Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Поделиться в социальных сетях
14990 просмотров
Библиографическое описание

Чиркунова, А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Е. Чиркунова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 706-709. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 05.08.2021).

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу.

Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения.

Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.

В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. [3, c.510]

Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. [1, c.19]

Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание».

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. [4, с. 78]

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.

Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное.

Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.

Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.

Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.

Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.

Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.

Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.

Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.

Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях:

По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону:

-        словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);

-        практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);

-        наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).

По И. С. Марьенко:

-        формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);

-        информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);

-        действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);

-        синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);

-        формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.

Так же при организации гражданско — патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:

-        методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;

-        методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);

-        методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);

-        методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. [5]

Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. [2, с.60]

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.

Итак, выделим основные рекомендации, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе:

1)   Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания.

2)   Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создавать условия для его самопознания и самовоспитания.

3)   Формировать чувство ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, толерантности, гражданского долга; любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

4)   Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических качеств у учащихся.

5)   Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно способствовать более успешному решению проблемы.

6)   Подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы при организации процесса гражданско-патриотического воспитания.

Таким образом:

Под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если:

-        работа будет осуществляться во взаимодействии администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями;

-        будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся;

-        будут соблюдены рекомендации по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся.

 

Литература:

 

1.                  Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.

2.                  Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца — Майкоп. — 2009. — 208 с.

3.                  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова — М.: АзъLtd., 1992. — 960 c.

4.                  Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. — Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. — 321 с.

5.                  Финогенова А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.bgam.edu.by/bgam.Otchet_ideologich_rabota.doc

Похожие статьи
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016
дата публикации
декабрь-2 2014 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016
Бахтин Юрий Константинович
Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Педагогика
2014
Курвинен Елизавета Евгеньевна
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)
Спецвыпуск
2015
Головня Елена Владимировна
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Дьяченко Татьяна Владимировна
Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Педагогические науки
2015
Панаева Татьяна Викторовна
Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика
Общеобразовательная школа
2018
Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
Некоторые аспекты государственного программирования гражданско-патриотического воспитания молодежи в высшем учебном заведении
Педагогические науки
2014
Сергеева Антонида Анатольевна
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)
Педагогика
2017
Попова Нина Владимировна
Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях
Педагогика
2015
Олешко Людмила Ивановна
Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет
Спецвыпуск
2016