Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.09.2019

Статья просмотрена: 4598 раз

Библиографическое описание:

Титова, Я. Б. Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы / Я. Б. Титова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4467/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Также возросло количество групп детей-инвалидов. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития.

Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый багаж знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми.

Кто как не школа должен создать условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, сформировать у них основу общей культуры и предоставить возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.

Значимость уроков технологии обусловлена тем, что именно на этих занятиях идет профессионально-трудовая подготовка.

Трудовое обучение — это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. [1]

По мнению В. И. Логиновой, первой задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый молодой человек должен отчетливо сознавать, что он не может жить, не трудясь, не участвуя в общем процессе производства материальных благ. [4.]

Антон Семенович Макаренко отмечал, что труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания: «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно» [5.]

В данный момент единой государственной коррекционной программы для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (которые не перешли на ФГОС ОВЗ и ФГОС УО) нет, но есть рекомендованные. Прежде всего, это программа, разработанная под редакцией доктора педагогических наук, профессора Валентины Васильевны Воронковой.

Данная программа по построению и объему учебного материала является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа может выбирать соответствующие виды труда, уточнять содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда. [8]

Особенность моих уроков технологии заключается в последовательности развития трудовых способностей учащихся. Для начала необходимо выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика.

Наблюдая за ребенком, можно заметить, что наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения каких-либо упражнений.

Есть трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушена последовательность элементов действия. Например, сматывания ниток в клубок, передача предметов из рук в руки, работа с ножницами и т. д. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

При знакомстве с учащимся, в первый год обучения, я провожу мониторинг сформированных трудовых умений и навыков,предлагая выполнить некоторые задания: исследование двигательных проб, требующих слуховой и зрительной дифференциации, распределения внимания, активной работы памяти, организации движений руки, ориентировки в пространстве и времени, которые позволят в дальнейшем наметить задачи исправления присущих недостатков, избежать ошибок в формировании у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

При обследовании необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания: умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и др.

Очень интересный графический материал можно встретить в психологических картах М. В. Ермолаевой. [9]

– «Езда по дорожкам». Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень — отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень — имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Зрительное восприятие:

– «Доска Сегена» (Вкладывать силуэтные фигуры в пазы);

– «Узнай спрятанные предметы» (Предъявляются контурные, наложенные друг на друга изображения предметов);

– Найти несколько отличий.

Результаты моих наблюдений позволяют мне определить время, необходимое на отработку содержания программы, исходя из возможности каждого ученика. Как правило, говоря о степени подготовленности ученика к самостоятельному труду, школы имеют в виду состояние у ученика двух различных групп качеств:

a) уровень владения системой знаний, практическими и умственными умениями и навыками в труде (рабочие навыки, умение спланировать и организовать свою работу и т. п.);

b) личностные особенности: целенаправленность и уверенность в труде, дисциплинированность, отношение к труду и т. п. [6]

Чтобы добиться таких успехов необходимо подготовить учащегося к самостоятельному труду. Самостоятельность в труде выражается в уверенном целенаправленном использовании (применение) знаний и навыков для выполнения трудовых заданий без посторонней помощи.

На первых же занятиях необходимо выявить положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности. Помогать воспитывать в нем адекватную самооценку. На развитие самооценки и способности к осознанной регуляции трудовой деятельности положительно влияет участие детей в различных творческих конкурсах, дети ждут результаты, стараются качественно выполнить конкурсную работу.

Чтобы расположить к себе ребенка, эмоционально объединиться с ним, на уроках трудового обучения я использую различные игры, упражнения. Это также и помогает выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческие способности.

– «Определить на ощупь». С закрытыми глазами определить предметы или инструменты по швейному делу. Можно усложнить и предложить группу ткани: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шёлковые.

– «Зашумленные картинки». Определить по контуру (изображенные друг на друге) предметы. Назвать предметы, которыми мы пользуемся на уроках трудового обучения.

– «Лишнее-общее». Из предложенных слов или словосочетаний исключить лишнее, у оставшихся назвать общее. Например: обтачать, стачать, застрочить, сметать, втачать. А можно разделять на группы. Приготовить набор карточек с изображением различных видов одежды (верхняя одежда, легкое платье, головные уборы, нижнее белье и т. д.) и разделить одежду на группы, например поясные изделия, плечевые изделия.

Также можно использовать для игр пуговицы, бусины, различные лекала и линейки. Тренировать руку при вырезании ножницами различных форм.

В первые два-три года профессионально-трудового обучения помощь детям должна быть максимальна. На занятиях необходимо использовать: наглядные пособия, демонстративные технологические карты, необходимо практическое повторение изученного.

Один из основных принципов психолого-педагогической коррекции, которые разработали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A. B. Запорожец, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. учит нас — не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, обучения и воспитания всех детей.

Итак, трудовое обучение и воспитание является основой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к труду, к самостоятельной жизни и в целом имеет огромную значимость для подрастающего поколения, для дальнейшей полноценной жизни каждого человека и общества, улучшения его благосостояния.

Литература:

  1. https://infourok.ru/rol-trudovogo-obucheniya-v-vospitanii-trudolyubiya-obuchayuschisya-korrekcionnoy-shkoli-3369759.html
  2. https://infourok.ru/primenenie-elementov-proizvodstvennogo-truda-na-urokah-professionalnotrudovogo-obucheniya-v-specialnoykorre
  3. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой. — М.: Педагогика, 2009. — 256 с.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, А. Т. Куликова. — М.: Академия,2010–416 с.
  5. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 2010. — 304 с.
  6. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969.
  7. Спецеальная педагогика и коррекционная психология. учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2010
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Волковой. — М.: Гуманитар. Из. Центр ВЛАДОС, 2015. — Сб. 2. — 304 с.
  9. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе): Графический материал / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, труд, трудовое обучение, образовательная система, ребенок, самостоятельная жизнь, самостоятельный труд, трудовая деятельность, умение.
Задать вопрос