Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности и интереса к будущей военной профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Мишин, Г. А. Развитие мотивации обучения кадет через развитие активности и интереса к будущей военной профессии / Г. А. Мишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24.2 (104.2). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24710/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В соответствии с Уставом и Регламентом Севастопольского ПКУ приоритетными направлениями учебно-воспитательной деятельности являются воспитание патриотизма, любви к своей Родине, а также мотивирование и подготовка кадет к продолжению обучения в профильных Военно-учебных заведениях РФ. Повышение качества успеваемости, уровня дисциплины и внутреннего порядка также являются основными направлениями в деятельности воспитателей.

Низкая личная ответственность отдельных воспитанников, недостаточный уровень самодисциплины, пониженная роль младших командиров подрывают основы коллективной работы на результат, особенно для кадет младших курсов. Воспитание патриотизма, командного духа, дружбы и спаянности коллектива на примере героических высокопрофессиональных действий подводников Великой Отечественной войны, а также привитие интереса к героической профессии моряка — подводника, несомненно, будут способствовать развитию мотивации к успешному освоению основной образовательной программы с одной стороны и выбору военной профессии моряка-подводника с другой.

Поделюсь соображениями о путях развития мотивации через развитие интереса при выполнении творческого проекта на учебном курсе «… И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей».

Суть данного проекта. Каждый класс, работая в контексте общей темы (объекта исследования), выбирает себе в качестве предмета исследования боевую деятельность одного из героев-подводников и экипажа под его командованием. Предметом исследования также являются тактические характеристики подводных лодок времен Второй мировой войны, их вооружения и тактических приемов его использования. Основной акцент исследования — единство и спаянность подводников, высочайший профессионализм, основанный на разносторонних знаниях, беззаветная преданность Родине, стойкость и мужество, строгое подчинение воле командира, умение принимать единственно правильное решение и сохранять выдержку в самых сложных ситуациях.

Общим руководителем и координатором проекта является старший воспитатель — начальник курса, который разрабатывает замысел, задание, календарный план, координирует и проводит необходимые консультации других участников. Руководителями проектов в классе являются классные руководители, которые формируют команду участников — «экипаж наследников боевой славы героев- подводников». Команда формируется на принципе добровольного участия, однако, целесообразно привлечение к работе всех кадет. Руководители проекта разрабатывают календарный план работы, согласованный с общим планом, распределяют исполнителей по отдельным направлениям, организуют работу исполнителей.

На завершающем этапе участники готовят презентации и на общей конференции проводят защиту своих проектов. Завершается работа проведением Урока мужества «…И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей» в преддверии Дня подводника. По согласованию с Советом ветеранов г. Севастополя планируется участие кадет в торжественном мероприятии, посвященном Дню подводника 19.03.2016 у памятника Героям-подводникам.

Практическая деятельность педагогов-воспитателей по реализации данного проекта должна основываться на знании психологии развития мотивации и исходит из следующих основных положений.

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация)

В своей деятельности по выполнению проекта педагоги-воспитатели должны учитывать, что:

— мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности кадета. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.

— мотив обладает количественными (по принципу «сильный — слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для одних кадет деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это — внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация характерна для наиболее подготовленных кадет, а для слабых кадет — внешняя мотивация — избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

Все новые технологии самостоятельного обучения, к которым, несомненно относится выполнение предполагаемого проекта предполагают повышение активности обучаемых. Активность характеризует отношение обучающегося к учению, освоению содержания и определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения — самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные — более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Поэтому на поисковом и аналитическом этапах работы над проектом кадетам самостоятельно и с помощью педагога-воспитателя предлагается определять и использовать различные источники и способы получения информации: интернет- ресурсы, библиотечный фонд, переписка с Центральным военно-морским музеем и др. Такая деятельность вынуждает кадет постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами.

Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны:

— отстаивать свое мнение,

— принимать участи в дискуссиях и обсуждениях,

— ставить вопросы своим коллегам и преподавателям,

— рецензировать ответы своих коллег,

— оценивать ответы и письменные работы своих коллег,

— заниматься обучением отстающих,

— объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся,

— находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы),

— создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Очевидно, что наибольшая активизация наблюдается на практическом этапе работы при разработке сценариев и проведении презентаций проектов. Роль педагога-руководителя в формировании активности обучаемых будет заключаться в умелом и грамотном распределении функций и направлений творческой деятельности кадет, основанном на знании их индивидуальных способностей и пристрастий, выявленных в течение предыдущего обучения. Немаловажное значение имеет выбор форм и способов представления результатов своей работы: от использования программы PowerPoint до сценических постановок.

Немаловажное значение для достижения целей проекта играет формирование интереса кадет к объекту исследования.

Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest — имеет значение, важно). Интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Интерес — положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Как утверждал крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский, «Интерес — вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души». Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах:

1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен».

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Педагогическая практика выработала многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов:

— увлеченное преподавание,

— новизна учебного материала,

— историзм,

— связь знаний с судьбами людей, их открывших,

— показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,

— использование новых и нетрадиционных форм обучения,

— обучение с компьютерной поддержкой,

— применение мультимедиа-систем,

— использование интерактивных компьютерных средств,

— взаимообучение (в парах, микрогруппах),

— показ достижений обучаемых,

— соревнование (с коллегами),

— создание положительного микроклимата в группе,

— доверие к обучаемому,

— педагогический такт и мастерство педагога,

— положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

— гуманизация межличностных отношений и др.

Очевидно, что практически все эти пути и средства применимы для реализации целей проекта.

Первоначальный интерес к профессии моряка-подводника был заложен ранее при проведении тематического классного часа «Славные традиции моряков-подводников». Однако, ознакомление кадет с героической боевой деятельностью советских подводников во время Великой Отечественной войны является лишь задачей, способствующей воспитанию у кадет патриотизма, любви к Родине, уважения к истории своей страны как основных компонентов гражданской идентичности, а также формированию командного духа, единства и сплоченности кадетского коллектива. Однако, для достижение главной цели — формирование у кадет осознанного стремления к овладению профессией моряка- подводника — требуется развитие интереса кадет в данном направлении.

Профессор Л. С. Выготский писал: «Любопытство (интерес) — это бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но также внезапно и гаснет. На нём нельзя построить полноценное обучение. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много — завлекательное начало, динамический сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учащихся «между». Буквальный перевод с лат. «inter -est» — «быть между», т. е. чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. Интерес, направляется на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы — неразъединяемое целое».

Это приводит к тому, что для достижения главной цели проекта необходимо прививать у кадет понимание того, что героизм и подвиг подводников основывается прежде всего на высочайшем профессионализме. Профессионализм же является сплавом разносторонних знаний, умений, навыков и опыта. Для развития интереса к данной тематике кадетам в рамках проекта предлагается для исследования ряд самостоятельных тем (направлений):

  1.          История и основные этапы развития подводного флота России.
  2.          Основные тактические свойства и тактико-технические элементы подводных лодок (пл).
  3.          Устройство и основные характеристики подводных лодок времен Великой Отечественной войны типа «М», «Щ», «С», «К».
  4.          Вооружение советских пл времен Великой Отечественной войны и тактические приемы его применения.
  5.          Торпедная атака пл надводной цели. Основы маневрирования пл для решения задачи встречи торпеды с целью.
  6.          Обитаемость пл времен Великой Отечественной войны и основы организации борьбы за живучесть.
  1.          Думается, что погружение в проблематику темы будет способствовать осознанию кадетами необходимости более глубокого овладения знаниями. Этому также будет способствовать продолжение проектной деятельности в старших классах, связанной с современным этапом развития и деятельности подводных лодок ВМФ России, что, в конечном счете, будет способствовать достижению главной цели — формирование у кадет осознанного стремления к овладению профессией моряка- подводника.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, интерес, кадет, деятельность, учащийся, внутренняя мотивация, высочайший профессионализм, командный дух, педагогическая практика, подводная лодка времен.


Похожие статьи

Социальные практики как средство формирования...

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия, Великая Отечественная война, Оренбургское президентское кадетское училище, будущий офицер...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

В такой деятельности развивается не только коммуникативная компетенция кадет

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную

- «Краснодар в годы Великой Отечественной войны», - «Высшие военные учебные заведения Краснодара».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно

Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. /

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Основатель отечественной военно-педагогической школы генерал от инфантерии М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М., 1955.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося.

К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно...

Социальные практики как средство формирования...

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия, Великая Отечественная война, Оренбургское президентское кадетское училище, будущий офицер...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

В такой деятельности развивается не только коммуникативная компетенция кадет

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную

- «Краснодар в годы Великой Отечественной войны», - «Высшие военные учебные заведения Краснодара».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно

Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. /

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Основатель отечественной военно-педагогической школы генерал от инфантерии М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М., 1955.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося.

К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно...

Похожие статьи

Социальные практики как средство формирования...

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия, Великая Отечественная война, Оренбургское президентское кадетское училище, будущий офицер...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

В такой деятельности развивается не только коммуникативная компетенция кадет

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную

- «Краснодар в годы Великой Отечественной войны», - «Высшие военные учебные заведения Краснодара».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно

Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. /

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Основатель отечественной военно-педагогической школы генерал от инфантерии М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М., 1955.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося.

К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно...

Социальные практики как средство формирования...

социальная практика, кадет, кадетское самоуправление, волонтерское движение, Россия, Великая Отечественная война, Оренбургское президентское кадетское училище, будущий офицер...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

В такой деятельности развивается не только коммуникативная компетенция кадет

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское президентское кадетское училище, Великая Отечественная война, военная...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную

- «Краснодар в годы Великой Отечественной войны», - «Высшие военные учебные заведения Краснодара».

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность.

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно

Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. /

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Основатель отечественной военно-педагогической школы генерал от инфантерии М.И. Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и

2. Деятельность кадет носит, в определенной степени, индивидуализированный характер.

Формирование интереса к учебной деятельности

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М., 1955.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося.

К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно...

Задать вопрос