Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

Научный руководитель
Педагогика
28.01.2022
229
Поделиться
Библиографическое описание
Лихая, М. В. Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования / М. В. Лихая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88329/.


В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Ключевые слова: образование, интерес, информация, занятия, методика.

У каждого преподавателя своя методика и подача информации, но всех педагогов объединяет одно — желание научить.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

Рис. 1. Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

В данной методической разработке предлагается механизм обучения для неуспевающих студентов.

Наименование дисциплины : «Динамика полета»

Основы авиации. Часть I основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В. В., Ефимова М. Г.

«История авиации и космонавтики пособие по изучению дисциплины для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения Москва-2015, филос. наук, доц. И. А. Ламбаева Карпова Л. И.

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2006, доктор экономических наук, профессор кафедры управления СПбГУП А. С. Большаков, Берденникова Н. Г., Меденцев В. И.

Для начинающих преподавателей, аспирантов и магистров высших учебных заведений выдаются советы по организационной и методической деятельности, подготовке и проведению основных видов учебных занятий, применению технических средств обучения, осуществлению контроля успеваемости и качества подготовки студентов.

Цель методической разработки: выявить пробелы в знаниях у студента и восполнить их нестандартным путем, через графики, схемы, рисунки и т. д.

Конкретные цели:

1. Закрепить:

– основные понятия;

– различие основных схем и описание к ним;

– написание формул с последующей расшифровкой.

2. Научиться:

– применять полученные знания на практике;

– умение выражаться техническим языком.

Задание:

  1. Найти нестандартный подход к сокурснику и научить его разбираться в технической дисциплине «Динамика полета» по специальности «Производство летательных аппаратов».
  2. Провести несколько индивидуальных занятий и выяснить, какая проблема преобладает в освоении/понимании материала.
  3. Помочь разобраться и освоить материал с помощью собственной методики преподавания.
  4. Подготовить сокурсника к пересдаче экзамена и проанализировать динамику его развития.

Образование — это развитие человека не только от полученных специальных знаний и умений, но и самостоятельного познания с последующим применение в профессиональной деятельности и на практике.

Под термином «техническое образование» понимается совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решить производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности.

Целью технического образования является дать студентам средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.

Значение технического образования возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и техники (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.).

Приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 № 362 (ред. от 09.04.2015)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 № 33128)

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технологической документации;

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

Специалист производства летательных аппаратов готовится следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технической документации (в рамках структурного подразделения организации отрасли);

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой структурного подразделения;

4) Эксплуатация и ремонт летательных аппаратов (планера его систем и оборудования).

Данная тема была выбрана на основе реальных событий. Из личного наблюдения могу отметить, что у большинства студентов существует проблема, которая заключается в сдаче или пересдаче экзамена. Она основывается на большом объеме понимания, переработки, освоения и запоминания информации.

Причинами, по которым студенты не могут сдать или пересдать экзамен, служат следующие факторы:

1) Отсутствие мотивации;

2) Подготовка «спустя рукава», т. е. пролистывание материала, без особого интереса и вникания;

3) Механическое запоминание информации, которое не даёт возможности применять полученные знания и умения на практике;

4) Неумение слушать и слышать преподавателя в момент объяснения, так происходит, когда студент занят своими делами ( например: прослушивание музыки в наушниках, игра в телефоне, нахождение в социальных сетях и т. д. );

5) Отсутствие заинтересованности в предмете;

6) У некоторых студентов недостаточно сформировано произвольное внимание, что мешает им усваивать информацию в полном объеме.

Самой распространенной проблемой в образовании среди молодого поколения является нарушение восприятия, отсутствие интереса к предмету.

С моей точки зрения, подача информации тоже играет немаловажную роль, а именно как преподавателю удается при помощи различных методов и приемов, с привлечением наглядного материала и технических средств обучения заинтересовать и увлечь студента в освоении дисциплины.

Свой первый опыт в преподавательской деятельности я получила на 4 курсе, при подготовке сокурсника к пересдаче экзамена по дисциплине «Динамика полета».

Для меня было важно:

– Понять, на каком уровне освоения учебного материала находится сокурсник, определить пробелы в знаниях;

– восполнить недостающие знания путем различного рода объяснений (например: нужно было написать в правильном порядке этапы снижения самолета).

При объяснении я использовала приём «От простого к сложному»:

  1. Схематически обозначала этапы, с последующей расшифровкой каждого определения;
  2. Используя графический рисунок, выстраивала ответ в хронологическом порядке;
  3. Применяла вербальные и невербальные техники (мимика, жесты).

Пример: на доске записывались этапы снижения самолёта. При помощи жестов показывала элемент пикирования; движение самолёта вниз с уменьшением угла атаки.

Я считаю, что самым действенным способом понимания и освоения материала, является демонстрация наглядного пособия — уменьшенной модели самолёта.

– после индивидуальных занятий провела промежуточное тестирование, с целью выявить, разбирается ли студент в пройденном материале.

Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Рис. 2. Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Количество освоенного материала

Рис. 3. Количество освоенного материала

Во время работы с сокурсником возникали небольшие проблемы в сопоставлении материала, а также с записью и расшифровкой формул.

Он путал определения и формулы, которые были схожи по написанию, но разные по смыслу.

Мои последующие действия были направлены на разъяснение материала. После многочисленного повтора материала, я предлагала сокурснику проверку на внимание. Он должен был на доске воспроизвести ответы на вопросы с последующим объяснением.

Отработав теоретические вопросы, которые включали в себя определения с применением схем и графиков, мы плавно перешли к формулам. Сложность запоминания формул возникала от непонимания их предназначения.

Пример: уравнение Бернулли

для сжимаемости

,

где

несжимаемости

где, p — плотность давления

Символы в формулах практически похожи, но где-то одна буква фигурирует в нескольких подряд формулах с разной расшифровкой.

С помощью своей разработки предлагаю отследить полученные результаты в ходе проделанной работы.

Пути достижения поставленных задач:

  1. Разработать план действий с последующим разбором каждого элемента;
  2. Завести специальный журнал занятий, в котором расписать динамику достижений с помощью различных методик;
  3. В процессе совместной работы исключить разговоры на отвлечённые темы;
  4. На завершающем этапе, провести финальный опрос, и понять получилось ли достигнуть заданной цели.

«Для чего?» Этим вопрос мы задаёмся в самом начале нашего пути, что мы ожидаем получить в конечном итоге от проделанной работы. Какую мы преследуем цель, и какие задачи нам необходимо решить для осуществления нашей деятельности.

Основная направленность концентрируется на понимании, освоении и подачи информации, таким образом, чтобы сокурсник смог применять свои знания на практике. Научился владеть профессиональной/специальной терминологией и техническим языком.

«Как?» Всвоей работе я использовала методику « Лестница». С помощью, которой можно было зафиксировать/отследить переход от простого этапа к более сложному.

По моему мнению, важную роль играет комфортная, доверительная обстановка. Место проведения занятий, которое будет в дальнейшем ассоциироваться у сокурсника с полезным приобретением нового материала и приятными воспоминаниями.

Основной принцип — личностно-ориентированный и индивидуальный подход к объяснению материала;

Методика позволит студентам овладеть организационно-практической деятельностью и изучить свою проблему изнутри;

Методика учитывает уровень подготовки и заинтересованность студентов, а также способности и индивидуальные особенности;

Использование современных технологий, с помощью которых можно выявлять существующие проблемы и пути их решения;

Методика предполагает саморазвитие студентов в процессе обмена информацией.

Составляя данную методическую рекомендацию, мне бы хотелось поделиться своим первым опытом в преподавательской деятельности. Для меня было важно подать информацию так, чтобы сокурсник заинтересовался и начал работу над собой.

В самом начале работы, мне необходимо было подготовиться к занятиям, чтобы свободно владеть материалом, который собираюсь объяснять.

Для комфортного выстраивания работы, разрабатывался план действий, в котором указывались конкретные вопросы и имеющиеся пробелы в знаниях у сокурсника, а также пути их решения.

Чтобы сокурсник был уверен в своих силах и возможностях, его нужно мотивировать, подбадривать и поддерживать его желание довести начатое до конца.

При пересдаче экзамена сокурсником, я предварительно попросила преподавателя разрешить мне присутствовать при его ответе.

Подводя итог, отмечаю, что у меня получилось подготовить сокурсника и научить его разбираться в дисциплине « Динамика полета » .

Я получила удовлетворение от проделанной работы и от результата в целом.

Литература:

  1. Л. Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений» — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  2. Н. Ф. Гребень «Психологические тесты» — М.: «Современная школа», 2007.
  3. Глаголев А. Н., Гольдинов М. Я., Григоренко С. М. «Конструкция самолетов» — М.: «Машиностроение», 1975.
  4. Ж. А. Пащенко «Обеспечение взаимозаменяемости в самолетостроении» (учебное пособие); издательство ТРТУ; 2000.
  5. Стариков Ю. Н., Коврижных Е. Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004–151 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образование
интерес
информация
занятия
методика
Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 346-349):
Часть 5 (стр. 311-399)
Расположение в файле:
стр. 311стр. 346-349стр. 399

Молодой учёный