В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а также роли учителя в руководстве проектной деятельности школьников.
Особое внимание уделено педагогическим средствам, которые повышают педагогическую и воспитательную значимость проектной деятельности на уроках технологии в сельской местности.
Ключевые слова: проектная деятельность, сельская общеобразовательная организация, образовательный процесс, социум, социальное окружение, профессиональный опыт.
This article describes the characteristics of the relevance of project activities in a modern school, the features of the organization of the educational process in a rural educational organization that affect the organization of project activities of students, as well as the role of the teacher in the management of project activities of schoolchildren.
Special attention is paid to pedagogical tools that increase the pedagogical and educational significance of project activities in technology lessons in rural areas.
Keywords: project activity, rural educational organization, educational process, society, social environment, professional experience.
В настоящее время в системе общего образования идет процесс введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В связи с этим возрастает важность использования в процессе обучения, в том числе на уроках технологии, таких методов, педагогических приемов и средств, которые будут максимально удовлетворять требования нового ФГОС, а именно формировать метапредметные связи и индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Таким методом, наиболее отвечающем современным требованиям, стал метод проектной деятельности, которой помогает не только формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД), как того требует новый ФГОС, но и обучает учащихся самостоятельно находить информацию, получать новые знания и навыки, находить решения для учебных или социальных проблем и, что самое главное для уроков технологии, дает возможность осознанно применять новые знания в практической деятельности. Для сельской общеобразовательной организации будет важным еще и такая возможность проектной деятельности как актуализация потребности школьников в саморазвитии [1, с. 54].
Практика показывает, что сейчас не многие учителя сельских школ используют не только в полной мере потенциал проектной деятельности, но и в целом недостаточно активно используют метод проектной деятельности. Хотя именно в сельских общеобразовательных организациях он может иметь преимущества перед другими методами обучения, даже несмотря на некоторые особенности использования его в сельских школах.
Проектная деятельность учащихся — это не просто один из компонентов технологии проектного обучения, но представляет собой некую творческую работу учащегося по решению некой практической задачи и созданию в результате какого-либо продукта (идеального или реального), который обладает для самого учащегося субъективно или объективной новизной. Содержание, цели и конечное воплощение проектной работы учащийся выбирает сам, исходя из своих интересов, но руководство в процессе реализации задуманного учащимся обязательно сопровождает учитель. Соответственно, учитель является второй обязательной составляющей проектной деятельности [3, с. 44].
Функции учителя в сопровождении проектной деятельности учащегося будут не просто помочь выбрать направление и тему проекта, но и выстроить всю деятельность учащегося по выполнению проекта от цели и содержания до формы реализации проекта и при необходимости руководства методами анализа и оценки/самооценки результатов работы учащегося. Взаимодействие между учеником и учителем в процессе проектной деятельности учащегося очень велико [1, с. 56].
Сельское общеобразовательное учреждение имеет несколько отличительных особенностей, которые, несомненно, будет влиять и на проектную детальность учащегося и на руководство этой деятельностью со стороны учителя.
Во-первых, в сельской школе присутствует более тесная связь с ближайшим социумом. Это не просто отличает сельскую школу от городской, но и создает ряд благоприятных условий для организации учителем проектной деятельности учащегося или группы учащихся.
Во-вторых, в сельской школе существуют более тесные духовные или национальные связи между детьми и взрослыми, которые строятся на культурных, исторических и иных традициях. Такая связь может положительно обогатить и содержание проекта, и сам процесс проектной деятельности [2, с. 39].
В-третьих, школьники из сельской местности значительно раньше, чем их сверстники из города включаются в трудовую жизнь, как собственной семьи, так и предприятий, находящихся в селе. Это не только включает школьников даже начальной школы в решение социально-экономических проблем своей местности, но и дает возможность учителю организовать проектную деятельности учащихся таким образом, что данные проекты могут играть реальную созидательную роль для местности, а учащиеся осознают, что результаты их проектов не только социально значимые, но и имеют практическую ценность и важность для своей сельской местности или производства.
Еще одной важной особенностью сельской школы для реализации проектной деятельности является территориальная близость школы и школьников к природе, сельскому хозяйству, сельскохозяйственным предприятиям. Такая приближенность позволяет учителю организовать проектную деятельность учащегося таким образом, чтобы она реализовывалась в тесном контакте учащихся между собою, между взрослыми (родителями) и детьми, а также в тесном взаимодействии местных специалистов с учащимися. Такое взаимодействие не только способствует созданию практической направленности результатов проектов, но и обогащают опыт учащихся социальным взаимодействием, готовя их к более активной и успешной взрослой жизни [6, с. 87].
Все это позволяет: и разнообразить жизнь школьников, и расширить из возможности в выборе детальности, и обогатить их жизненный и социальный опыт, а также повысить эффективность проектной деятельности, которая становится интегративной, поскольку объединяет различные виды и сферы деятельности учащегося в контакте с взрослыми — учителем, родителями, иными специалистами.
Средствами проектной деятельности в этих условиях будут выступать:
– личный опыт школьников,
– профессиональный опыт и профессиональный квалификационный уровень учителя,
– профессиональный и личный опыт родителей,
– профессиональный и личный опыт специалистов сельскохозяйственной отрасти,
– все доступные в сельской школе рабочие инструменты и оборудование [1, с. 59].
Стоит обратить внимание, что темы проектных заданий в рамках уроков технологии должны формулироваться учителем таким образом, чтобы не только охватывать как можно больше тем школьной программы, но и быть актуальными для практической жизни детей в конкретной сельской местности, учитывать социально-экономические, культурные и иные проблемы данной местности.
Учитывая перечисленные выше средства организации проектной деятельности, следует отметить, что педагог не просто помогает школьнику в ходе создании проекта, но и должен на основе своего педагогического опыта пробудить в учащемся самостоятельную активность, поддержать мотивацию к познанию и исследованию, направить сообразительность, активность и изобретательность учащегося в нужное русло, задать вектор его познавательного интереса на основе личного опыта ребенка. Для этого учитель должен обладать такими качествами как творческие способности, высокий уровень общей и педагогической культуры, умением фантазировать и навыками исследовательской деятельности [1, с. 59].
В силу этого, в процессе руководства проектной деятельностью учащегося учитель должен уметь принимать на себя различные роли. И. С. Сергеев перечисляет такие роли учителя в процессе работы над проектом:
– Энтузиаст, который повышает уровень мотивации учащегося, помогает активно двигаться ему в направлении достижения цели. Энтузиаст использует способы поощрения и поддержки учащегося при создании проекта;
– Специалист, который владеет знаниями, умениями и навыками в разных областях, включающих и предметную область технологии как школьной дисциплины, и различных направлений сельского хозяйства;
– Консультант, который организует доступ учащегося к различным ресурсам — удаленный доступ к крупным полнотекстовым библиотекам, учебникам и иным источникам в электронном виде с помощью технических ресурсов школы, техническим и технологическим ресурсам сельскохозяйственных предприятий;
– Руководитель, который регулирует вопросы планирования деятельности учащегося во времени, основываясь на специфики жизни и работы в сельской местности;
– Человек, который задает вопросы, с помощью которых учащиеся могут рационально достичь поставленной в проект цели и получить качественный результат (продукт) проекта;
– Координатор, который организует и синхронизирует по содержанию и времени работу всего группового процесса создания проекта;
– Эксперт, который должен провести четкий структурированный анализ результатов проделанной работы, который будет понятен учащемся, и не снизит мотивацию школьников к дальнейшей проектной детальности [8, с. 24].
На средства организации проектной деятельности в сельской общеобразовательной организации оказывает влияние такой фактор, как количество учащихся. Обычно, в сельских школах чаще всего школы малокомплектные, в классах объединены учащиеся разных возрастов. Это специфика может дать большие возможности в организации проектной деятельности, такие как:
– сотрудничество, совместная деятельность и коммуникации детей разного возраста, школьников начального, среднего и старшего звена;
– распределение ролей при совместной проектной деятельности разновозрастных учащихся, при котором старшие учащиеся будут делиться с младшими знаниями, а младшие выполнять посильную роль в создании большого проектного исследования;
– возможность выстраивания доверительных и доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса, что способствует созданию благоприятной среды в общеобразовательной организации и атмосферы в нем.
Кроме того, малое количество учащихся позволяет таким образом организовать образовательный и воспитательный процессы в целом, что при возникновении необходимости или непредвиденных обстоятельствах в ходе работы над проектом, есть возможность гибко и оперативно реагировать на потребности детей, родителей, учителей и партнеров [6, с. 46].
При использования такого средства как участие родителей в проектной деятельности детей в сельской местности, учитель так же обладает не только традиционными методами, но и имеет возможность учесть пожелания родителей при выборе темы для проекта, на основе которого можно лучше понять наиболее актуальные проблемы в конкретном классе, в конкретной семье. Соответственно, учащийся будет работать над значимой для него и его семьи темой, что позволит ему не быть просто наблюдателем и/или докладчиком, как это часто происходит, когда тема директивно выдана учителем, а исполнителем по факту становится родитель, а стать активным создателем проекта и развить его творческий потенциал, активизировать мотивацию к учебе в целом и проектной деятельности.
В этом случае у учащихся значительно повышается уровень самостоятельности не только в учебно-познавательном процессе, но и в быту, социальном и трудовом взаимодействии, как в школе, так и в семье.
Таким образом, проектная деятельность на уроках технологии в сельской школе становится стимулом для саморазвития учащихся, учащиеся развивают умения планирования собственной и коллективной деятельности, умения согласовывать свои действия и мание с окружающим социумом, развивает навыки поиска информации, его анализа и синтеза.
В заключении следует отметить, что эффективность проектной деятельности в сельской школе в значительной мере зависит от того, как будут учтены особенности учреждения и его социума, использованы ресурсы самой школы, ее социальных партнеров, производственного и социального окружения всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников [Электронный ресурс] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 1. — С. 54–59. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20386759
- Данилова Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] / Т. Данилова. — Режим доступа: http://vilvolovo.ru/news1813
- Завьялов Л. М. Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии // Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, 2015. — С. 98–100.
- Ильин Е. А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Региональное образование: современные тенденции, 2013. — № 2 (20). — С. 117–120.
- Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А. М. Уколова — Курган: ИПК, 2005.
- Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова // Сельская школа. — 2014. — № 2.
- Самородский П. С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П. С. Самородский. — Брянск: БГПУ, 1995.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
- Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И. А. Сасова. — М.: Вентана-Граф, 2008.