Автор: Вазлеев Владимир Андреевич

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев В. А. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 1-3.



Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. На данном этапе развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание детей в духе патриотизма, любви к Отечеству, к истории родного края. Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направлением воспитательной работы.

Патриотизмэто любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Структура патриотического воспитания представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура патриотического воспитания

Патриотизм как высшее проявление любви к Родине и готовность жертвования во имя ее блага не возникает сам по себе, а является результатом целенаправленной деятельности семьи, школы и других воспитательных институтов. Крайне велика в его формировании и роль государства, организующего деятельность этих институтов и создающего благоприятные для развития патриотических качеств условия.

Патриотическое и гражданское воспитание сегодня — это социальная потребность нашего общества. Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания Российской молодежи. Ведь именно с воспитанием патриотизма подрастающего поколения, связана надежда на возрождение величия Российского государства.

Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Для плодотворного выполнения школой этой великой задачи нужна «единая, вполне определенная и твердая программа патриотического воспитания школьной молодежи, которая могла помочь «в полной мере выполнить наш долг и спокойно взглянуть в глаза будущему» [1] Обстановка в кадетских корпусах настраивает ребенка на тесное общение с Родиной, с ее культурными, историческими и военными образами и тем самым пробуждала в сердцах их любовь к Родине: «Познание России в кадетских корпусах начиналось с ознакомления с географией и историей родного края». [1] Кадеты детально знакомятся с географией Родины, начиная с родной местности, вычерчивают карты, изготовляют рельефы отдельных областей и всей России и подробно знакомятся с физической, политической и экономической жизнью.Преподавание истории, географии и рисования ведется по программам, учитывающим это ознакомление, и привлекает кадет к самостоятельной деятельности. На уроках изобразительного искусства кадеты воспроизводят родные черты и образы, начиная с окрестностей корпуса. Воспитанию идей патриотизма способствуют уроки русского языка и словесности. Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся к самостоятельной и живой работе на пользу Родины» [1]В дни корпусных праздников в корпусах проводится ряд патриотических актов: кадеты участвуют в параде, видя перед собою свою святыню — знамя. В годовщины знаменательных событий в кадетских корпусах устраиваются лекции, чтения и спектакли, оставляющие в умах и сердцах воспитанников яркий след. В годовщины смерти выдающихся полководцев, писателей, государственных и общественных деятелей в корпусах читаются биографии этих лиц, устраиваются литературные утра и вечера, проводятся чествования их с возложением венков к портретам и бюстам. Воспитанники посещают исторические достопримечательности города: музеи и поля сражений, совершают паломничества к братским могилам, знакомятся с памятниками, с военною средою города, обращая «главное внимание на те войсковые части, которые имеют за собой продолжительное и славное боевое прошлое…, чьи знамена… оказались увенчанными ореолам мужества и славы». [1] Пение является фактором пробуждения, развития и укрепления патриотического чувства. Кадеты знакомятся с историей русской музыки и пения, разучивают песни, знакомятся с краткой биографией их авторов.

Важное место в деле патриотического воспитания кадет занимает воспитание уважительного отношения к русской армии, к солдату и офицеру, «безмолвным и терпеливым труженикам и страдальцам за родную землю». Воспитывая в своих учениках уважение к армии, учебно-воспитательный персонал кадетского корпуса руководствуется мудрыми заветами полководцев; традициями нашей славной, испытанной армии и словами инструкции: «все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев» должны «возбуждать в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе русского оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность приносить себя в жертву Родине…» [1] Такое убеждение прививается кадетам систематически. Основной целью патриотического воспитания и всего педагогического процесса на начальном этапе обучения в кадетском корпусе согласно программе содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» [2] является содействие успешному протеканию процесса адаптации обучающихся к обучению в корпусе, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни кадет. Из данной цели вытекают определенные задачи и формы гражданско-патриотического воспитания кадет на начальном этапе обучения школах-интернатах. Задачи и формы воспитательной работы в кадетской школе-интернате на начальном этапе обучения кадет подразумевают социально-психологическую адаптацию личности к новым условиям и формирование кадетской сплоченности. Такая специфика объясняется тем, что без чувства принадлежности к группе, и чувства взаимного уважения невозможно формирование патриотических чувств и системы ценностей офицера страны.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания кадет. Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами кадетского корпуса. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Всё это учитывают педагоги кадетского корпуса в процессе воспитания кадет. Большое внимание в работе с кадетами уделяется гражданско-патриотической работе. Воспитательная система представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в кадетских корпусах уделяется преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще. Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, лекции, доклады, собрания и совещания, митинги, диспуты, викторины, конференции, круглые столы, экскурсии, экодесанты по уборке территорий мемориалов и памятников, дни открытых дверей, встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работу кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско — патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Литература:

  1. Герштенцвейг В. К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — Спб:, 1911. — 36 с.
  2. Ефимов Д. А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов). «Честь имею!». — Карелия: 2010. — 58 с.
  3. Олешко Л. И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1. — С. 22–24
    Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, кадетских корпусах, Патриотическое воспитание, Структура патриотического воспитания, деле патриотического воспитания, начальном этапе обучения, патриотического воспитания школьной, направлений патриотического воспитания, кадетского корпуса, воспитание патриотизма, целью патриотического воспитания, базовых потребностей личности, современных кадетских корпусах, принцип реализации базовых, реализации базовых потребностей, гражданского воспитания Российской, укрепления патриотического чувства, высокого патриотического сознания, формированию чувств патриотизма, среде духа патриотизма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос