Методические рекомендации занятий факультатива «Рециклинг джинсов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алипова, Е. А. Методические рекомендации занятий факультатива «Рециклинг джинсов» / Е. А. Алипова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 52-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8447/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена авторская разработка по организации внеаудиторной деятельности, направленной на развитие творчества обучающихся, на более глубокое освоение профессиональных и общих компетенций, а также на расширение практического опыта по изготовлению швейных изделий современного ассортимента из различных материалов.

Ключевые слова: факультатив, рециклинг джинсов, профессиональные компетенции.

В современном мире, который требует от молодых людей широкого кругозора, способности переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательным учреждением стоят особо сложные задачи.

Немаловажным является поддержание познавательного интереса обучающихся через систему внеаудиторной деятельности, реализация коммуникативных потребностей обучающихся, повышение их гражданской компетентности.

Концепция модернизации российского профессионального образования, в период перехода на новые ФГОС в качестве основополагающего принципа, определяет личную ориентацию. При этом приоритетными задачами выдвигаются: сформировать ключевые компетенции, т. е. умение применять знания в конкретных жизненных ситуациях; не научить на всю жизнь, а уметь учиться всю жизнь; уметь брать на себя ответственность; уметь извлекать пользу из опыта; критически относиться к явлениям природы и общества; востребованность специалиста в условиях рынка.

Системное развитие творческой деятельности обучающихся можно организовать, используя такую форму внеаудиторной работы, как факультатива (один из вариантов кружковой работы). Для того чтобы факультативные занятия были максимально эффективны необходимо использовать современные формы и методы обучения, применять такие образовательные технологии, как метод проектирования, информационно-коммуникационные технологии, технологию модерации, игровые технологии, проблемное обучение — все способы, которые способствуют развитию познавательного интереса студентов. Очень важно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого обучающегося. Чтобы каждый студент получил возможность поверить в себя, осознал свои способности, почувствовал желание учиться и развиваться. Результативность выполненного задания ведет как к удовлетворению студентов, так и к мотивированию их к дальнейшему плодотворному изучению материала. [5]

За последние 15 лет люди стали покупать больше одежды. И производители откликнулись на спрос. При этом россияне не носят половину купленных вещей. Взволнованные этим активисты призывают людей к осознанному потреблению и находят всё больше сторонников.

Утилизация мусора — это серьезная проблема, которая затрагивает не только Россию. Мусор бывает полезным, тот который может использоваться повторно, но мы редко задумываемся над тем, что выброшенная нами вещь может обрести вторую жизнь. Изготовление новых вещей из бросового материала, конечно полностью не решает глобальную проблему утилизации бытового мусора, но как превращение его в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Если приложить усилия и фантазию, используя бросовый материал и различные приемы и технологии в творчестве, можно не захламлять планету, а наоборот, украшать её! [3]

Существует различные технологии и техники вторичного производства.

Есть технологии переработки старого денима в новый, то есть классический ресайклинг. Ресайклинг подразумевает полную переработку сырья с целью создания новых предметов. Для этого требуется специальное оборудование и особые технологии. В переработанное волокно добавляется частично первичное сырье, делается пряжа, и дальше она отправляется на те, же циклы производства денима. На данный момент эта технология не очень популярна среди компаний-производителей деним.

Рециклинг или переработка 3R: Reduce, Reuse, Recycle (сокращай, повторно используй, перерабатывай) три базовых принципа обращения с отходами в рамках отечественного потребления и концепции «ноль отходов».

Reduce — сократить потребление. Согласно этому принципу, не надо покупать то, что не удовлетворяет действительно важных, базовых потребностей, то есть следует приобретать вещи с максимально долгим жизненным сроком, не покупать ничего, что быстро превращается в отходы;

Recycle — переработать. Твердые бытовые отходы, которые могут послужить вторсырьем, следует собирать раздельно и сдавать на переработку (определить пригодность помогут коды переработки). Пищевые отходы можно превращать в полезный компост, ну или хотя бы отправлять в диспоузер.

Reuse — использовать повторно. Существует множество способов сделать так, чтобы ставшие ненужными вещи не попали на помойку. Продавайте, делитесь, сдавайте в благотворительные секонд-хенды, меняйтесь на свопах. А еще можно придумывать старым вещам новые предназначения — в этом поможет апсайклинг, последние годы набирающий популярность в России. [2]

Студенты нашей творческой группы глубоко изучили проблематику переработки старой одежды. Изучили практики в этом направлении в различных странах. Например, власти Финляндии приняли постановление, в соответствии с которым в каждом муниципалитете страны будет пункт по переработке старой одежды.

По данным Всемирного банка, в 2016 году во всем мире произвели более 2 млрд тонн отходов, к 2050 году эта цифра вырастет до 3,4 млрд тонн. В России каждый год образуется 70 млн тонн мусора, а площадь свалок и полигонов составляет 4 млн га (в десять раз больше совокупной площади Москвы и Санкт-Петербурга) и к 2026 году увеличится вдвое (станет, как два Азовских моря).

Остановившись на проблематике вторичного использования ненужных вещей, пришла идея организовать факультатив «Рециклинг джинсов». С небольшим практическим ноу-хау джинсы легко перерабатывать и создавать совершенно новый предмет одежды, интерьера, а также аксессуары. Деним долговечен, с годами приобретает винтажную потертость, а потому не выходит из моды.

Деятельность факультатива предусматривает составление тематического плана работы факультатива и рассчитан на общее количество — 100 часов, из них 60 часов аудиторных, и 30 часов самостоятельной работы обучающихся, а также 10 часов внеаудиторная (выездная) деятельность участников факультатива по проведению профориентационных мероприятий и мероприятий для населения города Хабаровска.

Темы аудиторных занятий: Организация рабочего места. Техника безопасности (ТБ) на рабочем месте. История возникновения джинсовой ткани. Понятийный словарь: апсайклинг, рециклинг, ресайклинг. Сравнительный анализ технологий. Плюсы и минусы. Составление ассортимента швейных изделий из старых джинсов. Разборка джинсов на элементы, для дальнейшей переработки. Разбраковка деталей. Раскрой и изготовление органайзера и его декорирование в индивидуальном стиле. Раскрой деталей и обработка подстаканника. Выбор варианта отделочной строчки подстаканника в индивидуальном стиле. Раскрой деталей и обработка сумки-шоппер. Выполнение оригинальной отделки сумки-шоппер в индивидуальном стиле. Подготовка джинсов для изготовления джинсовой юбки. Изготовление джинсовой юбки из джинсов. Изготовление стильного фартука. Изготовление диванной подушки с дизайнерской отделкой. Изготовление настенных часов в технике «пэчворг». Изготовление стильного рюкзака.

Темы самостоятельной работы обучающихся: Создание презентации по теме «История джинсовой ткани» — 4 часа. Составление понятийного словаря переделки старых вещей — 4 часа. Поиск в источниках интернета вариантов изделий из старых джинсов — 4 часа. Составление предварительного ассортимента изделий из старых джинсов — 2 часа. Сбор изделий из джинсового материала как основа для переделки — 4 часа. Самостоятельная работа обучающихся по теме «Виды отделки» — 2 часа. Выполнение дома практической работы по известным им видам отделки — 2 часа. Самостоятельная работа обучающихся по темам № 3, 5, 6, 8, 10 — 8 часов.

Выбор ассортимента изготовления изделий из старых джинсов составляли совместно с группой студентов, желающих посещать факультатив.

Режим работы факультатива 2 раза в неделю, с учетом основного расписания занятий. Срок реализации проекта 1 учебный год. Состав группы — 12 человек.

Работа факультатива «Рециклинг джинсов» вызвало большой интерес в городе Хабаровске. За 2 года члены факультатива приняли участие в:

— мастер-классе в рамках профессионального конкурса «Мастер года 2021» для обучающихся педагогического колледжа «Рециклинг джинсов в органайзер» мы изготовили органайзер для удобного способа зарядки телефона — это оригинальный и компактный способ хранения фурнитуры и гаджета в одном месте;

— выступали в торговом центре Маяк в Южном микрорайоне для посетителей арт-пространства «Свалка» в 2021 г.;

— проводили креатив на ярмарке «Амур-фест» в кинотеатре «Совкино» в 2022 г. — «Рециклинг джинсов в сумку-шоппер»;

— открытое занятие факультатива в рамках мероприятий трансляции лучших практик «Хабаровского технологического колледжа» на курсах повышения квалификации. Участниками открытого занятия факультатива были обучающиеся 2, 3 и 4 курсов, а также преподаватели ПОО из числа приглашенных гостей, слушателей курсов повышения квалификации. Обучающиеся старших курсов, попробовали себя, в роли наставника для не опытного в швейном деле преподавателя. Каждый участник проявил творческую фантазию в процессе отделки подстаканника;

— участвовали в федеральном проекте «Билет в будущее». Провели профессиональные пробы для школьников. Студенты 3 курса стали наставниками для школьников при выполнении не больших и оригинальных изделий из джинсов.

Изготовление новых вещей из бросового материала, конечно полностью не решает глобальную проблему утилизации, но как превращение их в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Мало говорить сохрани природу, нужно учить подрастающее поколение, учить каждый день — это делать, в том числе в колледже на занятиях нашего факультатива.

Литература:

  1. Запольская, Е.А., Погорелова, М.Л., Денисова, О. И. Разработка авторской фактуры с использованием текстильных отходов // Научные исследования и разработки в области дизайна и технологий. Материалы региональной научно-практической конференции. — Кострома: Изд-во КГУ, 2018. — С. 34–37.
  2. Журнал Швейное дело статья: «Материалы и технологии». — 2021. — № 1 (7). — URL: https://plus-one.ru/sustainability/recikling-ili-pererabotka
  3. Одежда за экологию: как бренды меняют промышленность. — URL: https://vc.ru/promo/130031-odezhda-za-ekologiyu-kak-brendy-menyayut-promyshlennost/
  4. Пуртова Е. В. Денисова О. И., Разработка алгоритма апсайклинга швейных изделий из денима // Материалы и технологии. — 2021. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-apsayklinga-shveynyh-izdeliy-iz-denima.
  5. Шалдина, А. В. Факультативный курс как один из элементов формирования профессиональной мотивации студентов СПО / А. В. Шалдина // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 207–210.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, факультатив, рециклинг джинсов

Похожие статьи

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга

В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программ...

Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга

В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программ...

Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос