дидактик асослари: пед.фан.док.дисс.автореф. – Т.: 2005. – 44 б.
Назарова Х.П. Бошланғич синф ўқувчиларининг коммуникатив саводхонлигини таъминлашнинг дидактик асослари: пед.фан.ном.дисс. – Т.: УзПФИТИ, 1999. – 245 б.