Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сурьянинова, Т. А. Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята» / Т. А. Сурьянинова, Н. А. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97793/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. Организация кадетского движения в детском саду поможет создать условия родителям воспитанников для дальнейшего обучения дошкольников в Кадетской школе имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области.

Ключевые слова: социальная активность людей, духовно-нравственная культура воспитанников, нравственно-патриотическое воспитание, создания развивающей предметно-пространственной среды, кадетская группа.

Известно, что основой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания маленького гражданина является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Ориентация родителей на духовно –нравственное и гражданское воспитание –сегодня это социальная потребность нашего общества. Известно, что первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей в младшем дошкольном возрасте.

Организация кадетского движения в детском саду способствует воспитанию у дошкольников духовно-нравственных чувств, патриотизма, любви к своему отечеству, гордости за свою страну. Так родилась идея создания непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и кадетской школы.

На сегодняшний день одна из главных задач МДОУ д/с № 99 — разработать концептуальную модель выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. С этого времени началась работа по построению уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках проекта «Волжские орлята».

В 2018 году на базе МДОУ д/с № 99 была открыта первая в истории дошкольного образования кадетская группа, воспитанниками которой являлись мальчики трехлетнего возраста. Большую помощь в открытии кадетской группы оказала Волгоградская региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство», муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».

Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада № 99 «Крепыш» разработали проект «Волжские орлята», с целью реализации модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина — патриота. Проект был рассчитан на четыре года. Основная цель — воспитание нравственных и патриотических чувств, уважение к семье, природе, Родине, создание условий для дальнейшего обучения детей в МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области». Кадетская группа имеет название — «Волжские орлята»», девиз — «Мы — дети России, надежда страны, всегда и во всем мы ей будем верны».

За время работы над проектом «Волжские орлята» налажены партнерские взаимоотношения с различными организациями. Система внешних связей обеспечила условия для эффективного осуществления данного проекта.

Социальными партнерами МДОУ д/с № 99 являются:

— МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».

— Региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство».

— Волжский городской совет ветеранов.

— Пожарно-спасательная часть № 32 г. Волжского.

— Физкультурно-оздоровительный комплекс «Авангард» г. Волжского.

— Детско-юношеская библиотека № 13 г. Волжского.

— МБУДО ДЮЦ «Русинка» г. Волжского.

D:\!!!Downloads\IMG_20221121_112243.jpg

В группе «Орлята» создана специальная предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие необходимой атрибутики (эмблемы и знамени дошкольного кадетского движения), оснащение уголка государственной символики.

Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции:

— утреннее построение и осмотр внешнего вида;

— гимн «Юные друзья кадеты»;

— сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «На заставе», «Военные», «Граница», «Зарница»;

— экскурсии по памятным местам и музеям г. Волжского;

— дисциплина «Основы физической и строевой подготовки».

— проведение акций «Подарок ветерану», «Поклонимся великим тем годам», посвященные Дню Победы;

— участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки;

— экскурсии в Пожарно-спасательную часть № 32 г. Волжского;

— традиционные праздники: «Честь имею!», «Смотр строя и песни»;

— «Кадетский бал» — выпуск воспитанников в школу.

У наших кадетов есть повседневная форма. Она состоит из футболки и брюк камуфляжной расцветки, которая очень нравится ребятам и отличает их от других детей. Предусмотрена парадная форма: белая рубашка военного образца с галстуком, черные брюки и береты, нагрудные значки. Имеются значки — как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Волжские Орлята».

За период проекта 15 воспитанников кадетской группы не только с гордостью носили форму и береты, но и готовились к настоящей кадетской жизни. В процессе обучения и воспитания у дошкольников закладывались основы для формирования новой модели поведения — гражданина своей страны, патриота малой Родины. Реализация программы «Волжские орлята» направлена на историческое и культурное наследие кадетского движения в России, её духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, многообразие форм, методов и средств духовно-нравственного и патриотического воспитания.

На занятиях дошколята знакомились с историей кадетского движения, правилами поведения, правами и обязанностями кадетов, изучают историю нашей страны и ее символику. Юные кадеты осваивали элементы строевой подготовки, разучивали патриотические песни.

Основные блоки Программы «Волжские Орлята»

  1. «История кадетского движения».
  2. «Герои дней воинской славы».
  3. «Основы этики».
  4. «Моя родина — Россия».
  5. «Защитники Отечества».
  6. «Я помню, я горжусь».

Жизнь кадетской группы «Волжские орлята» интересна и многогранна. В целях патриотического воспитания проводились «Уроки мужества», где мальчишки знакомились с уставом кадетской группы, с историей города Волжского, с государственной символикой, с понятиями — воин, оружие, военная техника, военный этикет, изучали рода войск, особенности опасных профессий (МЧС, полицейский, пожарный), знакомились с историей Российской армии и др. Юные патриоты принимали активное участие в военно-спортивных играх «Зарница», «Учениях будущих воинов», «Будущий солдат», «Военной игре», «Разведчики», «Богатырском сражении».

Каждый год в группе проходили праздники, посвященные Дню народного единства, Дню военно-морского флота, Дню Российского флага, Дню Победы и др. В течение года «Волжские орлята» посещали экскурсии к достопримечательностям нашего города. Ребята знакомились с военно-историческим наследием своей малой Родины, памятниками культуры. Кадеты — постоянные посетители Волжского историко-краеведческого музея. Так воспитанники кадетской группы принимали активное участие в таких мероприятиях как: «Мы строили, мы жили», посвященное строительству города Волжского; «Маленькие герои большой войны», посвященное 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Воспитание дошкольников патриотами невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Родители кадетов — самые активные помощники в решении поставленных задач. Они поддерживали нас во всех начинаниях. Как известно, только при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей можно достичь положительных результатов в воспитании детей.

2 февраля 2021 в МДОУ д/с № 99 прошла акция «Никто не забыт, ничто не забыто!». На мероприятие были приглашены старшие кадеты, они провели урок Мужества, посвящённый 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Прошло много лет с тех пор, как закончилось легендарное сражение в Сталинграде, но его эхо до сих пор не затихает в людских сердцах. Уроки Мужества, они стали традиционными для кадет, потому что позволяют прикоснуться к славному героическому наследию своих предков.

Совместно с кадетской школой 27.03.2021 года старшие кадеты, провели урок мужества «Память о его подвиге будет вечна», рассказали о героическом подвиге майора Сергея Александровича Солнечникова, была организована линейка «Память о Герое будет жить вечно!». Юные кадеты почтили память Сергея Солнечникова минутой молчания, просмотрели кадры из личной хроники.

Интересно и познавательно 8 апреля 2021 года прошла Всероссийская акция «Звезда Гагарина», в ходе которой педагоги, родители с кадетами изготавливали звёзды и посетили выставку «Первый космонавт земли».

В выходной день, 24.04.2021 года, совместно с родителями юные кадеты посетили «Музей под открытым небом» у мемориала «Безымянным жертвам войны» в ПКиО «Волжский», где познакомились с военной техникой времен Великой Отечественной войны.

При поддержки родителей 10.05.2021 года была организована поездка к ретропоезду «Воинский эшелон». Ребятам представилась возможность побывать исследователями и узнать, как устроен старый транспорт, а также познакомиться с военной техникой, которая прибыла в город вместе с эшелоном. Интересна и познавательна была поездка, юные кадеты узнали, что транспорт двигается исключительно на угле, заходили внутрь поезда, чтобы рассмотреть, как все устроено.

В ознаменование 105-й годовщины со Дня рождения Героя Советского Союза А. П. Маресьева, 28.05.2021 года старшие кадеты показали видео «Выжить, чтобы жить…», предоставленное Камышинским историко-краеведческим музеем «Национальный герой». Подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время войны, — сегодня известен всем. Из просмотренного видео — урока юные кадеты посетили онлайн выставку в историко–краеведческом музее «Национальный герой», увидели фотографии из жизни легендарного лётчика — Героя, а также узнали, как наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Алексей Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь.

Ежегодно в мае на родительском собрании проводилась презентация программы «Волжские орлята» по воспитанию юных кадетов.

D:\!!!Downloads\IMG_20210120_144903.jpg

За период работы над проектом в группе созданы все условия для воспитания и развития юных защитников Отечества. В оформлении помещений и в содержании предметно — развивающей среды соблюдается строгость, везде прослеживается военная тематика. В группе размещен уголок для торжественных сборов с эмблемой кадетской группы. Оформлен патриотический уголок. Организуются тематические выставки, знакомящие воспитанников с историей армии, с различными родами войск.

В честь памяти павшим воинам, героям Великой Отечественной Войны совместно с детьми и родителями создали макеты «Бульвар Героев».

За время работы над проектом в 2021–2022 учебном году были реализованы следующие мероприятия:

— уроки мужества и чести: «Честь имею!», «Смелость рубежи берёт», «Сохраним историю вместе», «Подвиг на века»;

— конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей!»;

— социальные акции: «У кадетов — день полезных дел», «Доброта спасет мир», «Письмо солдату», «Бессмертный полк», «Посади семейное дерево»;

— КВН «Люблю свой город»;

— экскурсия в пожарную часть № 32;

музыкально-спортивные праздники: «Тяжело в учении — легко в бою!», «Мы будем помнить, чтить подвиг русского народа»;

— спортивные досуги: «Будущие кадеты научение», «Кадетские зимние забавы», «Защитники Древней Руси»;

— кадетский выпускной бал.

Интересен распорядок дня юных кадетов: утреннее построение с докладом педагогу о готовности группы, поднятие флага под гимн России, реализация дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «ОФП» (общая физическая подготовка).

03.12.2021 года кадетская группа «Орлята» приняла участие в акции «Доброта спасет мир», в целях воспитания гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, развития чувства сострадания и сопереживания, формирования представлений детей о здоровье как о ценности человеческой жизни.

2 февраля 2022года для кадетов прошел урок мужества «Подвиг на века», посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Ребята много узнали о героизме и мужестве наших солдат, о командном составе, о подвигах медсестёр, познакомились с историческими памятниками той великой битвы: Мамаевым курганом, домом Павлова, музеем-панорамой «Сталинградская битва». Юные кадеты приняли активное участие в викторине «Что я знаю о Сталинградской битве?». Минутой молчания почтили память погибших в той кровопролитной войне.

21.02.2022 года прошел музыкально-спортивный праздник «Тяжело в учении — легко в бою! В гости к кадетам приходил прапорщик войсковой части 6775 Дуйсенгалиев Мирхан Нуржанович. Он лишний раз напомнил мальчишкам о том, что такое смелость, отвага, благородство и мужество. Юные кадеты продемонстрировали свои двигательные навыки, закрепили знания о военных профессиях, развивали физические качества — скорость, ловкость, быстроту, смелость, силу. За каждый пройденный этап жюри присваивало им воинское звание.

С 25.04. 2022 года по 29.04.2022 года прошла акция «Посади семейное дерево», с целью воспитания в юных кадетов заботливого отношения к природе. В акции активно приняли участие 3 семьи из кадетской группы «Орлята». Идея проведения акции в том, чтобы дерево, посаженное всей семьей, передавалось молодому поколению, чтобы оно было ростком в будущее. Все участники получили массу положительных эмоций во время совместного общественно полезного труда.

В преддверии 77-й годовщины со дня Великой Победы, 05.05.2022 года прошел музыкально-спортивный праздник «Мы будем помнить, чтить подвиг русского народа». Ребята узнали много интересного из героического прошлого нашей Родины, посмотрели фото и кинохроники, услышали песни военных лет. С особым чувством юные кадеты исполнили песни «День Победы», «Солнечный круг». Мероприятие проходило в увлекательной и познавательной для ребят форме. Мальчишкам предстояло показать знание истории Великой Отечественной войны, продемонстрировать спортивные навыки и приемы строевой подготовки.

Воспитанники кадетской группы «Волжские орлята» стали более организованными, дисциплинированными, ответственными, с гордостью называют себя «кадетами». Знают устав своей группы, гимн России, с удовольствием принимают участие во всех запланированных мероприятиях. Они выражают желание быть верными России, гордиться ее прошлым, уважать обычаи и традиции всех народов, населяющих землю великой Родины.

D:\!!!Downloads\IMG_20221121_132408.jpg

Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству мы приняли решение продолжать работу в данном направлении.

В 2022 учебном году наши кадеты продолжили обучение в рамках образовательного партнерства в МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области». Сегодня можно с уверенностью сказать, что в г. Волжском сформировалось дошкольное кадетское движение, которому уже более четырех лет. Как показал опыт нашей инновационной деятельности, приём воспитанников в группу с кадетским воспитанием осуществлялся только для мальчиков. Проанализировав программу, пришли к выводу, что кадетское движение является востребованным, о чем говорит ежегодное увеличение в стране количества кадетских классов и групп в школах и детских садах. По результатам социологического опроса, увеличилось количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по развитию кадетского движения на 25 %, имеется понимание необходимости в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников. Мы решили, что новый набор в группу с кадетским воспитанием будет осуществляться для мальчиков и девочек. Группа открылась с 1 сентября 2022 года, на сегодняшний день группу посещают 20 кадет из них 7-девочек, 13-мальчиков.

Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди много планов по созданию единого образовательного пространства дошкольного учреждения, семьи и социума по развитию кадетского движения.

Литература:

  1. Березина Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны// Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 9. — С. 16–23.
  2. Как научить детей любить Родину: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 г»../ авт.-сост.Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
  3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие.– М.: Просвещение, 2003. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетская группа, волжский, кадетское движение, кадет, Волгоградская область, детский сад, Кадетская школа имени Героя, Российская Федерация, урок мужества, Великая Отечественная война.


Похожие статьи

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ...

В сентябре в г. Волжском прошло торжественное посвящение 15 дошколят в прокадеты. Воспитанники младшей группы детского сада № 99 «Крепыш» приняли на себя почетное звание.

Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада «Крепыш» создали проект

Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах | Молодой ученый

России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного края».

Задачи и формы воспитательной работы в кадетской школе-интернате на начальном этапе обучения

Такая специфика объясняется тем, что без чувства принадлежности к группе, и чувства

Всё это учитывают педагоги кадетского корпуса в процессе воспитания кадет.

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Кадетские школы департамента образования могут быть как школами-интернатами, так и обычными школами.

Второй тип кадетских корпусов — это корпуса, принадлежащие министерству обороны.

Поэтому обращение к опыту прошлого в области создания и развития системы кадетских корпусов, как

Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты.

Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности...

Завершается работа проведением Урока мужества «…И нет нам тверже почвы под ногами

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны...

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект гражданско-патриотического воспитания «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!» имеет

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были

Актуальность кадетского воспитания обусловлена тем, что в ценностных ориентациях

– Способствовать углублению знаний и представлений о кадетском движении, его традициях.

Патриотическое воспитание кадет посредством творческих работ

Воспитанники училища встречались с ветеранами Великой отечественной войны которые делились с кадетами

Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского.

Содержание кадетского воспитания и образования. Кадетское воспитание — это строго.

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах.

Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов

Ключевые слова: психологические особенности, воспитание, кадетский корпус, кадеты. На сегодняшний день многие исследователи отмечают утрату духовных основ российской цивилизацией и наступление нравственного кризиса в современном обществе.

Содержание кадетского воспитания и образования

Обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет.

Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет

В отличие от обычной общеобразовательной школы кадетская школа — интернат имеет свою специфику

Воспитание гражданина-патриота — стратегическая цель кадетского образования.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

...№ 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме

воспитатели проводят беседы с детьми о героях былин и героях Великой Отечественной Войны. Для проведения бесед приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, они

Беседы о героях былин сопровождаются показом мультфильмов, презентаций по теме.

Похожие статьи

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ...

В сентябре в г. Волжском прошло торжественное посвящение 15 дошколят в прокадеты. Воспитанники младшей группы детского сада № 99 «Крепыш» приняли на себя почетное звание.

Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада «Крепыш» создали проект

Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах | Молодой ученый

России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного края».

Задачи и формы воспитательной работы в кадетской школе-интернате на начальном этапе обучения

Такая специфика объясняется тем, что без чувства принадлежности к группе, и чувства

Всё это учитывают педагоги кадетского корпуса в процессе воспитания кадет.

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале...

Кадетские школы департамента образования могут быть как школами-интернатами, так и обычными школами.

Второй тип кадетских корпусов — это корпуса, принадлежащие министерству обороны.

Поэтому обращение к опыту прошлого в области создания и развития системы кадетских корпусов, как

Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты.

Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности...

Завершается работа проведением Урока мужества «…И нет нам тверже почвы под ногами

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны...

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект гражданско-патриотического воспитания «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!» имеет

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были

Актуальность кадетского воспитания обусловлена тем, что в ценностных ориентациях

– Способствовать углублению знаний и представлений о кадетском движении, его традициях.

Патриотическое воспитание кадет посредством творческих работ

Воспитанники училища встречались с ветеранами Великой отечественной войны которые делились с кадетами

Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского.

Содержание кадетского воспитания и образования. Кадетское воспитание — это строго.

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах.

Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов

Ключевые слова: психологические особенности, воспитание, кадетский корпус, кадеты. На сегодняшний день многие исследователи отмечают утрату духовных основ российской цивилизацией и наступление нравственного кризиса в современном обществе.

Содержание кадетского воспитания и образования

Обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет.

Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет

В отличие от обычной общеобразовательной школы кадетская школа — интернат имеет свою специфику

Воспитание гражданина-патриота — стратегическая цель кадетского образования.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

...№ 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме

воспитатели проводят беседы с детьми о героях былин и героях Великой Отечественной Войны. Для проведения бесед приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, они

Беседы о героях былин сопровождаются показом мультфильмов, презентаций по теме.

Задать вопрос