Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений
Автор: Гайнутдинова Лилия Рифкатовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Гайнутдинова, Л. Р. Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений / Л. Р. Гайнутдинова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11094/ (дата обращения: 15.11.2024).
В Республике Узбекистан осуществляется широкий комплекс мер по обеспечению необходимых условий для обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности, жизненного и профессионального самоопределения подростков и молодёжи, их оптимальной адаптации и интеграции в общество. Сформированные внутренний рынок труда, сферы промышленного производства, малого бизнеса и предпринимательства стали действенными факторами появления новых профессий и направлений подготовки квалифицированных кадров.
Согласно принятой в 1997 году Национальной программы по подготовке кадров в стране осуществлен полный переход на обязательное двенадцатилетнее образование, которое включает в себя общее среднее образование (9 лет) и средне-специальное, профессиональное образование (3 года). В связи с этим профессиональное самоопределение становится жизненно важным вопросом для каждого ученика школы, воспитанника институционального учреждения[1] в связи с необходимостью поступления после окончания 9 класса в профессиональный колледж или академический лицей, получения избранной профессии, специальности. Вместе с тем, в подростковом (13–14 лет) и раннем юношеском возрасте (15–17 лет) часто бывает сложно выбрать подходящую для себя профессию с учётом своего интереса, склонности, способности, а также перспективы профессионального обучения, трудоустройства. Следует отметить, что не менее важным является также и дальнейшее применение полученных профессиональных навыков на протяжении всей жизни. По мнению Х. Ф. Рашидова (2003) в процессе профессионального самоопределения, а в дальнейшем и в процессе адаптации к реальным социально-экономическим условиям, рынку труда для индивида важна его собственная активность, опыт личной деятельности, способность к самопознанию и объективной самооценке. Эти факторы необходимо в первую очередь учитывать при целеполагании и проектировании содержания и организационных форм профориентационной работы. В таком аспекте профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества, а его результатом должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению Если обычным подросткам не является затруднительным выбрать профессию, найти работу, достичь успехов в той или иной профессиональной сфере, то их сверстникам с девиантным поведением это бывает значительно сложнее. Этому способствует множество социально-психологических, педагогических факторов, которые достаточно изучены психологами и педагогами. Как правило, психологи и педагоги часто сталкиваются при работе с ними с рядом трудностей, в частности, они трудно идут на контакт, опасаются всевозможных негативных последствий от общения с психологом или другим специалистом, не видят в этом практического смысла. В этом случае профориентация является наиболее «безопасным» для учащихся способом пообщаться с психологом и педагогом. Для подростков с девиантным поведением значение выбора и приобретения профессии трудно переоценить. Для них профессиональный выбор является, по сути, выбором просоциального образа жизни, в противовес отклоняющемуся, саморазрушающему поведению, а также являющемуся для него следствием адаптации к конкретным условиям существования. Профессиональное самоопределение для такой личности — это и возможность выйти за пределы вполне определенного, часто асоциального круга общения, и надежда на самостоятельность, в частности, на материальную независимость. В процессе принятия решения о выборе и, позднее, в ходе освоения профессии формируется положительное отношение к собственному Я, повышается самооценка личности, что является основой общей устойчивости личности к негативным влияниям. Более детального и щепетильного подхода в данном вопросе требует проводимая профориентационная работа с девочками с девиантным поведением.
В Государственной программе «Год здоровой матери и ребенка» принятой в Республике Узбекистан на 2016 год предусмотрено проведение широкой разъяснительной работы среди девочек учащихся профессиональных колледжей по вопросам овладения современными знаниями и профессиями, формирование у них стойкой жизненной позиции и самостоятельного мышления, как главного условия занятия ими достойного места в жизни. В целях обеспечения заинтересованности девочек в обучении и получении профессии отмечается значение таких востребованных специальностей, как швейное дело, дизайн, моделирование национальной и современной одежды, а также необходимость их введения в профессиональных колледжах каждого региона республики [1].
В связи с этим, профессиональная ориентация школьниц и обучение девушек в профессиональных колледжах по данным специальностям — это актуальные задачи деятельности педагогических коллективов, в т. ч. специализированных учебно-воспитательных учреждений [2; 3].
Одним из таких учреждений является специализированный профессиональный колледж[2] легкой промышленности г.Коканда, в котором проживают и обучаются несовершеннолетние девочки — будущие швеи[3]. В целях формирования у них устойчивого интереса к профессии, а также профессиональной ориентации на более сложные специальности (портной, модельер-конструктор, дизайнер), сотрудниками Республиканского центра социальной адаптации детейврамках реализации прикладного проекта по теме: «Современные подходы в социально-педагогической реабилитации, адаптации и интеграции в общество воспитанников специализированных школ и профессиональных колледжей» разработана программа профессионального тренинга «Моя профессия швея». Основная часть содержит последовательную программу тренингов, которые содержат богатый информационный материал для педагогов и учащихся, упражнения, которые имеют возможность переориентировать трудного подростка на позитивную, созидательную деятельность, построить совместно с ним индивидуальный профессиональный и жизненный план, т. е. определить конкретные шаги, которые учащиеся должны предпринять, чтобы добиться поставленной цели. Приведенный профессиональный тренинг направлен на конкретные методы работы: деятельность в коллективе, сочетание управления и самоуправления (формирование ответственности за свои собственные поступки), например, какую профессию получить, активная деятельность внутри группы, использование игровых, театральных методов обучения, творческий подход к обучению, эстетическое воспитание — использование художественных средств, применение поощрений и одобрений, и как итог — установление межличностных отношений в коллективе, а также творческое и профессиональное самоопределение.Программа тренинга «Моя профессия швея» состоит из 12 тематических занятий, которые включают: беседы, упражнения, мини-лекции, ролевые игры, интерактивные занятия, дискуссии, конкурсы КВН. Общими целями и задачами тренинга являются: укрепление профессионального интереса и мотивации овладения профессией; формирование профессионально важных качеств, умений, навыков; профессиональное саморазвитие обучающихся.
Хотелось бы отметить. что если девушки с девиантным поведением осознают свои профессиональные и личные цели, смогут определить пути решения и способы их достижения, а главное, захотят это сделать, то можно говорить по отношению к ним, что они находится в процессе социально-психологической адаптации. Это, на наш взгляд и является одной из поставленных задач в работе с ними при проведении профессиональных тренингов.
В заключении хотелось бы отметить, что в старшем школьном возрасте учащемуся, воспитаннику институционального учреждения необходимо создать свой жизненный план и решить вопросы для себя, «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (нравственное самоопределение). Это главные требования общества, семьи, социума в целом, основанные на общечеловеческих и национальных культурных ценностях.
Литература:
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. — Воронеж: МОДЭК, 2008. — С.4.
- Рашидов Х. Ф. Организационно-методические основы профессиональной ориентации учащихся и молодежи. Научно-методические рекомендации / Под ред. Р. Х. Джураева. Ташкент, 2003. — С.9.
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М, 1999. — 374 с.
[1]Специализированная школа для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования; дом Мехрибонлик; воспитательная колония для осужденных несовершеннолетних
[2] Специализированных профессиональных колледжей для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования.
[3] По «Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования» предусмотрено обучение молодёжи специальностям: оператор швейного оборудования, закройщик швейных и швейно-трикотажных изделий, дизайнер-конструктор одежды.