Содержание кадетского воспитания и образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 20.01.2018

Статья просмотрена: 10241 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Содержание кадетского воспитания и образования / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47829/ (дата обращения: 13.11.2024).



В последнее десятилетие в российском обществе произошли глубокие изменения, повлиявшие на социальную активность людей, на уровень требований к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Система образования достаточно быстро отреагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых закладывается приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Заметным явлением в системе российского образования стал новый тип образовательных учреждений — кадетские школы, кадетские корпуса. Опираясь на исторический опыт российского военного образования, они заполнили пустующую нишу специального, целенаправленного образования и воспитания юношей. Основные отличительные особенности кадетских школ:

  1. Круглосуточное пребывание воспитанников в образовательном учреждении, совместное проживание в казармах, кубриках и т. п.
  2. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения: (казачьих, морских, артиллерийских и т. д.)
  3. Формирование особой воспитательной среды, создающей специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней зарядки, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде. Вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки.
  4. Ношение особой формы одежды: повседневной, парадной, полевой.
  5. Проведение практических полевых занятий.
  6. Материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (ОБЖ, предпрофильной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея.
  7. Особенности обустройства территории школьного двора.
  8. Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей. Именно эти военные специалисты призваны организовать особую систему отноений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения. [1].

В настоящее время кадетские корпуса, кадетские школы действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года. В числе приоритетных задач кадетских корпусов выделяют следующие:

  1. Обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет.
  2. Получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела.
  3. Воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отчества.
  4. Формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.
  5. Развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств физической выносливости и стойкости.

В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется так: это не чин и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

Кадетское образование — четко регламентированная система предоставления воспитаннику регламентируемого стандартом объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемая специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения. Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов:

  1. Система воспитания основана на традициях русской армии и в первую очередь на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего распорядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
  2. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
  3. Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
  4. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т. д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
  5. Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, обязанных пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с юношами и подростками. Кадетские общеобразовательные учреждения создают уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском военном поприще. В настоящее время в России существуют: кадетские классы, кадетские школы, кадетские корпуса. Они отличаются друг от друга по ведомственной принадлежности (МВД России, ФПС России и др.), по организационно-правовой форме (государственные муниципальные и т. д.), по источникам финансирования.

Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет собой комплекс мер, в основе построения которых лежит принцип общепризнанных морально личностных потребностей. Важным направлением этой системы является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности кадета, стимулирует к творчеству. Дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразны видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности: художественно-эстетические, общегуманитарные, и др. Воспитательная система включает в себя базовый кадетский компонент — целевые программы воспитания: «Здоровье», «Культура», «Мужское воспитание», «Военно-патриотическое воспитание», «Социальная практика кадет» программы формирования эмоционально ценностных отношений. [3].

Кадетскому образованию в России более трехсот лет. За эти годы выработана сложная педагогическая система воспитания молодежи с большим практическим опытом в этой области. Это привело к тому, что сложилась педагогическая доктрина, которая, несомненно, является ценной для будущего. Вот некоторые основные концепции этой педагогической доктрины:

  1. Главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских корпусов в частности, является не только обучение, но и воспитание молодежи. Целью воспитания является достижение хорошего «поведении» молодежи и юношества. Обучение хорошему поведению полностью возможно только лишь в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение другим наукам и ремеслам может происходить в любом возрасте.
  2. Такое воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении внешней и внутренней дисциплины.
  3. Однако достижение хорошего воспитания с помощью одной лишь дисциплины невозможно. Для этого необходимо укрепление общих религиозных и нравственных верований в юношестве и установление целой системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях. Поэтому в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах существовали системы так называемых «заповедей», в которых доступно и в краткой форме были написаны эти верования и концепции, главным образом идейного и патриотического характера.
  4. Помимо этого, обращалось большое внимание на манеры поведения, которые отражали не только идейные и нравственные установки, но также эстетические и гигиенические правила. Многие правила хорошего поведения тесно связаны с нравственной, психологической и физической гигиеной.
  5. Обращалось особое внимание на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, а также и способности формирования идей и концепций. Кроме того, развивались способности для выработки положительных предложений и принятия правильных решений.
  6. В области обучения обращалось особенное внимание на ясное понимание общего смысла отдельных наук, а не на зубрежку их деталей.
  7. Среди наук особенное место выделялось для двух иностранных живых языков, которые в течение семилетнего срока обучения должны были быть освоены полностью. Кроме того, изучались основные понятия латинского языка, чтобы можно было с помощью словаря переводить основные тексты. Также требовалось достаточно хорошее владение основными историческими познаниями.
  8. Воспитание и обучение в кадетских корпусах имели одной из главных целей отбор и тренировку лучших человеческих ресурсов страны служения государству и народу. Поэтому принцип селекции лежал в основе не только принятия в учебные заведения, но и во всей педагогической программе.

В отличие от обычной общеобразовательной школы кадетская школа — интернат имеет свою специфику:

‒ однородный коллектив обучающихся;

‒ общественный характер проживания;

‒ образ жизни, приближенный к военным ритуалам, что проявляется не только во внешней атрибутике (форменное обмундирование, объединение в группы по принципу воинских подразделений, взаимоотношения, ориентированные на отдельные положения воинского устава и др.), но и в напряженном распорядке повседневной жизнедеятельности, дисциплине, расширении самостоятельности и зон личной ответственности;

‒ корпоративность, т. е. объединение и сплочение группы на основе обособленных интересов (профессионально ориентированных, сословных).

Основная педагогическая задачапедагогических коллективов кадетских школ — создать условия для усвоения ребенком ценностей, соответствующих укладу кадетского образования:

‒ честь, надежность, верность своему слову и делу;

‒ воля, настойчивость, способность достижения целей, преодоление внешних и внутренних (личностных) трудностей;

‒ проявление трудовых и учебных усилий.

Педагогическим средством, способным повлиять на изменение ценностей детей, для педагогов и офицеров-воспитателей является военнаяигра. Военная игра имеет все характеристики, присущие военному делу: романтика в сочетании с тяжелым трудом и ответственностью, высокая степень дисциплины, способность к волевым усилиям и т. д. Как всякая серьезная игра она предполагает правила, обязательные для всех игроков. Нацеленность на выполнение этих правил приводит к такой организации жизнедеятельности, которая естественным образом формирует у ее участников качества, необходимы не только в военном деле, но и в жизни вообще, в разных ее ситуациях: волевое преодоление трудностей, умение подчинять собственные действия установленным в обществе правилам, изменение отношения к себе (самоуважение, самоопределение, самоорганизация). Таким образом, военная игра наполняется смыслами, определяющими мужское поведение, и является средством воспитания мужчины. Кадетская идея для ребят романтична и привлекательна, для ее реализации педагогами кадетской школы-интерната используется богатый опыт истории кадетского движения в России.

Организация жизнедеятельности учащихся предполагает сочетание строгого распорядка дня с обязательным наличием условий для выбора дополнительных видов деятельности. Первая половина дня — учебные занятия, организация и содержание которых определяется учебным планом и существующими стандартами общего образования, время для самостоятельной учебной и военно-спортивной подготовки. Учитывая разный уровень подготовки обучающихся, поступивших в кадетскую школу — интернат, на протяжении первого года обучения на всех дисциплинах значительное внимание уделяется формированию у кадет общеучебных навыков. Научить кадет учиться, осознать, что учение — это не только увлечение, но и обязательный труд — главная задача первого и второго года обучения. С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации. В первые два года обучения закладываются основы общей культуры кадет. Задача следующего этапа образования — в процессе учебной и внеучебной деятельности сформировать у кадет способность к осознанному выбору форм, содержания, видов деятельности, ответственность за свой выбор и результаты деятельности. [2].

В кадетских школах-интернатах сформирована сеть дополнительного образования. Система дополнительного образования наряду с военно-прикладными и спортивными направлениями включает также художественно-эстетические, коммуникативно-деятельностные, естественно-научные и другие направления, учитывающие, с одной стороны, интересы, склонности и потребности кадет, а с другой — определяющие многосторонность их развития, а также исполняющие компенсаторные функции. Работают кружки изобразительной деятельности, хореографическая студия, хор и вокальная группа, вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, силами кадет выпускаются различные газеты и многое другое.

Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции, которые тесно связаны и с воинскими ритуалами, и с повседневной жизнью (учебной и бытовой). Традиции формируют коллективное сознание и придают коллективу индивидуальность. Такими традициями стали Посвящение в кадеты, торжественная акция «Память» (в День Победы), военно-спортивный фестиваль, Большой кадетский сбор, сдача экзаменов на звание «Мастер-кадет», церемония прощания со знаменем школы, кадетский бал. В каждой школе — интернате разработана и принята своя символика — знамя школы, эмблема, форма одежды.

К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:

‒ реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих компонент кадетского воспитания, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;

‒ особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинским уставом с учетом возрастных особенностей и психологии детей;

‒ сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов. Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера.

Своеобразие воспитательного процесса в кадетских корпусах заключается в том, что в его организации широко используется опыт воспитания в Русских императорских кадетских корпусах, содержание которого сводилось к пяти «столпам» правильной педагогики: вера и верования; заветы и традиции; инструментальные концепции; нравы и манеры; символы и ритуалы. Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание Федерального государственного образовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную или гражданскую службу и подготовку к жизни в специфических условиях кадетского корпуса. Кадетам с раннего возраста прививается чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям, при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. Воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их характеров, ума становятся дисциплинированными и организованными. Воспитание гражданина-патриота — стратегическая цель кадетского образования. В кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Явные практические успехи кадетского образования в России ставят вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего гражданского и начального профессионального образования в национальной системе образования страны, а также закрепления этой потребности общества и практической деятельности государства в сфере образования, в самостоятельном пакете правовых и административных норм.

Литература:

  1. Галанин, Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — 200 с.
  2. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный ресурс] / Сайт московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет. — Режим доступа: http://kadet.ru/doc/PISMO_RKB.html/
  3. Соболева О. Е. Воспитание в современных кадетских корпусах // Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 2. — С. 47.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское образование, дополнительное образование, Россия, воспитание, кадетское воспитание, корпус, обучение, беспрекословное подчинение, внутренняя служба, военная игра.


Задать вопрос