Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.01.2022

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Занина, А. Е. Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов / А. Е. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87717/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются психологические особенности кадетов, а также особенности образовательной среды кадетского корпуса, влияющие на развитие данных психологических особенностей.

Ключевые слова: психологические особенности, воспитание, кадетский корпус, кадеты.

На сегодняшний день многие исследователи отмечают утрату духовных основ российской цивилизацией и наступление нравственного кризиса в современном обществе. В связи с этим возрастает важность кадетского образования, целью которого является всестороннее развитие граждан и сохранение единства образовательного и культурного пространства страны.

Кадетские корпуса представляют собой образовательные учреждения, основная цель которых состоит в подготовке несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Родине на военном или гражданском поприще. Приоритетной задачей любого кадетского корпуса является воспитание развитой гармоничной личности подростка, формирование профессиональной направленности и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего несения государственной службы. В кадетских образовательных учреждениях сложилась уникальная модель воспитания и обучения, а образовательная среда кадетских корпусов имеет ряд отличительных особенностей.

О значении влияния, оказываемого образовательным пространством учебной организации на становление обучающихся, писали многие педагоги-психологи XX столетия и современности: В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург.

Вследствие того, что психологические особенности личности, являющиеся фундаментом психологической активности индивида и предопределяющие специфику его деятельности, не только закладываются при рождении, но и формируются при воспитании и обучении человека, можно сделать вывод, что, психологические особенности кадетов развиваются под воздействием особой образовательной среды и образовательного пространства кадетского корпуса [4].

Особые условия жизнедеятельности подростка в кадетском корпусе-интернате, основанные на уважении и подчинении старшим по званию, необходимостью соблюдать внутренний распорядок дня, следовать воинским традициям и ритуалам, способствуют формированию психологических качеств и свойств личности кадета, необходимых для продолжения обучения военной профессии.

У подростков в процессе воспитания и обучения в кадетском корпусе формируются такие качества, которые в большинстве случаев не свойственны выпускникам средних общеобразовательных учреждений. Кадеты отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они более ответственны и решительны, проявляют устойчивость в стрессогенных ситуациях [4].

Развитость данных качеств зависит от особенностей темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности подростка, влияние на формировании которых было оказано системой воспитания и обучения в кадетском корпусе.

Значимое место в воспитании личности кадета занимает особенности проявления его темперамента. Под темпераментом понимают врожденный биологический фундамент, на котором формируется личность в процессе ее развития [7]. Специально созданные условия образовательного пространства кадетского корпуса оказывают влияние на развитие определенных проявлений темперамента воспитанника, которые будут способствовать успешному освоению военной профессией в дальнейшем [5].

Галеева Н. И. и Середа Е. Г. [2] в своем исследовании выявили, что в кадетском корпусе в основном преобладают юноши с сангвиническим и холерическим типами темперамента. Такие кадеты отличаются своей подвижностью, активностью, порывистостью, они быстро реагируют на происходящие события, проще переживают неудачи в учебе, способны целиком погрузиться в общее дело, не имеют открытых поведенческих сложностей с адаптацией. Но данные подростки имеют и отрицательные проявления типа своего темперамента, они возбудимы, для них характерны в некоторых случаях проявление несдержанности и эмоциональных вспышек, резкие смены настроения.

Преобладание холериков и сангвиников в кадетском сообществе не исключает наличие воспитанников и с другими типами темперамента. Так, у кадетов с флегматическим типом темперамента отмечается стабильное психоэмоциональное состояние и нормативная адаптивность к новым сложившимся условиям, но вместе с тем, у таких подростков более длительный адаптационный период, замедленное реагирование на различные жизненные ситуации, требуется более продолжительное время на усвоение учебной информации.

В процессе обучения и воспитания учащихся в кадетском корпусе одной из первостепенных реализуется задача по развитию таких черт характера личности кадета, которые в дальнейшем будут соответствовать особенностям и требованиям военной профессии. Характер — это своеобразный комплекс индивидуальных устойчивых черт личности человека, определяющих его поведение и отражающих отношения индивида к себе и окружающему его пространству [1]. Поэтому кадетов можно характеризовать как целеустремленных, ответственных, работоспособных, настойчивых.

Особое значение в становлении кадета и формировании у него необходимых для несения службы качеств имеет развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка. Эмоционально-волевая сфера личности представляет собой психическое образования, которое определяет уровень саморегуляции и самоорганизации индивида, его способность управлять собственным эмоциональным состоянием [6].

Высокие требования, которые предъявляются к воспитанникам кадетского корпуса, казарменные условия, четкий распорядок дня, необходимость устанавливать взаимодействие с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска способствуют развитию эмоционально-волевой сферы личности кадета. Поэтому воспитанники кадетского корпуса отличаются более высоким уровнем самостоятельности, инициативности, решительности, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности.

Проявления ценностно-смысловой сферы личности воспитанника кадетского корпуса также являются психологическими особенностями личности кадета. Ценностно-смысловой сферой личности является устойчивое образование, которое выполняет функции выражения важных аспектов внешнего и внутреннего мира, личностных смыслов, обеспечивает специфику восприятия и направленность поведения индивида [3].

Анализ научно-публицистических исследований установил, что существуют качественные расхождения показателей ценностных установок у кадетов и учащихся средних общеобразовательных школ. Учащиеся в кадетских корпусах в обучении более ориентированы на получение знаний, на самообразование и саморазвитие. Для них важно социальное одобрение со стороны педагогов и офицеров-воспитателей и достижение высокого статуса среди сверстников. Для воспитанников кадетских корпусов более значимыми являются ценности профессиональной идентичности, отмечается наличие выраженного желания отождествлять себя с представителями профессий с высоким уровнем гражданской ответственности и риска (т. е. военным, пожарным, полицейским и т. д.). При этом социальными мотивами выбора профессии с высоким уровнем риска и гражданской ответственности обусловлен стремлением выпускников кадетских корпусов быть полезным обществу и желанием выполнить долг перед Родиной [2].

Подводя итог, необходимо отметить, что в кадетских корпусах сложилась уникальная образовательная среда с ее особой моделью обучения и воспитания, под воздействием которой формируются и развиваются психологические особенности кадетов, а именно формируются и развивается особенности темперамента, характера, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности кадета. Учащиеся кадетского корпуса отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, выдержкой, эмоциональной и физической выносливостью, они обладают более развитой саморегуляцией и самоорганизацией, умеют контролировать свои эмоции, хорошо концентрируются на деятельности, направлены на профессиональную идентификацию.

Литература:

  1. Большунова Н. Я., Кононова Т. А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 144–150.
  2. Галеева Н. И., Середа Е. Г. Психологический портрет кадета московского президентского кадетского училища имени М. А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 1 (6). С. 103–107.
  3. Куницына И. А., Смирнова О. С., Яхудина Е. Н. Особенности ценностно-мотивационной сферы старших подростков, обучающихся в кадетском классе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. с. 669–674.
  4. Нездайминова Е. А. Психологические особенности развития личности подростков в условиях кадетского образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 24 с.
  5. Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / под ред. А. В. Кокурина, А. В. Литвиновой. М.: «Авторская мастерская», 2016. 154 с.
  6. Соколовский В. В. Научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования эмоционально-волевой культуры курсантов в процессе их профессиональной подготовки // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 262–267.
  7. Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 70–76.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетский корпус, военная профессия, гражданская ответственность, образовательное пространство, психологическая особенность кадетов, высокий уровень, образовательная среда, особенность темперамента, физическая выносливость, ценностно-смысловая сфера.


Похожие статьи

Содержание кадетского воспитания и образования

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Важной особенностью формирования личности в условиях кадетского корпуса является то, что этот процесс осуществляется в результате параллельного включения воспитанников в военное, образовательное и общественное пространство.

Роль ценностно-смысловых основ в готовности...

Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и соотнесены с

 В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках

В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в...

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское

Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации характерен для кадет с

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации связан с нервно-психической устойчивостью

Целью воспитательного процесса в кадетском военном корпусе (в нашем случае) является...

Ценностные ориентации воспитанников кадетского военного...

 Ключевые слова: воспитанник, кадетский военный корпус, толерантность, ценностные

Изменения, которые происходят в нашей стране, затрагивают духовную сферу общества

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

В кадетских корпусах мальчиков изначально готовили к военной, офицерской службе, тогда как в гимназиях педагогическая система опиралась на

Почти на протяжении всей отечественной истории кадетских корпусов проблеме воспитания кадет уделялось большое внимание.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Кравченко, Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в

4. Степень сплочения воинского коллектива кадетского корпуса: отношение воспитанника к

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок («Экспертная оценка адаптированности в школе», авторы В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина).

Из всех показателей наиболее высокий уровень имеет показатель настроения.

Похожие статьи

Содержание кадетского воспитания и образования

‒ приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Важной особенностью формирования личности в условиях кадетского корпуса является то, что этот процесс осуществляется в результате параллельного включения воспитанников в военное, образовательное и общественное пространство.

Роль ценностно-смысловых основ в готовности...

Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и соотнесены с

 В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках

В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в...

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское

Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации характерен для кадет с

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации связан с нервно-психической устойчивостью

Целью воспитательного процесса в кадетском военном корпусе (в нашем случае) является...

Ценностные ориентации воспитанников кадетского военного...

 Ключевые слова: воспитанник, кадетский военный корпус, толерантность, ценностные

Изменения, которые происходят в нашей стране, затрагивают духовную сферу общества

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике...

В кадетских корпусах мальчиков изначально готовили к военной, офицерской службе, тогда как в гимназиях педагогическая система опиралась на

Почти на протяжении всей отечественной истории кадетских корпусов проблеме воспитания кадет уделялось большое внимание.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Кравченко, Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в

4. Степень сплочения воинского коллектива кадетского корпуса: отношение воспитанника к

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок («Экспертная оценка адаптированности в школе», авторы В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина).

Из всех показателей наиболее высокий уровень имеет показатель настроения.

Задать вопрос