Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 20.01.2018

Статья просмотрена: 4405 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Кадетские корпуса современной России / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47828/ (дата обращения: 17.04.2024).



Общепризнано, что Россия является единственным государством мира, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. «Военному человеку не одни военные, а также и нравственные добродетели иметь должно», — гласит Устав кадетского корпуса 1766 года. Кадетские корпуса давали глубокое образование, высокую подготовленность выпускников к дальнейшему обучению, осуществляли целенаправленную подготовку своих воспитанников к поступлению в высшие учебные заведения.

В современной России идея возрождения кадетского образования вызвана к жизни потребностями государства, состоянием общества и органично вписывается в процесс изменений в системе образования страны, обозначенный как модернизация образования. Сегодняшнее состояние кадетского образования характеризуется ростом не только военных, но и военизированных кадетских образовательных учреждений. Во многих регионах России открыты и создаются органами управления образованием кадетские школы-интернаты, корпуса, классы. Своеобразный «расцвет» кадетских корпусов пришелся на середину 90-х годов XX века. В то время, помимо существовавших в системе Министерства Обороны суворовских и Нахимовского училищ, появилась масса кадетских школ. В их массовом создании можно усматривались две тенденции — с одной стороны военные учебные заведения с падением престижа службы в армии стали испытывать дефицит потенциальных абитуриентов, и поэтому кадетское образование было призвано поддержать престиж воинской службы, с расчетом на то, что значительная часть выпускников этих учебных заведений, если хотя бы не поступит для дальнейшей учебы в военные вузы, то хотя бы не будет «бегать» от прохождения срочной службы по призыву, с другой — социальные «преобразования» в стране породили огромное количество «запущенных» с педагогической точки зрения подростков, которых, по мнению идеологов возрождения кадетских корпусов, сможет скорректировать похожая на настоящую армейскую дисциплину, и в конечном итоге «игра в армию» будет играть для них роль воспитательного компонента, прививая таким образом чувство ответственности.

Кадетское образование в современной России — явление достаточно неоднородное. Все кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. Кадетские корпуса — образовательные учреждения, которые действуют на основании различных документов, используют различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Начиная с 2014 года и в обычных общеобразовательных школах появились профильные кадетские классы. В рамках такого профиля школьников готовят к военной службе в высших учебных заведениях. Подготовку к военной службе в Москве ведут 2 типа учебных заведений:

  1. Принадлежащие Департаменту Образования г. Москвы (ГБОУ)
  2. Принадлежащие Министерству Обороны (МО)

Таблица 1

http://www.nirsi.ru/NewGeneration/n101/stat43.JPG/

http://www.ruscadet.ru/kktoday/system/common/sys-21.gif

Рис. 1. Система кадетских учебных и образовательных учреждение России второго десятилетия XXI века

Важнейшую роль в кадетском образовании играет возрождение лучших традиций обучения и воспитания подрастающего поколения. Кадетские образовательные учреждения создали уникальную модель кадетского образования, выработали новое содержание этого направления в образовании, применяют новые технологии обучения, восполняют недостаток в школах мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для гармоничного раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на государственном гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе. Проанализировав литературу по обучению и воспитанию в кадетских корпусах, мы выделили несколько особенностей кадетского образования:

  1. Кадетская образование — это специально организуемый, целенаправленный процесс воспитания и обучения мальчиков, результат усвоения воспитанником систематизированных знаний, навыков и умений, развитие личности, мировоззрения и познавательных процессов в результате чего формируется высокообразованный, здоровый, патриотически настроенный член современного общества;
  2. Это специфический уклад жизнедеятельности с воинским укладом и бытом, регламентируемый четким распорядком дня, ношением кадетской формы одежды, широким использованием ритуалов и церемоний, строевых приемов и субординации в общении, принятых в военной среде;
  3. Это уважение государственных, военных и кадетских символов и атрибутов, которые имеются в каждом кадетском учреждение с учетом специфики от цвета погон до профиля: морских, казачьих, ракетных, спасателей и т. д.;
  4. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения;
  5. Проведение ежегодных летних практических полевых занятий на базе войсковых частей для кадет по окончании учебного года;
  6. Это привлечение для работы с кадетами опытных офицеров-воспитателей, эти военные педагоги призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики кадетского образовательного учреждения.

У всех кадетских корпусов имеется разная ведомственная принадлежность и разные формы обучения.

Первый тип — это кадетские корпуса, принадлежащие Департаменту образования г. Москвы. Это средние общеобразовательные учреждения, где дети изучают помимо основных предметов дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму кадетов и придерживаются определенного распорядка дня. Кадетские школы департамента образования могут быть как школами-интернатами, так и обычными школами. Отличие в том, что в школах-интернатах дети находятся 5 дней в неделю и домой уходят только на выходные, а в обычных кадетских школах дети приходят и уходят каждый день.

Второй тип кадетских корпусов — это корпуса, принадлежащие министерству обороны. Они предоставляют полный пансион с постоянным проживанием. Увольнения — только в выходные дни. Обучение проводится в соответствии с приказами Министерства обороны.

В каждом кадетском корпусе есть определенный набор традиций. Кадетские традиции — это очень важный аспект образования. Это ряд установившихся обычаев, которые не узаконены специальными приказами, а сформированы самими кадетами. Эти традиции связаны с патриотизмом и готовностью служить Отечеству, это неписанный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий кадетов узами дружбы и товарищества. Огромный опыт обучения и воспитания, накопленный в кадетских корпусах царской России, не был забыт и предан забвению на новом витке развития российского общества. В деле формирования и развития современных кадетских корпусов используются многие положительные стороны прежней кадетской системы. Но нынешняя система кадетских корпусов не может быть полным аналогом прошлого. В современных условиях она должна основываться на новейших реальностях в деле развития военного образования и защиты Отечества. В то же время оптимальное функционирование современных корпусов и их развитие невозможно без учета всего ценного и полезного, что было накоплено в недавнем историческом прошлом. Развитие системы кадетского движения становится делом не только государственным, рассматриваемым только на уровне Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ, но и на уровнях субъектов Федерации, администрации краев, областей и городов. Это обстоятельство позволяет в современной России создать эффективную и динамичную систему кадетского образования. Поэтому обращение к опыту прошлого в области создания и развития системы кадетских корпусов, как надежной, эффективной и весьма необременительной для общества структуры, обеспечивающей обучение и воспитание кадров не только для армии и флота, но и для других ведомств, имеет непреходящее значение. Сейчас в России существует огромное количество кадетских корпусов, которые различаются между собой не только ведомственной принадлежностью, но и спецификой: казачьи, музыкальные, МЧС и т. д. Это позволяет ребятам выбрать учреждение, соответствующее их пожеланиям и потребностям. Во всех кадетских корпусах работают высококвалифицированные педагоги и воспитатели, благодаря которым обучающиеся становятся гармонично развитыми личностями, обученными не только основным предметам, но и основе военной подготовке и других направлений в зависимости от вида кадетского корпуса. В кадетских корпусах широко используется и применяется военно-патриотическое воспитание, которое так необходимо и важно для нашей страны сейчас. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что кадетское образование сейчас — это широко распространенное явление, которое с каждым годом пользуется все большей и больше популярностью и это не случайно, потому что потребность общества в воспитании патриотов своей страны, любви к Родине и традициям своего народа, как никогда важно для нашей страны сейчас.

Литература:

  1. Филиппов, Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. — СПб.1997.
  2. Соболева О. Е. Воспитание в современных кадетских корпусах // Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 2. — С. 47.
  3. Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.
  4. Ермаков А. М. Возрождение кадетских корпусов и кадетского духа//Бюллетень. — 1998. — № 57.
  5. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское образование, корпус, ведомственная принадлежность, кадетский корпус, москва, современная Россия, военная подготовка, военная служба, военно-патриотическое воспитание, Россия.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, кадетский корпус, кадет, патриотизм, воспитательная система, гражданско-патриотическая работа, воспитательная

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Военно-патриотическое направление: формирование у кадет высокого патриотического

Рассмотрим основные формы и методы работы по патриотическому воспитанию кадет.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует о том, что этот аспект был приоритетным направлением в подготовке.

Содержание кадетского воспитания и образования

кадетское образование, Россия, дополнительное образование, обучение, корпус, кадетское воспитание, воспитание, военная игра, внутренняя служба, беспрекословное подчинение.

Возрождение Хабаровского кадетского корпуса имени графа...

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Наряду с образованием в кадетских корпусах большое внимание уделялось и формированию личности, воспитанию. Характерно, что в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886г.) главная цель воспитания отмечалась...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых ценностях государства.

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура.

Социальные практики как средство формирования...

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера — формирование у кадет компетенций, необходимых для осуществления военно-профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, кадетский корпус, кадет, патриотизм, воспитательная система, гражданско-патриотическая работа, воспитательная

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах.

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Военно-патриотическое направление: формирование у кадет высокого патриотического

Рассмотрим основные формы и методы работы по патриотическому воспитанию кадет.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России свидетельствует о том, что этот аспект был приоритетным направлением в подготовке.

Содержание кадетского воспитания и образования

кадетское образование, Россия, дополнительное образование, обучение, корпус, кадетское воспитание, воспитание, военная игра, внутренняя служба, беспрекословное подчинение.

Возрождение Хабаровского кадетского корпуса имени графа...

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Наряду с образованием в кадетских корпусах большое внимание уделялось и формированию личности, воспитанию. Характерно, что в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886г.) главная цель воспитания отмечалась...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых ценностях государства.

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура.

Социальные практики как средство формирования...

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера — формирование у кадет компетенций, необходимых для осуществления военно-профессиональной деятельности.

Задать вопрос